Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НОМИНАЛИЗМ

одно из направлений средневековой схоластической философии, развившееся в борьбе с противоположным ему направлением,реализмом.В этой борьбе есть настоящий философский интерес, заставляющий признать ее не только историческим явлением схоластической философии, но и настоящей философской проблемой, занимавшей как греческих мыслителей, так и современных нам философов. Н. (и реализм) возник из анализа общих понятий и идей, путем которого хотели определить значение их и отношение общих понятий к единичным предметам. Общие понятия получаются путем отвлечения сходных признаков у многих предметов. Бытие общих понятий, таким образом, имеет иной характер, чем бытие признаков; вторые существуют действительно, реально, в то время как общие понятия существуют лишь как отвлечения, в мышлении человека; они существуют лишь идеально, а качества предметов существуют реально;вполненичего действительного не соответствует общему понятию, напр. нет человека вообще, и т. д. Такова точка зрения так назыв. Н., который общие понятия отожествляет с идеями и признает лишь их субъективное значение, т. е. видит в них средство, путем которого человек познает признаки объективного мира. Эта точка зрения очень близка к воззрениям нефилософского сознания, к так назыв.наивному реализму; ежели не признавать разницы между общим понятием иидеей, т. е. объективацией общего понятия, то точку зрения Н. следует признать правильной. Она заключает в себе, однако, совершенно своеобразные трудности: основываясь, по-видимому, на фактах, данных внутренним и внешним опытом, она в действительности не может объяснить всего данного в опыте. Опыт говорит нам не только о признаках или качествах предметов (явлений), но дает нам эти явления в ихсвязи(сосуществования и преемственностей), и связь эта столь же реальна, как и самые явления. Единство мировых явлений есть такой же засвидетельствованный опытными данными факт, как и самое существование явлений. Эту связь мы обыкновенно называем законами или законом природы.С какой бы точки зрения мы ни смотрели на законы природы — с объективной ли, признающей в законах выражения свойств самых явлений, или с субъективной (критической, кантовской), признающей в законах лишь выражение некоторой правильности, существующей в сознании самого человека, — во всяком случае закон есть нечтообщее, в противоположность единичному явлению; таким образом реальностьобщего(точки зрения так наз. реализма) оказывается столь же хорошо засвидетельствованной фактами, как и реальность единичного. Природа, говорит Шопенгауэр, делает все, чтобы сохранить род, и нисколько не заботится об индивидууме. Но как бы ни смотреть на роды и виды в царстве растений и животных, т. е. с точки ли зрения Кювье, признающей постоянство основных форм, или с точки зрения эволюции, отрицающей неизменность форм и верящей в постоянную возможность перехода определенных форм в другие, все равно оба взгляда должны признать значение общего. Несомненно, что первый взгляд (Кювье) более родственен реализму, а второй (Дарвина) более близок к номинализму; но и Дарвин должен признать значение общего в развитии, ибо ведь не всякая форма может перейти в любую иную, а переход этот определен закономерностью явлений. Отрицая теорию специального творения, признавая за классами существ лишь значение субъективных обобщений, Дарвин этим несомненно воскресил средневековый Н., но перенесение идеи закономерности из классов, родов и видов в самое развитие существ дает новую опору реализму. Таким образом, общее имеет реальность — и этим признано различие между идеей и общим понятием. Сказанного достаточно, чтобы видеть, что в пользу каждого из указанных направлений можно привести сильные доводы. Источники Н. находятся в греческой философии; здесь, точно так же как и в средневековой философии, Н. явился как противовес реализму, имевшему гениального представителя в лице Платона, отожествлявшего истинное бытие с идеями. Вообще говоря, можно различать четыре вида реализма: во-первых, общее (universalia) может быть понимаемо как субстанция, существующая в интеллигибельном мире; во-вторых, общее может быть понимаемо как сущность, имеющее бытие в Боге, или в-третьих, как имеющее бытие в предметах; наконец, в-четвертых, общее может быть рассматриваемо не как сущность, но как законы развития и жизни мира. Первый вид реализма принадлежит Платону, второй — новоплатоникам (их учению о логосе), третий вид — Аристотелю (учение о форме), наконец, четвертый вид (conceptualismus), наиболее близкий к Н., тоже может быть найден в элементах аристотелевской философии. Согласно с этим и Н. может иметь разнообразные формы, в зависимости от того, против какого вида реализма направлено номиналистическое отрицание. Номиналистом в Греции был Антисфен, ученик Сократа, основатель цинической школы; он отрицал общее, говоря, что идеи существуют только в уме человека (ψιλαί εννοιαι). Вообще говоря, в греческой философии реалистические воззрения играли гораздо большую роль, чем номиналистические. Новоплатоник Порфирий (реалист) во введении к комментарию на аристотелевские категории говорит, что он не намерен входить в рассмотрение вопроса о значении "пяти голосов" рода, вида и т. д. (γένος,εέδος, διαφόρα, συμβεβηκός и ιοιον), потому что анализ этого вопроса требует большой глубины и пространных рассуждений. Переводы этого введения, сделанные Викторином н Боэцием, послужили для средневековой философии точкой отправления в споре о Н. и реализме. Сам Боэций в этом вопросе занимал довольно неопределенное посредствующее положение, как, между прочим, видно и из эпиграммы XII в., Годофреда из св. Виктора.
Assidet Boelius stupens de bac lite
Audiens quid hic et hic afferat perite
El qoid cul faveat non discernit rite
Nec praesumit solvere litem definite.
Почти все писатели патристического периода были реалистами (представителем их может служить блаженный Августин); только Мартиан Капелла, писатель V в. по Р. Хр. (его учебник "Семь свободных искусств" появился около 430 г.) стоит на совершенно номиналистической почве. Общее понятие он определяет как соединение в одном имени различных видов. Вопрос об универсалиях получает значение первенствующей философской проблемы лишь в XI в. по Р. Хр. Самый гениальный философ средних веков Иоанн Скот Эригена (ум. 877), стоит на реалистической почве. Современник Эригены, Эрик из Оксерра (ум. 881), в вопросах об универсалиях следовал своему учителю, Рабану Мавру, который, в свою очередь, следовал за Боэцием. Представителем Н. в XI в. был Росцеллин, осужденный на суассонском соборе в 1092 г. Осуждение Н. с точки зрения христианской религии весьма понятно, ибо учение о Троице в освещении Н. получает политеистический характер. Противником Росцеллина был Ансельм Кентерберийский, который ясно указал на связь Н. с сенсуализмом "In eorum (т. е. номиналистов), — говорит Ансельм Кентерберийский, — animabus ratio sie est in corporalibus imiginationibus obvoluta, ut ex eis se non possit evolvere". В XII в. в истории Н. особенного внимания заслуживает Абеляр (1079—1142), бывший учеником двух крупнейших представителей Н. (в лице Росцеллина) и реализма (в лице Вильгельма из Шампо). Этим, может быть, и следует объяснять то посредствующее направление, которое Абеляр занял в споре реалистов и номиналистов. Слово, как таковое, — учит Абеляр, — представляет собой нечто единичное и не может быть предикатом, но поскольку слово обозначает собой нечто общее в предметах (consimilitudo) постигаемое мышлением, постольку оно может служить предикатом предметов, как обозначение понятия, концепта (отсюдаконцептуализм— термин, обозначающий направление Абеляра). Но концепт, или понятие, как таковое, нельзя выдавать за общее, существующее в предметах; можно утверждать только, что существует нечто в предметах, по поводу чего возникает концепт. Концепт же сам по себе существует только в уме познающего — но познанное и соединенное в этом понятии имеет объективный характер и обосновано природой вещей, как они созданы творцом. Как из вещества возникает предмет, благодаря тому, что вещество соединяется с формой, так и вид возникает из рода, благодаря тому, что к роду присоединяется специфическое различие (differentia specifica); но из этого не следует, чтобы род, будучи необходимым условием существования вида, во времени предшествовал виду, ибо самый род, как род, существует лишь в видах. В числе противников Абеляра на соборе в Сансе (Sens) 1140 г. находился Жильбер де ла Порре, которого Абеляр встретил возгласом: "Nam tua res agitur, paries cum proximus ardet", — и действительно, 7 лет спустя Жильбер должен был защищаться от нападений Бернарда из Клерво. Главный пункт обвинения состоял в том что Жильбер различает Божество от Бога, Божество же есть лишь форма, благодаря коей Бог становится Богом (Divinitas forma qua, non quae Deus). В конце XII стол. реализм вновь восторжествовал над Н., но вскоре появляется и реакция. Роберт Пуллейн (Robert Pulleyn) борется против диалектики и учит, что для здравого смысла универсалии не могут иметь субстанциального значения. XIII в. представляет самое блестящее развитие схоластической философии; появляются крупные системы Альберта Великого, Фоны Аквината, Дунса Скота. В вопросе об универсалиях эти философы держались умиренной реалистической точки зрения, формулированной арабскими философами: universalia ante multiplicitatem, in multiplicitate et post multiplicitatem. Общее существует до многообразия явлений — в Боге; в многообразии — поскольку общее познается в опыте не как единство, но как различие; после многообразия — поскольку общее существует в мышлении. Итак, до многообразия universalia существуют какintellectualia, в божественном интеллекте; в многообразии — какnaturalia; после многообразия — какlogica; это точка зрения Авиценны, которую усвоили себе Альберт Великий (ум. 1280 г.), Фома Аквинат (1225—1274) и, отчасти, Дунс Скот (1245—1308). Спор томистов и скотистов относится исключительно к истории реализма и посему может быть здесь обойден. Поворот от реализма к Н. произошел благодаря Дуранду из Ст. Пурсэна, Вильгельму Оккаму и Иоанну Буридану. Первый, учитель Вильгельма Оккамского, не сказал ничего такого, что основательнее не было бы выказано его учеником, Буридан же всецело присоединился к воззрениям Оккама, посему достаточно остановиться лишь на Оккаме. Он исходит из положения, что только единичное, индивидуальное создается природой, и следовательно, только индивидуальному может быть приписано бытие. Отсюда само собою следует, что универсалии не имеют субстанциального бытия; однако, Оккам доказывает подробно это следствие двояким способом. Универсалиям, говорит он, не может быть приписана реальность ни вне души, ни в душе. Вне души универсалии не существуют, ибо немыслимо, чтобы Universale, как единое и неделимое, но в то же время отличное от единичных предметов, могло бы пребывать в предметах: ни одна сущность, кроме Бога, не может быть, без разделения, одновременно во многом; если же допустить, что общее существует в предметах, приняв в себя индивидуальные различия, то оно ничем не отличается от индивидуальности и перестает быть общим. Нельзя также допустить, чтобы общее существовало в предметах не вполне, вполне же только в уме, и таким образом только формально отличалось от единичных предметов, ибо в предметах нельзя делать формальных разграничений, не сделав в то же время и реальных. Итак, общее не существует вне души, но только в душе; но каким образом? как нечто субъективное или же объективное, т. е. как нечто реальное или же только как нечто представляемое? Первое невозможно, ибо в таком случае универсалии были бы предметами; предметы же не могут быть предикатом, итак, универсалии существуют лишь в душе, как представления и поэтому их можно назватьfictiones; однако, нельзя представления считать простыми продуктами воображения; они возникают вполне естественно: благодаря ощущению, возникает совершенно независимо от воли или разумапервичное интуитивноепредставление предмета (intentio prima), из коего мышление путем вторичного акта (intentio secunda, actus inelligendi) создает предметное бытие; вторичный акт Оккам называет prima cognitio abslractiva. Это первое абстрактное познание имеет уже общий характер и служитзнакомвнешнего бытия, подобно тому, как дым есть знак огня, или смех есть символ веселья. Общее может быть предицировано относительно индивидуального. К этим общим (универсалиям) первого порядка присоединяются универсалии второго порядка, слова; слова суть знаки знаков; суждение есть соединение знаков; наука состоит из суждений; истина состоит в согласии субъекта и предиката. При научных исследованиях нужно обращать внимание на словоупотребление. Оккам помог торжеству Н.; он даже нашел себе некоторое сочувствие в мистике, напр. у Герсона, который старался примирить Н. с реализмом. Спор реалистов и номиналистов еще продолжался некоторое время, но под иными именами. Реалистов их противники стали называтьформалистами, номиналистов —терминистами; еще позднее реалистов называли antiqui, древними, а номиналистов — moderni, новыми. В новой философии спор этот не играет первенствующей роли; старая проблема является в иной форме.
Литература.Læwe, "Der Kampf zwischen dem Realismus und Nominalismusum Mittelalter, sein Ursprung und sein Verlauf" (Прага, 1876); Prantl, "Geschichte des Logik" (Лпц., 1855—70); Hauréau, "Histoire de la philosophie scolastique" (Пар., 1872—80); Rousselot, "Etudes sur la philosophie dans le moyen âge" (П., 1840—42), Stockl, "Philosophie d. Mittelalters" (Майнц, 1864—66); Werner, "Die Scholastik des spätern Mittelalters" (B., 1881—87).
Э. Радлов.

  1. номинализмлат. nomen имя одно из гл. направлений ср.век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей сторонники Н. отвергали положения реализм...Атеистический словарь
  2. номинализмлат. nomen имя одно из гл. направлений ср.век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей сторонники Н. отвергали положения реали...Атеистический словарь II
  3. номинализмНОМИНАЛИЗМ лат. nominalis относящийся к именам именной от nomen имя философское учение согласно крому имена свойств классов и отношений не являются собственными именами...Большая советская энциклопедия
  4. номинализмлат. nominalis относящийся к именам именной от nomen имя философское учение согласно которому имена свойств классов и отношений не являются собственными именами т.е. им...Большая Советская энциклопедия II
  5. номинализмлат. nomina названия имена . философская точка зрения согласно которой общие названия являются лишь именами единичных предметов а сами понятия и идеи связаны только со ...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. номинализмсущ. муж. рода только ед. ч.номналзм уem...Большой русско-украинский словарь
  7. номинализмnominalism Философия доктрина согласно которой универсальные понятия определяющие общие классы вещей например краснота округлость не могут восприниматься как реально сущ...Большой толковый социологический словарь
  8. номинализмот лат. nominatum называть по имени англ. nominalism нем. Nominalismus. . Направление средневековой схоластической философии XIXV вв. согласно крому реально существуют...Большой толковый социологический словарь II
  9. номинализмнаправление средневековой схоластической философии котороев противоположность реализму отрицало реальное существование общихпонятий универсалий считая их лишь именами лат...Большой энциклопедический словарь II
  10. номинализмНОМИНАЛИЗМ направление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало реальное существование общих понятий универсалий считая их лиш...Большой энциклопедический словарь III
  11. номинализмНОМИНАЛИЗМ направление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало реальное существование общих понятий универсалий считая их ли...Большой Энциклопедический словарь V
  12. номинализмнаправление в средневековой философии которое отрицало реальное существование общих понятий считая их лишь именами словесными обозначениями....Глобальная экономика. Энциклопедия
  13. номинализмВ строгом значении теория знания противопоставляемая реализму. Иногда однако термин используется по отношению к via moderna....Глоссарий богословских и исторических терминов
  14. номинализмфилософское учение отрицающее онтологическое значение универсалий общих понятий т. е. утверждающее что универсалии существуют не в действительности а только в мышлении....Глоссарий философских терминов
  15. номинализмсредневековое учение утверждавшее что общие идеи лишь слова которым в уме не соответствует никакая реальность....Евразийская мудрость от А до Я
  16. номинализмнаправление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало существование общих понятий универсалий считая их лишь именами латинское ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. номинализмНОМИНАЛИЗМ а м. nominalisme ampLT nominalis касающийся имени именной. филос. Направление в средневековой философии считавшее общие понятия лишь именами единичных предмето...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. номинализмлат. nomina имена nominalis относящийся к названиям в узком смысле направление средневековой схоластики конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универс...История философии
  19. номинализмНОМИНАЛИЗМstrongлат. nomina имена nominalis относящийся к названиям в узком смысле направление средневековой схоластики конституирующееся как один из вариантов реше...История философии II
  20. номинализмот лат. nomina именатечение в схоластической мысли признававшее реальное существование только индивидуальных вещей а не общих понятий универсалий овладеть которыми стреми...Краткий религиозно-философский словарь
  21. номинализмкорень НОМИНАЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова НОМИНАЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный НОМИНАЛ ИЗМ Слово Номинализм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  22. номинализмНачальная форма Номинализм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. номинализмnominalism филос. учение отрицающее существование абстрактных понятий и универсалий и утверждающее что их смысл определяется контекстом. Согласно Н. реально существуют то...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  24. номинализмНОМИНАЛИЗМ лат. nomina имена nominalis относящийся к названиям в узком смысле направление средневековой схоластики конституирующееся как один из вариантов решения п...Новейший философский словарь
  25. номинализмлат. nomina имена nominalis относящийся к названиям в узком смысле направление средневековой схоластики конституирующееся как один из вариантов решения проблемы уни...Новейший философский словарь II
  26. номинализмноминализм м. Направление в средневековой философии согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов т.е. признается первичность вещей и вторично...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. номинализмсредневековое учение утверждавшее что общие идеи лишь слова которым в уме не соответствует никакая реальность. Уже в античности философкиник Антисфен оспаривая платоновс...Новый философский словарь
  28. номинализм. Философская точка зрения согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и следовательно не могут быть полноправными объектами научного ис...Оксфордский толковый словарь по психологии
  29. номинализм. Философская точка зрения согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и следовательно не могут быть полноправными объектами научного ис...Оксфордский толковый словарь по психологии
  30. номинализмноминализм номинализм а...Орфографический словарь
  31. номинализмu м картализм теория...Орфографический словарь русского языка
  32. номинализмноминализм номинализмы номинализма номинализмов номинализму номинализмам номинализм номинализмы номинализмом номинализмами номинализме номинализмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. номинализмОрфографическая запись слова номинализм Ударение в слове номинализм Деление слова на слоги перенос слова номинализм Фонетическая транскрипция слова номинализм [намнлизм]...Полный фонетический разбор слов
  34. номинализмномналзм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. номинализмномналзм...Російсько-український словник логіки
  36. номинализмноминализм аСинонимы картализм теория...Русский орфографический словарь
  37. номинализмМ мн. нет fls. nominalizm orta sr sxolastik flsfsind yalnz ayrayr eylrin mvcud olduunu mumi mfhumlarn is adlardan baqa bir ey olmadn iddia edn cryan....Русско-азербайджанский словарь
  38. номинализмnominalism...Русско-английский морской словарь
  39. номинализмм. филос. учение считающее что универсалии существуют только в мышлении а не в реальной жизниem nominalism...Русско-английский психологический словарь
  40. номинализмноминализм м. филос.inominalism...Русско-английский словарь
  41. номинализмm. картализм теория...Русско-английский словарь математических терминов
  42. номинализмnominalism картализм теория...Русско-английский технический словарь
  43. номинализмНамналзм...Русско-белорусский словарь
  44. номинализмфилос.i намналзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  45. номинализмnominalismo теор....Русско-испанский экономический словарь
  46. номинализмСинонимы картализм теория...Русско-китайский словарь
  47. номинализмноминализмСинонимы картализм теория...Русское словесное ударение
  48. номинализмсредневековое учение утверждавшее что общие идеи лишь слова которым в уме не соответствует никакая реальность. Уже в античности философкиник Антисфен оспаривая платоновс...Сверхкраткий философский словарь
  49. номинализмНОМИНАЛИЗМ новолат. от nomen имя с греч. окончанием. Учение по которому слова обозначающие общие понятия не выражают собою реальных предметов противоположное реализму. С...Словарь иностранных слов русского языка
  50. номинализмодно из главных направлений средневековой схоластической философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей сторонники Н. отвергали положения реализма...Словарь исторических терминов
  51. номинализмлат. nomen имя nominalis именной направление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало реальное существование общих понятий у...Словарь по истории психологии
  52. номинализмнаправление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало существование общих понятий универсалий считая их лишь именами лат. nomen...Словарь по педагогической психологии
  53. номинализмноминализм сущ. колво синонимов картализм теория Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы картализм теория...Словарь синонимов II
  54. номинализмлат. nomen имя название направление в средневековой философии считавшее понятия лишь именами. В противоположность средневековому реализму номиналисты утверждали что реа...Словарь-справочник по философии
  55. номинализмот лат. nomen род. падеж nominis имя наименование филос. учение отрицающее онтологич. значение универсалий общих понятий т. е. утверждающее что универсалии существуют не ...Советский философский словарь
  56. номинализмот лат. nominalis относящийся к именам названиям философская позиция отрицающая реальность общего и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия. Денотатом терми...Современная западная философия
  57. номинализмНОМИНАЛИЗМ направление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало существование общих понятий универсалий считая их лишь именами...Современная энциклопедия
  58. номинализмНОМИНАЛИЗМ направление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало реальное существование общих понятий универсалий считая их лиш...Современный энциклопедический словарь
  59. номинализмнаправление в социологии согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей установок мотивов индивида....Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  60. номинализмсм. Схоластика.Синонимы картализм теория...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  61. номинализмот лат. имя название направление средневековой схоластики высказывающееся о природе универсалий общие понятия или универсалии это только обозначения имена знаки вещей и и...Тематический философский словарь
  62. номинализмноминализм [lt лат. nomlna названия имена] направление в средневековой философии согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов признавая перв...Толковый словарь иностранных слов
  63. номинализмНОМИНАЛИЗМ номинализма мн. нет м. от латин. nomen имя филос. Средневековое философское схоластическое учение противоположное средневековому реализму считающее что сущест...Толковый словарь русского языка II
  64. номинализмНОМИНАЛИЗМ м. Направление в средневековой философии согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов т.е. признается первичность вещей и вторично...Толковый словарь русского языка
  65. номинализмномналзм...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  66. номинализмУдарение в слове номинализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове номинализм...Ударение и правописание
  67. номинализмот лат. nominalis относящийся к именам философское направление возникшее в Средние века считающее что абстрактные объекты которые не даны в чувственном опыте сами по себ...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  68. номинализмлат. nomen имя направление средневековой схоластической философии в ареале романогерманских народов которое в противоположность реализму отрицало реальное существование ...Философия политики
  69. номинализмНОМИНАЛИЗМ от лат. nomen имя название филос. учение отрицающее онтологическое значение универсалий общих понятий т.е. утверждающее что универсалии существуют не в дейст...Философская энциклопедия
  70. номинализмот лат nominalis относящийся к названиям именам филос. учение согласно крому общее не имеет никакого онтологич. содержания. При этом крайний Н. отрицал существование об...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  71. номинализмот лат. nomen имя название философское воззрение согласно которому всеобщие понятия универсалии не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому предста...Философский энциклопедический словарь II
  72. номинализмлат. nomen имя название направление в средневековой философии считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому номиналисты утверждали что реа...Философский энциклопедический словарь
  73. номинализмноминализм номинализмы номинализма номинализмов номинализму номинализмам номинализм номинализмы номинализмом номинализмами номинализме номинализмах Источник Полная акцент...Формы слова
  74. номинализмНии Низом Низина Низ Нанизм Намол Намин Налим Нал Наин Назол Назло Наз Монизм Миома Миозин Миоз Мио Мина Мимоза Мимо Мим Милон Мило Милин Милан Мила Миаз Маоизм Мао Манно...Электронный словарь анаграмм русского языка
  75. номинализмНоминализм одно из направлений средневековой схоластической философии развившееся в борьбе с противоположным ему направлением реализмом.i В этой борьбе есть настоящий фи...Энциклопедический словарь
  76. номинализмНОМИНАЛИЗМ направление средневековой схоластической философии которое в противоположность реализму отрицало реальное существование общих понятий универсалий считая их ли...Энциклопедический словарь естествознания
  77. номинализмНОМИНАЛИЗМ лат. nomina имена nominalis относящийся к названиям в узком смысле направление средневековой схоластики конституирующееся как один из вариантов решения п...Энциклопедия История философии
  78. номинализмот лат. nominatum называть по имени англ. nominalism нем. Nominalismus. . Направление средневековой схоластической философии XIXV вв. согласно крому реально существуют...Энциклопедия социологии