Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МОЗАИКА

(от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosaïque, старинное русское — мусия) — в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея.
МОЗАИКА. 1. Средняя часть древнеримского мозаичного пола (приблизительно V в. по Р. Хр.). 2. Древнеримская мозаика времен Империи. 3. Стенная мозаика в базилике Сан Клементе в Риме (XII ст.). 4. Стеклянно-мозаичная орнаментация одной из арок свода в константинопольском храме св. Софии. 5. Мозаика работы Сальвиати в Виндзорском замке (XIX ст.). 6. Мраморное мозаичное украшение алтаря в ц. Сан Доменико в Мессине (эпохи Возрождения). 7. Стеклянная мозаика в венецианском соборе св. Марка (XI ст.).
Таким образом, М. бывает каменная, стеклянная, деревянная (называемая также интарсией), из раковин (rocaille), из кожи и др. веществ. В более тесном смысле, М. называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (т. наз. смальта). М. такого рода распадается на две главные отрасли. В первой вся поверхность картины — рисунок, фигуры, околичности, орнаменты и самый фон — слагается из кубиков или небольших столбиков, имеющих приблизительно одинаковую величину и однообразную форму и представляющих с лицевой стороны своей преимущественно квадратную плоскость; кубики и столбики прилаживаются сколь возможно ближе один к другому в лежащем под ними цементе, заполняющем собою также и промежутки между ними, и затем образованная ими поверхность либо шлифуется, либо оставляется шероховатою (последнее в том случае, если работа рассчитана на то, чтобы производить эффект на дальнем расстоянии). К этой отрасли, которую можно назватьнаборноюМ., относятся opus tesselatum и opus vermiculatum древних,византийская М.и нынешняяримскаяМ., составляемая из множества кусков и штифтиков смальта, особенно удобная не только для подражания настоящей живописи, но и, при крошечном размере этих кусков и штифтиков, для украшения ювелирных вещей и для друг. мелких изделий. От наборной мозаики существенно отличаетсяпластиночная,илиштучная,М., к которой должны быть причислены opus sectile и opus Alexandrinum древних, средневековые кафельные полы с фигурными изображениями, а также новейшаяфлорентийскаяМ. Штучная М. делается из более или менее крупных пластинок натурального камня — мрамора, порфира, алебастра, ляпис-лазури, малахита, различных сортов яшмы и т. п. или же обожженной глины, взятых согласно с цветом различных частей воспроизводимого изображения, вырезанных по их рисунку и пригнанных плотно друг к другу в надлежащем порядке; этими пластинками либо покрывается все пространство, на котором производится работа, либо выкладывается только узор на каменной площади, служащей фоном. Главным назначением М. всегда было и остается поныне — служить пособницей архитектуры, оживлять собою полы и стены в роскошных сооружениях. Она употреблялась для этой цели еще в глубокой древности, у восточных народов, как о том за отсутствием вещественных доказательств позволительно заключить по ясным указаниям на нее, встречающимся в Библии (напр. в кн. Есфирь, при рассказе о пире в садовом дворце Артаксеркса, гл. 1, ст. 7). С Востока искусство М. перешло в Грецию, где благодаря высокой художественности эллинской нации быстро усовершенствовалось и сильно распространилось. По-видимому, греки первые стали пользоваться при производстве М., кроме естественных камней, искусственными стекловидными сплавами, что было важным шагом вперед, так как облегчило подбор колеров и самую технику дела. Плиний и другие античные писатели говорят о многих великолепных греческих М., но единственным их образцом, дошедшим до нас, являются найденные при раскопках олимпийского храма Зевса фрагменты пола (V в. до Р. Хр.) с прекрасными изображениями морских божеств в орнаментированном обрамлении. Человеческие фигуры в этой М. сложены из камешков 1 смт. в поперечнике, белого, телесного, красно-бурого, черного и зеленовато-серого цвета. Римляне, познакомившись с мозаикою через греков, вероятно, вскоре по разрушении Коринфа (во II в. до Р. Хр.), получили к ней пристрастие, как к отрасли искусства, особенно способной удовлетворять их стремление к пышности и блеску, причем стали пользоваться ею для украшения не только полов, но и стен в общественных зданиях, храмах, дворцах и богатых частных жилищах. Многочисленные древние М., сохранившиеся как в самом Риме и др. местах Италии, так и в различных пунктах Франции, Германии и Испании, в которых некогда существовали лат. колонии, свидетельствуют о высоком развитии этого искусства в эпоху императоров. Исполнителями их были отчасти выходцы из Греции, отчасти местные художники, ученики таких мастеров. Нередко эти М. представляют очень сложные композиции и по своему эффекту приближаются к настоящей живописи. Некоторые из них — очевидно копии с греческих оригиналов. К числу таких М. принадлежит грандиозная по сочинению и превосходная в техническом отношении "Битва Александра Македонского с персами при Арбеллах", открытая в 1831 г. в так наз. доме Фавна в Помпее (ныне наход. в Неаполитанском музее). За копию с греческого и притом с мозаичного же оригинала, упоминаемого Плинием (Hist. natur., XXXVI, 60), признается известная "Чаша с голубями, сидящими на ее краю, пьющими из нее воду и охорашивающимися" — М., найденная в вилле Адриана, в Риме, и хранящаяся теперь в тамошнем Капитолийском музее. Из прочих римских М. особенно любопытны: происходящий из той же виллы пол с изображением борьбы центавров с пантерами (в Берлинском музее), знаменитая палестринская М. (в палаццо Барберини в Риме), обширный пол из термов Каракаллы (в Латеранском дворце, там же), "Театральная репетиция" и некоторые другие произведения, добытые, подобно этой картине, при раскопках развалин Помпеи. Христианство, восторжествовав над язычеством, не только не отказалось от М., но и дало ей такое значение, какого она никогда не имела в древнем мире. Быть может, ее прочность побуждала христианских художников при украшении храмов предпочитать ее стенной живописи. Отводя для нее обширные пространства в базиликах, крестильницах и часовнях, они на первое время удержали в ней и технику, и стиль предшествовавшей эпохи, даже не стеснялись вводить в свои композиции языческие символы и олицетворения, присвояя им только иной, новый смысл. Поэтому первохристианские М., каковы, наприм., покрывающая своды усыпальницы св. Констанции и находящаяся в трибуне црк. св. Пуденцианы в Риме (обе IV в.), иногда очень трудно отличать от нехристианских. Однако христианское искусство вскоре бросило это наследство прежнего культа и создало свои собственные типы мозаичных изображений и систему распределения их цикла по стенам храмов. Начиная с V в., расположение М. в базиликах было везде приблизительно одинаковое. Апсида и плоскость стены над нею, как места самые важные и видные, предназначались для главных картин: в нише апсиды, вверху, помещалась колоссальная фигура Спасителя с предстоящими апостолами, святыми и храмоздателями; позднее является тут же, рядом с Христом, Богоматерь. Над Христом изображалась рука Бога Отца, выходящая из облаков и держащая венец. Ниже этой части через все полукружие ниши тянулся фриз, на котором представлены агнец с крестообразным нимбом вокруг головы (Христос), а по обеим сторонами от него — по шести других агнцев (апостолы). Стены среднего корабля над колоннами или арками украшались картинами ветхозаветных событий либо представляли торжественное шествие святых или портреты пап в медальонах; над антаблементом и на ступнях арок начертывались кресты и другие эмблемы христианства. Только в крестильницах, когда то были отдельные здания, расположение М. было другое, но почти постоянно среди них являлась картина Крещения Господня. Фон повсюду был голубой и только впоследствии, под влиянием Византии, стал делаться золотым. Из дошедших до нас М. V века наиболее замечательные находятся в Риме и Равенне, а именно те, которые в первом из этих городов украшают базилику C. Мариа Маджоре, црк. св. Сабины, храм С. Паоло фуори ле мура и крестильницу при Латеранском соборе, в Равенне же — усыпальницу сестры имп. Гонория, Галлы Плацидии (ныне црк. св. Назария и Кельсия), соборную крестильницу, црк. св. Иоанна Евангелиста и базилику С. Апполинарио Нуово. Еще сильнее, чем на Западе, привилась М. в Восточной Римской империи. Причину того надо видеть, главным образом, в любви к роскоши и внешнему блеску, развившейся в Византии вследствие ее соседства и непосредственных сношений с азиатским Востоком. Дороговизна материала и трудность мозаичного производства, достижимая в нем яркость красок, возможность пускать в дело настоящее серебро и золото, монументальная прочность М. — все это заставляло византийских государей смотреть на нее, как на лучший способ декорирования воздвигаемых ими гордых построек. В статье настоящего словаря, посвященной византийскому искусству (см.), вкратце очерчен характер византийской М., бегло рассказан ее исторический ход и указаны главные ее памятники. В дополнение к этим сведениям достаточно будет прибавить, что византийцы употребляли оба рода М., штучную и наборную: первая составлялась из кусков натурального камня различных пород и применялась к украшению полов и к облицовке стен в местах, не занятых лицевыми изображениями; вторая слагалась из стеклянных кубиков с примесью к ним иногда кубиков естественных цветных камней и воспроизводила сложные картины и орнаменты. Заменяя таким образом декоративную живопись, она, по крайней мере в цветущую пору византийской культуры, как нельзя более удовлетворяла условиям такой живописи. Она старалась располагать свои обширные композиции так, чтобы их подробности выделялись с определенностью, избегала сюжетов, в которых большое число фигур мешается между собою, и предпочитала сюжеты, в которых почти нет никакого движения, позы фигур спокойны и правильны и их постановка не нарушает единства ансамбля. Нередко она придавала композиции симметричность, помещая по равному числу фигур с той и другой стороны, через что, кроме ясности композиции для первого же взгляда, достигалась в ней религиозная торжественность. В отношении техники византийские мозаичисты отлично понимали требования своей задачи: тогда как с начала Средних веков художники Запада старались для наилучшего подражания фресковой живописи увеличивать число тонов, византийцы довольствовались небольшим их количеством, помещая резкие цвета друг подле друга и пренебрегая посредствующими тонами: при назначении М. быть видимой издали резкость красок терялась в общей гармонии, и впечатление целого выходило необычайно интенсивным. Фигуры в византийской М. обыкновенно выступают на однообразном, ярко-золотом, реже на голубом фоне; сильный контраст такого фона с яркими цветами тела и драпировок, с своей стороны, значительно содействовал внятности изображенного. Золото и серебро употреблялось в набожной М. и на Западе, но византийцы пользовались для нее этими металлами — особенно первым из них — в широких размерах. Золотые фоны, нимбы, украшения одежд и проч. набирались из стеклянных кубиков, изготовленных таким образом, что на их лицевую сторону накладывался листочек золота, который затем покрывался припаянным к нему тонким слоем бесцветного стекла, — словом, из золотых смальтов, какие употребляются и в настоящее время. Эффект золота в изображениях, помещенных высоко, усиливался особым техническим приемом: кубики не образовывали своею совокупностью сплошной, непрерывной поверхности, а располагались полосами, с легким уклонением от плоскости; между отдельными горизонтальными полосами оставлялись промежутки, вследствие наклонного положения рядов незаметные для глаза; таким образом получался род граней, на которых лучи света отражались под различными углами, что сообщало золоту особенную игру. В то время, когда М. процветала на Востоке, в Риме и Италии наступил для нее период упадка, продолжавшийся целых три столетия. Мозаичные произведения VI в. в римских црк. С. Козимо е Дамиано и С. Лоренцо фуори ле мура гораздо хуже таких же произведений предшествовавшей поры. Еще более плохи и по рисунку, и по исполнению М. VII в. в црк. С. Аньезе, в оратории св. Венанция при базилике св. Иоанна Латеранского и в С. Констанца сулла виа Номентана; VIII в. — М. триклиния Латеранского дворца; IX в. — црк. С. Нирео эд Акилео и С. Пракседе, равно как и собора св. Амвросия в Милане. В XI ст. настоятель Монте-Кассинского м-ря Дезидерий вызывает для своей обители художников из Греции, в том числе и мозаичистов; около того же времени начинаются работы по мозаичному украшению венецианского собора св. Марка, исполняемые греческими мастерами. Благодаря этим двум обстоятельствам и вообще наплыву в Италию греческих артистов, покидающих родину вследствие ее смутного положения, византийское влияние распространяется на искусство Италии и вызывает чахлую, почти умершую итальянскую М. к новой жизни. Хотя блестящая пора византийской М. тогда уже миновала, хотя она уже застыла в сухих, бездушных формах рутинно-условного стиля, однако ее мастера не утратили ни технических знаний, ни ловкости в их применении. Явившись в Италию, они не только работали сами, но и образовали школы мозаичистов в Риме, Венеции и др. пунктах страны и таким образом подняли достоинство М., интерес к которой к тому же снова возбудился в папах, городах и правительствах. Из итальянских М. XII ст., более или менее отражающих в себе византийское влияние, можно указать, как на особенно любопытные, на украшающие собою црк. C. Мариа ин Трастевере, С. Кризостомо, С. Клементе и С. Франческа Романа в Риме, капеллу св. Зенона и притвор венецианского собора св. Марка, црк. Богоматери в Торчелло, близ Венеции, и на Ю. Италии, собор г. Чефалу, палатинскую капеллу и Марторану, в Палермо, и монреальский собор близ этого города. В XIII ст. мозаичных работ в Риме произведено очень много. Некоторые из них, каковы, напр., декорировавшие трибуну и фасад старого Петровского собора и апсиду с триумфальною аркою в базилике С. Паоло фуори ле мура, не уцелели (в первом из этих храмов они разрушены вместе с ним самим в XV ст., а во втором погибли при пожаре 1823 г. и заменены посредственными копиями); зато другие, превосходно сохранившиеся в црк. С. Джованни ин Латерано, C. Мариа Маджоре и пр., дают нам возможность судить о высоком состоянии тогдашней итальянской М. В то же время в Венеции деятельно продолжалось украшение собора св. Марка, а в Тоскане мастера Андреа Тафи вместе с венецианскими греками, Фра Якопо и Гаддо Гадди — трудились над мозаичною живописью в куполе флорентийской крестильницы и в апсиде Пизанского собора. Должно заметить, что у мозаичистов этого времени сквозь принципы и приемы, наследованные от византийцев, уже начинает проглядывать стремление к свободе и самобытности, предвещающее эпоху Возрождения; они больше не хотят оставаться неизвестными или позабытыми в потомстве и отмечают исполненные произведения своими именами, даже помещают в них свои изображения. Кроме названных выше художников, в этом и следующем столетии отличаются особым искусством в рассматриваемой области Якопо Торрити, Я. да Камерино, семейство Космати, П. Каваллини и Я. Ризути, а также с успехом занимаются им знаменитые живописцы Чимабуе и Джотто. С конца XIV ст. производство значительных М. почти прекращается повсеместно, за исключением Венеции: их начинает все чаще и чаще заменять фресковая живопись, как искусство менее дорогое, более легкое и способное лучше отражать в себе индивидуальность художников. Вместе с тем М. постепенно утрачивает свой прежний характер монументального декоративного искусства и превращается в рабскую копировщицу произведений кисти. Чем дальше, тем решительнее берет перевес над нею ее соперница, живопись, давая ей в картинах знаменитых своих мастеров оригиналы для точного повторения и ограничивая круг ее самостоятельных задач мелкими поделками. Живописцы эпохи Возрождения, как, напр., флорентийцы Пезелли, А. Бальдовинетти, Дом., Дав. и Рид. Гирландайо пускаются иногда сами в мозаичное производство, стараясь — когда дело идет о лицевых изображениях — подделываться под живопись. Венецианские мозаичисты XVI ст., продолжающие работы в С. Марко, Фр. и В, Цуккати Риццо, В. и Д. Бьянкини, Боцца, Мартини, Маффео Верона и др., строго копируют композиции Тициана, Тинторетто, Сальвиати, Себ. Риччи, тогда как в Риме Рафаэль изготовляет картоны, по которым Лузаччо ди Паче выполняет мозаичные купола капеллы Киджи в црк. C. Мариа дель Пополо, а друг великого урбинца, архитектор и живописец Бальдазаре Перуцци, производит по собственным эскизам М. на своде крипты в С. Кроче ин Джерузалем. В том же столетии начинаются работы по украшению М. нового Петровского собора в Риме. Ими управляют сначала Муциано да Брешиа, а потом, в XVII ст., последовательно Марчело Провенцале да Ченто, Дж. Календа, Фабио Кристофари и Джесси. Календра изобрел новый состав мастики для укрепления смальтов, более прочной и долее не засыхающей, через что значительно облегчил технику М. Сын Ф. Кристофари, Пьетро-Паоло, в 1727 г. был назначен начальником папского мозаичного заведения, которое в преобразованном виде существует и в настоящее время и служит рассадником римских мозаичистов. Главную его задачу составляет воспроизведение шедевров живописи, украшающих собою алтари Петровского собора. Помимо того, по приказанию пап оно исполняет также другие подобные работы, из которых при Григории XVI и Пии IX самою крупною была реставрация старинных М., поврежденных пожаром в базилике С. Паоло фуори ле мура и замена погибших в нем новыми. Папское мозаичное заведение славится точностью, с какою его мастера передают оригиналы, и громадностью числа цветов и оттенков смальтов (до 28000 колеров), постоянно имеющихся в его распоряжении. Кроме папской, в Риме находится несколько незначительных частных мастерских М.; но они, равно как и многочисленные отдельные мозаичисты, не идут дальше промышленных целей и снабжают торговлю преимущественно небольшими копиями с образов и известных картин, видами вечного города и его окрестностей, мозаичными брошами, серьгами и запонками, которые охотно покупают путешественники. В Венеции, где мозаичное производство культивировалось столь давно и откуда в прежнее время выходили искуснейшие его мастера, оно также не прекратилось совершенно; лучшие из тамошних мозаичных фабрик принадлежит фирме Сальвиати. Флоренция с половины XVI ст. славилась штучною М., составляющею и доныне ее специальность. Она производит лицевые доски для католических церковных престолов, верхние доски для столов; пресс-папье и т. п. из плиточек яшмы, ляпис-лазури, малахита, голубца змеевика и др. твердых цветных камней, выкладывая ими узоры, изображения птиц, цветов, плодов и пр. Эти изделия, по самому способу своего исполнения не выдерживающие сравнения с наборными М., тем не менее, нередко достигают большой художественности. Особенно роскошные их образцы можно видеть во дворце Питти во Флоренции; несколько прекрасных флорентийских мозаичных столов имеется также в Имп. Эрмитаже.
Представив исторический очерк М. в Италии, не распространяемся об этом искусстве в прочих странах Зап. Европы, потому что оно возникало в них спорадически, как пришлое из Византии, Италии и отчасти с мусульманского Востока; о мозаичном же производстве этого последнего будет речь в ином месте (см. Мусульманское искусство). Нельзя, однако, не остановиться с некоторою подробностью на истории М. в нашем отечестве. Она проникла в него впервые из Византии вслед за обращением Руси в христианство, как о том позволяют заключить остатки штучного каменного пола, найденные при раскопках первоначальной Десятинной церкви, выстроенной в Киеве св. Владимиром по византийскому образцу и с участием греческих мастеров. Затем в XI в. Ярослав Мудрый, соорудив там же Софийский собор, украсил его стены не только фресками, но и мозаичными изображениями, из которых дошли до нас колоссальная фигура Богоматери, верхней части главной алтарной апсиды (известная под названием "Нерушимой стены"), "Установление таинства евхаристии" под этою фигурою, "благовещение" на двух столбах главн. алтаря, "Архидиаконы Стефан и Лаврентий" вверху восточной стены, "Господь-Вседержитель" в середине главн. купола и др., более поврежденные. Исполнение этих М. предание приписывает киево-печерскому иноку-иконописцу преп. Алипию; но их стиль, техника и находящиеся при них надписи удостоверяют, что это — произведения греческих рук. М. была также украшена в Киеве главная црк. Михайловского монастыря, основанная в 1108 г. вел. кн. Святополком II; из этих изображений сохранились только часть картины евхаристии и фигуры мучеников Димитрия и Стефана. После этой далекой эпохи нашей истории о М. в России (за исключением штучных полов в некоторых древних церквах) не было и помину до самой половины XVIII ст., когда Ломоносов, заинтересовавшись образцом М., привезенным из Рима, попробовал завести в СПб. мозаичную фабрику, для которой сам изготовлял смальты. Им было исполнено при участии живописца М. Васильева несколько мозаичных картин, между прочим "Полтавская битва", предназначавшаяся для проектированного мавзолея Петра Вел. (хранится в одном из зданий Имп. акд. худ.), и портрет имп. Елизаветы Петровны. Однако попытка Ломоносова, не найдя ни достаточной поддержки со стороны правительства, ни сочувствия в обществе, осталась без дальнейших последствий. В 1820—1840 гг. работал в СПб. искусный мозаичист Г. Веклер, родом курляндец, образовавшийся в Италии. Но прочным образом М. водворилась у нас только при имп. Николае I. По воле этого государя в 1846 г. была устроена в Риме мастерская, в которой несколько русских художников, пенсионеров Минист. двора, стали изучать мозаичное производство под руководством Барбери. В новоустроенном заведении были исполнены помещенная потом в часовне на Николаевском мосту в СПб. копия мозаичного образа Николая Чудотворца работы Ф. Кристофари (воспроизведшего в нем древнюю икону, существующую в Бари), копия с знаменитого пола Круглой залы Ватиканского дворца (наход. в Белой зале эрмитажного павильона в СПб.) и некоторые другие картины. Так как главною целью учреждения мастерской было изготовление образов для строившегося тогда Исаакиевского собора, то вскоре было сочтено необходимым перевести ее в Петербург и расширить. Пий IX разрешил нескольким мастерам папской студии поступить на русскую службу, вследствие чего явились в нашу столицу Рафаелли, два брата Бонафеде, Кокки и Рубиконди. Кроме них, в личный состав СПб. мозаичного заведения вошли Е. Солнцев, В. Раев, Шаповалов и Федоров, работавшие перед тем в Риме, а также двенадцать молодых людей из учеников Акад. худ. Мастерская сначала помещалась на Имп. стеклянной мануфактуре, но в художественном отношении находилась под контролем Академии. В 1864 г. последовало полное соединение ее с этой последней, при чем она получила наименование "Императ. мозаичного отделения" и была перенесена в новое здание, специально для нее выстроенное вблизи от Академии. Отделение в сравнительно недолгий срок своего существования образовало многих прекрасных мозаичистов, каковы Алексеев, Бурухин, П. Васильев, Голубцов, В. Сорокин, Селиванович, Фролов, Щетинин, Хмелевский и др. Оно успело заменить мозаичными живописные образа во всех трех иконостасах Исаакиевского собора и отчасти живопись пандантивов под его куполом и составить себе на международных выставках репутацию заведения, не уступающего в отношении как количества разнообразных цветов смальта, так и достоинства своих произведений, папской студии, если даже и не превосходящего ее. — Ср. J. Labart, "Histoire des arts industriels au moyen âge etc." (2 изд. три т., П. 1872—75); В. Bucher, "Geschichte der technischen Künste" (т. I, Штутгарт, 1876); Gerspach, "La Mosaique" (один из томов издания Кантена: "Bibliothèque de l'enseignement des beaux-arts").
А. С—в.
М.(техн. см. Стеклянное производство и др.). — Деревянно-мозаичные изделия привозятся в Россию преимущественно из-за границы. Впрочем, в России тоже изготовляются изделия этого рода, и они в некоторых местностях составляют даже предмет кустарного производства. Так, с 1884 г. в с. Маклакове Васильсурского у. Нижегородской губ. стало распространяться производство деревянно-мозаичных изделий — столиков, шкатулок и пр. В настоящее время этим промыслом занимается почти все упомянутое село, причем мастерство в этих изделиях достигло высокой степени совершенства. Большинство кустарей села Маклакова употребляет для своих работ искусственно окрашенную в различные цвета древесину, и лишь человек 10 работает натуральными цветными деревами, пользуясь для этого преимущественно ящиками из-под привозимых из-за границы товаров (сигар, красок, москателей и т. п.). Тонкие дощечки или фанерки всех тех цветов, которые требуются по рисунку, подвергаются обработке при посредстве самых тонких пилок. Когда мозаичный рисунок состоит из одних только прямолинейных фигур, то отдельные кусочки М. можно нарезать острым ножом по железной линейке; криволинейные же фигуры должны быть непременно выпилены. Для приготовления шахматной доски на 4-угольную доску из простого дерева толщиною от 1/2 до 3/4 дм., хорошо выверенную и выстроганную, накладывают рисунок шахматной доски. Затем берут две выстроганных с одной стороны фанерки: одну черного дерева, другую белую (пальма, клен, акация и др.) в 12 дм. длины и режут ножом полосами в 1 1/2 дм. ширины. Отрезав 4 светлых и 4 темных полосы, наклеивают их попеременно на листе белой бумаги и кладут под пресс, пока клей совершенно не просохнет. Тогда снова разрезывают склеенные полосы по направлению, перпендикулярному склейке полосы, тоже в 1 1/2 дм. ширины. Получатся полосы, на которых чередуется темное поле с белым. Эти полосы снова накладывают на лист бумаги и передвигают их так, чтобы и по другому направлению черный цвет чередовался с белым. Остается затем вырезать из фанерки узкую кайму и пригнать ее вокруг шахматного поля. Простой рисунок, состоящий из криволинейных фигур, изображен на фиг. 1 (накладка на платяную щетку).
Из фанерок красного или орехового дерева вырезывают две пластинки величиною немного более щетки и такие же две пластинки из кленовой тонкой дощечки. Все четыре пластинки складывают вместе и склеивают при посредстве полосок бумаги, обмазанных слегка клеем и положенных в 3—4 местах, как это указано пунктиром на фиг. 1. Необходимо клеем намазать лишь середину полоски. Фанерки из темного и светлого дерева кладут друг на друга попеременно и между ними полоски бумаги с клеем. Все вместе зажимают в пресс на несколько часов и переводят рисунок на верхнюю пластинку, которая должна быть поэтому светлою. После этого просверливают маленькие отверстия и принимаются пилить. Сначала выпиливают 4 ромба в середине, нумеруют их и кладут в особый ящик со многими мелкими отделениями. Затем выпиливают среднюю часть фигуры и наконец две крайние; пилку следует держать все время отвесно. После этого отделяют пластинки друг от друга острым ножом, кладут их на стол и закрепляют при помощи штифтиков так, чтобы они сохраняли свое положение, когда будут вкладывать кусочки. Верхнюю светлую пластинку обозначим 1, следующую 2 и т. д. Светлые кусочки из пластинки № 1 вкладывают в соответствующие прорезы № 2; темные кусочки из № 2 в прорезы № 1. Маленькие же ромбы из № 1 вкладываются в № 1, а из № 2 в № 2, потому что они должны быть того же цвета, как и вся пластинка. Таким же образом поступают и с пластинками № 3 и № 4; при этом получаются две светлых пластинки с темными вставками и две темных со светлыми. Чтобы закрепить вставки на своих местах, берут кусок бумаги, обмазанной клеем, соответствующей величины, и накладывают на пластинку, при чем и пластинка и вставки пристают к бумаге. Пластинки помещают одну на другую, перекладывают их полосками бумаги, чтобы они не склеились, и кладут их ненадолго под пресс, пока они не подсохнут. На фиг. 2 представлен узор из четырех цветов.
Берутся по пластинке палисандрового дерева, орехового, красного и клена, складываются вместе, склеиваются полосками бумаги и затем выпиливается узор. Основные пластинки располагают на столе в порядке №№ 1, 2, 3 и 4, в них вкладывают продольные полоски из № 2, 3, 4 и 1, кольцеобразные из №№ 3, 4, 1 и 2 и внутренние частички из №№ 4, 1, 2 и 3. В пластинке палисандрового дерева будут, таким образом, продольные полоски из орехового дерева, кольцеобразные из красного дерева и внутренние куски из клена. Фиг. 3 представляет крышку к ящику; звезда составляется обыкновенно из черного и белого дерева.
Основание можно сделать из 8 кусков орехового или красного дерева и окружить темной каемкой. Если работа сложна и вырезок очень много, то нумерация их мало поможет делу; в этом случае лучше поступать так: берут лист липкого пластыря и на нем раскладывают вырезки, придерживаясь порядка согласно с рисунком. По этому способу можно сделать самые сложные мозаики.
А. Пресс. Δ.

  1. мозаикаизображение из мелких камешков галька или кубиков тессеры однотонных или цветных уложенных на раствор украшала полы иногда стены и своды жилых обществ. культовых сооруже...Античный мир. Словарь-справочник
  2. мозаикаангл. mosaic техника украшения в основном применяется для пола и стен. На цементную основу в определенном порядке укладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла ...Археологический словарь
  3. мозаикамусия Изображение составленное из множества элементов близких друг другу по размерам. Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И. Синонимы болезнь витро ...Архитектурный словарь
  4. мозаикафтапат.мазака...Асноўныя тэрміны і паняцці па сельскай і лясной гаспадарцы
  5. мозаикаМОЗАИКА франц. mosaique итал. тоsaico от лат. musivum букв. посвящнное музам изображение или узор выполненные из однородных или различных по материалу частиц камень смаль...Большая советская энциклопедия
  6. мозаикафранц. mosaque итал. mosaico от лат. musivum буквально посвященное музам изображение или узор выполненные из однородных или различных по материалу частиц камень Смальтаe...Большая Советская энциклопедия II
  7. мозаикаитал. mosaico . изображение орнамент выполненный из кусочков стекла . пстрая смесь разнородных частей. Например мозаичная клиническая структура в которой трудно выделить...Большая энциклопедия по психиатрии
  8. мозаикаж. mosaico m тж. перен. детская мозаика puzzle m англ. Итальянорусский словарь. Синонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри мил...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. мозаикамозаикаMosaikСинонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. мозаикажMosaik n болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. мозаикафтп. mosaic mottle...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  12. мозаикаж.mosico mem тж. перен....Большой русско-испанский словарь
  13. мозаикасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  14. мозаикаж. mosaque f marqueterie f puzzle pzl m...Большой русско-французский словарь
  15. мозаикафилат. назв. водяного знака восьмиконечные звезды на конвертной бумаге использ. при изд. станд. и рекламных маркированных конвертов СССР в . болезнь витро гиалографика де...Большой филателистический словарь
  16. мозаикаж.mosaque f marqueterie f puzzle m болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. мозаикафранц. mosaique итал. mosaico от лат. musivum букв. посвящнное музам разновидность монументальнодекоративной живописи изображение орнамент сюжетная композиция выполн. и...Большой энциклопедический политехнический словарь
  18. мозаикафранц. mosaique изображение или узор выполненный из цветныхкамней смальты керамических плиток и т. д. разновидность живописииспользуемая преимущественно для украшения зд...Большой энциклопедический словарь II
  19. мозаикаМОЗАИКА франц. mosaique изображение или узор выполненный из цветных камней смальты керамических плиток и т. д. разновидность живописи используемая преимущественно для ук...Большой Энциклопедический словарь V
  20. мозаикаизображ. или узор выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхност...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. мозаикаизображ. или узор выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхност...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. мозаикафранцузское mosaique изображение или узор выполненный из цветных камней смальты керамических плиток и т.д. разновидность живописи используемая преимущественно для украшен...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. мозаикаМОЗАИКА и ж. устар.em МОЗАИК а м. mosaque f. ampLT ит. mosaico. strong. Картина узор выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла мрамора цв...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. мозаикакартина из кусочков природного цветного камня или смальты....История и теория культуры
  25. мозаикаизображение или узор выполненное из смальты специально приготовленного стекловидного вещества цветных камней мрамора плитки. Разновидность живописи....История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  26. мозаикамозаика...Крымскотатарско-русский словарь II
  27. мозаикаМозаика mosaica opus musivum tessellatum мозаичный musivus tessellatus sectilis mosaicus...Латинский словарь
  28. мозаикаМозаика Секрет е утрачен.Синонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Лексикон прописных истин
  29. мозаикаи ж.em Рисунок или узор составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла мрамора эмали цветных камешков и т. п. плотно примыкающих дру...Малый академический словарь
  30. мозаикалат. Mosaique посвященное музам одна из разновидностей монументальной живописи представляющая собой изображение или узор выполненный из разноцветных камней или смальты ...Мировая художественная культура. Словарь
  31. мозаикакорень МОЗА суффикс ИК окончание А Основа слова МОЗАИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный МОЗА ИК А Слово Мозаика содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  32. мозаикаНачальная форма Мозаика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. мозаикафранц. mosaпque итал. mosaico от лат. musivum букв. посвящнное музам муз.сценич. произведение музыка крого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес пр...Музыкальная энциклопедия
  34. мозаикамозаика . ж. Вид декоративного прикладного искусства. а Картина узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла мрамора цветных камней и т...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. мозаикаОбычно структура или конструкция составленная из множества различных фрагментов....Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. мозаикаОбычно структура или конструкция составленная из множества различных фрагментов....Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. мозаикамозаика мозаика и...Орфографический словарь
  38. мозаикаu ж болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Орфографический словарь русского языка
  39. мозаикамозаика...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  40. мозаикаОсобая разновидность живописи в которой изображение образует набор из разноцветных стеклянных кусочков или камней имеющих различную естественную окраску и прочно закрепле...Основы православной культуры
  41. мозаикаmosaque...Политехнический русско-французский словарь
  42. мозаикамозаика мозаики мозаики мозаик мозаике мозаикам мозаику мозаики мозаикой мозаикою мозаиками мозаике мозаиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. мозаикаОрфографическая запись слова мозаика Ударение в слове мозаика Деление слова на слоги перенос слова мозаика Фонетическая транскрипция слова мозаика [мазак] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  44. мозаикаизображение или орнамент выполненные из отдельных очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла цветных камней дерева металлов эмали и пр. а также сам...Психомоторика словарь-справочник
  45. мозаикаMusvum из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры tesselatum или целые картины собственно musivum напр. прекрасная картина в Помпеях и...Реальный словарь классических древностей
  46. мозаикамозака....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  47. мозаикаот франц. mosaique техника живописи выполняется из цветных камней смальты керамич. плиток и т. п. путем набора на разл. основу применяется как один из видов монумент.дек...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  48. мозаикамозаика иСинонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русский орфографический словарь
  49. мозаикаЖ mozaika alabzk materialdan quradrlm kil bzk v s....Русско-азербайджанский словарь
  50. мозаикавидеоэффектem spatial defocusing effect тлвu video mosaic effect inlay mosaic pixelization tile мозаика ж.umosaicнабирать мозаику mount a mosaicдеревянная мозаика marq...Русско-английский политехнический словарь
  51. мозаикаж....Русско-английский психологический словарь
  52. мозаикамозаика ж.imosaic inlay...Русско-английский словарь
  53. мозаикамозаика ж. mosaic inlay....Русско-английский словарь II
  54. мозаикаf.tesselation mosaicСинонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русско-английский словарь математических терминов
  55. мозаикаж....Русско-английский словарь по физике
  56. мозаикаinlay tesselation mosaic tile tiling...Русско-английский словарь по электронике
  57. мозаикаf Mosaic...Русско-английский словарь стекольной промышленности
  58. мозаикаinlay mosaic...Русско-английский строительный словарь
  59. мозаикаmosaic деревянная мозаика смальтовая мозаика шахматная мозаикамозаика передающей телевизионной трубки target болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство и...Русско-английский технический словарь
  60. мозаикаtile...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  61. мозаикаN...Русско-армянский словарь
  62. мозаикаМазака...Русско-белорусский словарь
  63. мозаикаиск. перен.i мазака жен.i...Русско-белорусский словарь II
  64. мозаикамозаика ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  65. мозаикамоза Синонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русско-ивритский словарь
  66. мозаикаж. mosaico m вторичноэмиссионная мозаика деревянная мозаика запоминающая мозаика кварцевая мозаика накопительная мозаика светочувствительная мозаика фотопроводящая мозаи...Русско-итальянский политехнический словарь
  67. мозаика. мозаика рнек жекежеке р алуан тст шыныдан мрмрден р тст тастан ааштан металдан жне т. c. брнбрне тыыз таап салан наыш бр нрсен сурет. перен. пестрая смесь алала ыры рау...Русско-казахский словарь
  68. мозаикашекей...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  69. мозаикатаскесте...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  70. мозаикамозаика шекей...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  71. мозаиканаыш рнек мозаика...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  72. мозаикамозаика шекей...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  73. мозаикаж. мозаика . иск. трд тстг таштардан айнектин сыныктарынан жыгачтан металлдардан бирбирине бекитип кооздоп жасаган нерсе . перен. алабула кызылтазыл бозала болгон кошунду...Русско-киргизский словарь
  74. мозаикаpnt xingqin xgng msik играem xingqin wnjСинонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терр...Русско-китайский словарь
  75. мозаикаmozaka...Русско-латышский словарь
  76. мозаикаШигтгэмэл зураг...Русско-монгольский словарь
  77. мозаикаLadungsmosaik электрон.u Mosaik передающей телевизионной трубкиem Rasterplatte Speicherelektrode...Русско-немецкий политехнический словарь
  78. мозаикаж. Mosaik n....Русско-немецкий словарь
  79. мозаикаeingelegte Arbeit прикл.u mosaische Arbeit Einlegearbeit Mosaik...Русско-немецкий словарь по искусству
  80. мозаикаOzaiek...Русско-нидерландский словарь
  81. мозаикамозаикаж ....Русско-новогреческий словарь
  82. мозаикаmosaikk mosaikkunst treinnlegging болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русско-норвежский словарь
  83. мозаикаmozaika...Русско-польский словарь
  84. мозаикажmosaico m болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русско-португальский словарь
  85. мозаикаМозаикаmtomo mi njumu...Русско-суахили словарь
  86. мозаикамозаика кошинкор...Русско-таджикский словарь
  87. мозаикаmozaik mozaik i болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русско-турецкий словарь
  88. мозаикаmozaik kakma ii kakmaclk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  89. мозаикатехн. мозака накопительная мозаика фоточувствительная мозаика Синонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия сме...Русско-украинский политехнический словарь
  90. мозаикаf...Русско-финский словарь
  91. мозаикаmosaque...Русско-французский словарь по химии
  92. мозаикаmosaika mozaika...Русско-чешский словарь
  93. мозаикаmosaik.strong mosaik...Русско-шведский словарь
  94. мозаикаMosaik...Русско-шведский словарь II
  95. мозаика.strong mosaiik.strong mosaiiklaiksus mosaiiktbi...Русско-эстонский словарь
  96. мозаикамозаикаСинонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терраццо тессера узор...Русское словесное ударение
  97. мозаикаизображение или узор выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес на декорируемую поверхность слое известкового раствора. Затем мозаичная поверх...Словарь античности
  98. мозаикаМОЗАИКА греч. mouseion. Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней мрамора эмали или дерева вставляемых по теням плотно в мастику цем...Словарь иностранных слов русского языка
  99. мозаикаизображение или узор выполненные из цветных камней смальты керамических плиток и т. д. Разновидность живописи используемая преимущественно для украшения зданий подземных ...Словарь исторических терминов
  100. мозаикавопрос содержащий несколько фактов содержащих чтолибо общее....Словарь молодёжного слэнга
  101. мозаикамозаика см. искусство картина...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  102. мозаикамозаикаСм. искусство картина....Словарь синонимов II
  103. мозаикамозаика См. искусство картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. мозаика сущ. колво синонимов болезнь ...Словарь синонимов II
  104. мозаикаМозаика изображение или узор выполненные из цветных камней смальты разноцветных кусочков стеклянных сплавов цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в ос...Словарь строителя
  105. мозаикаМозаика Изображение составленное из множества элементов близких друг другу по размерамИст. Плужников Мозаика франц.u mosaque итал.u mosaico от лат.u musivum буквально ...Словарь храмового зодчества
  106. мозаикаМОЗАИКА французское mosaique изображение или узор выполненный из цветных камней смальты керамических плиток и т.д. разновидность живописи используемая преимущественно для...Современная энциклопедия
  107. мозаикаМОЗАИКА франц . mosaique изображение или узор выполненный из цветных камней смальты керамических плиток и т. д. разновидность живописи используемая преимущественно для ук...Современный энциклопедический словарь
  108. мозаикаот лат.u musivum посвященное музам изображение или орнамент из отдельных очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла цветных камней дерева металло...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  109. мозаикаИзображение или узор выполненные из цветных камней смальты разноцветных кусочков стеклянных сплавов цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украше...Строительный словарь
  110. мозаикаМозаика орнамент или сюжетная композиция выполняемые из разноцветных мелких камней стекла смальты и т.д. укрепляемых на растворе или мастике на поверхности стены свода и...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  111. мозаикаиноск.em пестрота намек на мозаикуem мусию мозаичное искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол Ср.em Г. Сентянин в своем статистическом очерке...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  112. мозаикаМозаикаstrong иноск.em пестрота намекъ на мозаикуem мусю мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвтныхъ камней и стеколъ. Ср.em Г. Сентянинъ въ своемъ с...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  113. мозаикаМОЗАИКА мусия ж. мозаичное ческое или мусийное искусство и произведенье его искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист мусийщи мозаич...Толковый словарь живого великорусского языка
  114. мозаикамозаика [фр. mosaique lt ит. mosaico] изображение или орнамент выполненные и. седельных очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла цветных камней...Толковый словарь иностранных слов
  115. мозаикаМОЗАИКА и ж. . Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальтыразноцветных камешков эмали дерева. М. из стекла. Детская м. набор изкусочков твердого материала для выкл...Толковый словарь Ожегова
  116. мозаикаМОЗАИКА мозаики ж. ит. mosaico. . Художественное изображение узор составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков кусочков окрашенного стекла искус.Д...Толковый словарь русского языка II
  117. мозаикамозаика мозаика и ж. Узор из скреплнных друг с другом кусочков смальты разноцветных камешков эмали дерева. М. из стекла. Детская м. набор из кусочков тврдого материала дл...Толковый словарь русского языка II
  118. мозаикаМОЗАИКА и ж. . Узор из скреплнных друг с другом кусочков смальты разноцветных камешков эмали дерева. М. из стекла. Детская м. набор из кусочков тврдого материала для выкл...Толковый словарь русского языка
  119. мозаикаМОЗАИКА изображение или узор выполненные из цветных камней смальты разноцветных кусочков стеклянных сплавов цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в ос...Толковый строительно-архитектурный словарь
  120. мозаикаУдарение в слове мозаикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове мозаика...Ударение и правописание
  121. мозаикастроит. изображение составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты цветного стекла.Синонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия ма...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  122. мозаикаRzeczownik мозаика f mozaika f...Универсальный русско-польский словарь
  123. мозаикаангл. mosaic нем.u Mosaik франц.u mosaque Синонимы болезнь витро гиалографика декоративноприкладное искусство интарсия маркетри миллифиори мусия смесь стекломозаика терр...Фитопатологический словарь-справочник
  124. мозаикамозаика мозаики мозаики мозаик мозаике мозаикам мозаику мозаики мозаикой мозаикою мозаиками мозаике мозаиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку...Формы слова
  125. мозаикаМозаика франц. mosaпque итал. mosaico от лат. musivum буквально посвящнное музам изображение или узор выполненные из однородных или различных по материалу частиц камень ...Художественная энциклопедия
  126. мозаикаМаз Коми Кома Мазик Мазка Мак Ком Макао Маки Коза Мао Миаз Мик Ким Микоз Кама Изм Мка Зао Моки Заимка Заика Амок Акм Аким Аки Аимак Ока Озимка Зак Зам Мозаика Миоз Мио Зи...Электронный словарь анаграмм русского языка
  127. мозаика[итальянский mosaieol в палеонтологии сетчатый мелкий орнамент на внутренней поверхности раковины плеченогих обусловленный призм строением внутреннего слоя раковины. На ...Энциклопедия Большой научной библиотеки
  128. мозаикаМозаика фр.em mosaique изображение или узор выполненные из цветных камней смальты керамических плиток и т.д. отрасль живописи используемая преимущественно для украшения ...Энциклопедия культурологии
  129. мозаикаМозаика орнамент или сюжетная композиция выполняемые из разноцветных мелких камней стекла смальты и т. д. укрепляемых на растворе или мастике на поверхности стены свода ...Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
  130. мозаикаЗаимств. из франц. mosaique то же или источника этого последнего ит. musaico картина из пестрых камней от лат. musivum греч. посвященное музам см. КлюгеГетце Гамильшег...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  131. мозаикамозаика мозаикаЗаимств. из франц. mosaique то же или источника этого последнего ит. musaico картина из пестрых камней от лат. musvum греч. посвященное музам см. КлюгеГ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)