Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НИЩИЕ

были известны, как класс людей, о существовании которых должны заботиться другие, еще с самых древних времен. Особенно сильно способствовало размножению Н. христианство, с распространением которого стали появляться все в большем и большем числе Н., просившие подаяния во имя Христа. Византия до того была наводнена Н., что потребовались особые декреты императоров Юстиниана и Феодосия, направленные против их распространения, хотя, с другой стороны, высшие греческие иерархи проводят мысль, что H. — res divina, что "богатым дарует Бог серебро нищим ради", и, таким образом, понятие о милостыне окружается религиозным ореолом. В католической Европе нищенство также берется под покровительство церкви; милостыня считается самым богоугодным делом. Папа Лев XII повелел иметь некоторых Н., чтобы люди не забыли заповеди о Н. В ХШ веке образуются особые ордена "нищенских монахов" (Mendicantes). Есть указание, что еще в половине нашего века у римского папы считалось до 25000 нищенствующей братии, стоивших римскому народу около 1825000 скуди. В старину самый распространенный тип Н. составляли странствующие певцы, большей частью слепые, напр. в Малороссии слепцы старцы, бандуристы или кобзари, которых, в гораздо меньшем числе, можно встретить еще и теперь. В Великороссии этот вид нищих носит название калик-перехожих (см.). На русской почве к нищенству в тесном смысле слова примыкает странничество, паломничество, бродяжничество. В основе этих явлений видна религиозная подкладка, но осложненная славянской непоседливостью, страстью к переходу с места на место и т. п. Таким образом, у нас вырабатывается особый тип Н., резко отличающийся от Н. западно-европейского. Западный Н. в огромном большинстве случаев умственно, нравственно и материально беден; у нас Н., особенно в прежние, не особенно давние времена, был подчас человек бывалый, persona grata в каждом доме, куда он входил, интересный и неистощимый рассказчик про то, "где он бывал". К этому типу Н. примыкает "городской Н.", более или менее оседлый, а переходной ступенью между тем и другим служит особый тип, носящий в разных местах разное название, преимущественно презрительное: голытьба, босая команда, босяки, босявки, золотая рота, раклы, шахаи и т.д. Н. последней категории имеют непреодолимое отвращение к физическому труду, от которого уклоняются под всевозможнейшими предлогами, часто не брезгая никакими другими способами для добывания себе средств к существованию.
Среди Н. у нас на Руси есть своего рода добровольцы: монахи, живущие только подаянием, лица раздавшие свое имущество бедным и решившиеся испытать тяжелую долю Н., нести крест смирения и терпения. Настоящие Н. — это неимущие, погорелые, бобыли, беглые, ослепшие и т. п.; всякие народные бедствия и массовые несчастья вроде моровых поветрий, пожаров, голодных годов значительно пополняют этот контингент. В ряды Н. поступало и поступает множество тунеядцев так называемых Н.-промышленников — зрячие слепые, хромые, способные 6егать, бабы с завернутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. д. Во Франции в прежние времена пристанища для Н. назывались Maisons de miracles, ибо все слепые, хромые, глухие и т. д. Н. в этих домах, в случае надобности, как бы по волшебству превращались в здоровых людей. Еще недавно милостыня у нас налагалась как епитимья и сопровождала поминовение усопших в третины, девятины, полусорочины, сорочины, годовщины. Всякое сословие и учреждение имело своих Н., о которых заботилось: так, были Н. монастырские, церковные, патриаршие, соборные, кладбищенские, дворцовые, дворовые, богаделенные, цеховые и т. п. нищие. Н. часто группировались в целые нищенские ватаги или устраивали особые нищенские цехи. В мст. Семежовке Слуцкого уезда Минской губернии был такой нищенский цех, с целой организацией. Во главе цеха стоял особый атаман (цехмейстер), из слепых: чтобы иметь право носить названте заправского Н.., нужно было 6 лет состоять учеником, внося ежегодно 60 коп. (на нищенскую свечу), и выдержать экзамен в знании молитв, нищенских стихов и песен (кантов) и особенного нищенского языка. В цехе имелись еще ключник-казначей и сотские и десятские, с определенными правами. Выборы цехмейстера и других начальствующих лиц происходили в собрании ватаги, которую созывал цехмейстер и для решения особенно важных дел, и для наказания виновных (исключение из ватаги, штраф, отрезываниеторбы— нищенской сумы). Существование нищенских, или старецких, старост, цехмейстеров, атаманов и пр. обусловливалась стремлением Н. кое-как организоваться, как для совместного сбора подаяния, так и для помощи друг другу в странствованиях по монастырям, ярмаркам и т. п. Сходную организацию мы видим у древних русских паломников, ходивших целыми толпами-ватагами ко святым местам. Лет 10 — 15 тому назад последовало упразднение старецкого самоуправления, шедшего рука об руку с особым старецким языком. В настоящее время еще существует институт старецких старост, избираемых по одному на уезд, их помощников и т. д., но их власть, прежде почти безграничная, теперь уже не всеми старцами признается. На С, в Олонецком крае, нищенские артели имеют несколько иную организацию. Слепцы, калеки и другие, имеющие право на нищенство (увечье), собираются в артели и летом и зимой собирают "ради Христа" печеный хлеб, толокно, горох, сено, лен и т. д. Все это артельщики делят между собой по паям, причем тот, кому принадлежит в артели лошадь и повозка или сани, получает 2 пая. Почти каждая артель имеет в своей среде знахаря или знахарку, которые также получают по 2 пая. Эти знахари или колдуны, помимо собирания подаяния, занимаются также всяким лечением и колдовством. Не подлежит сомнению, что существовала и существует известная солидарность не только между Н. одной и той же ватаги или артели, но и между различными ватагами и артелями. Это видно из того, что существует особенный старецкий, нищенский язык, который Н. держат в тайне и посредством которого Н. одной или разных ватаг друг с другом связаны. Есть указания на то, что условный нищенский язык возник еще в XVII столетии, а может быть, и раньше, в частых сношениях малорусов с румынами и греками. См. Воровской язык.
Литература.Прыжев, "Н. на святой Руси" ("Киевская Старина", 1883, № 9); П. Ефименко, "Братство и союзы Н." (там же, 1883); П. Тиханов, "Брянские старцы", этнологич. очерк (Брянск); "Очерк быта Н. Могилевской губ., их условный язык" (М., 1891); Н. Сумцов, "Культурные переживания" ("Минские Епархиальные Ведом.", 1880, № 17).

  1. нищиеНИЩИЕ МИЛОСТЫНЯ см.также БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Дающий нищему не обеднеет. Царь Соломон Притчи Есть люди которые никогда не простят нищему что не дали ему ничего. Карл Кр...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. нищиенищие духом...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. нищиеэто люди способные удовлетворять только физические потребности обеспечивающие лишь биологическое выживание живущие подаянием лица чей совокупный доход в раза ниже прожит...Большой толковый социологический словарь II
  4. нищиеждите визита дальней родни....Еврейский сонник
  5. нищиекорень НИЩ окончание ИЕ Основа слова НИЩВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой НИЩ ИЕ Слово Нищие содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  6. нищиенищие нищих нищим нищих нищими нищих...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  7. нищиеbeggary...Русско-английский экономический словарь
  8. нищиеebrota ebrci...Русско-чешский словарь
  9. нищиеэто люди способные удовлетворять только физические потребности обеспечивающие лишь биологическое выживание живущие подаянием лица чей совокупный доход в раза ниже прожит...Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  10. нищиедобрая слава успех богатство....Старинный сонник
  11. нищиенищие нищих нищим нищих нищими нищих Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку ....Формы слова
  12. нищиеНищие были известны как класс людей о существовании которых должны заботиться другие еще с самых древних времен. Особенно сильно способствовало размножению Н. христианст...Энциклопедический словарь