Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КАМПАНЕЛЛА

(Tommaso Campanella) — итал. философ и коммунист (1568-1639), род. в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 г., вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. Подвергнутый неоднократной пытке, он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провел в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству Папы Урбана VIII не был выпущен на свободу в 1626 г. Конец своей жизни К. провел во Франции, где получал пенсию от Ришелье. Большая часть сочинений К. написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Адами. Политические и экономические свои взгляды К. излагает в "Civitas solis", "Questiones sull' optima republica" и "Philosophia realis". Их отличительная черта — смесь фантастического элемента с здравым, реальным представлением о жизни. "Civitas solis" изображает в форме романа идеальную страну — город Солнца. Население этого города-государства ведет "философскую жизнь в коммунизме", т. е. имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в г. Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трех подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором "дети рождались бы самые лучшие". К. находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о "человеческом приплоде", и считает необходимым строгий выбор брачущихся, для совершенства поколения.В г. Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причем женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п. Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причем никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть еще сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые К. прозревал в будущем: так, напр., он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого К.: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как г. Солнца, К. желал видеть весь мир и предрекал в будущем "всемирное государство". Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в соч. "De Monarchia Messiae" и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов). См. R. von Mohl, "Geschichte u. Litteratur der Staatwissenschaften" (I); Sudre, "Histoire du communisme"; Reyband, "Réformateurs ou socialistes modernes" (т. I); Villegardelle, "La cité du soleil" (1841; перевод, с вступительной статьей); Amabile, "Fra T. Campanella, la sua congiura, i suoi processi е la sua pazzia" (1882); статья проф. Лексиса в "Handwörterbuch der Staatswissenschaften".
Н. Водовозов.
Философия К.удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бакона, Декарта и Я. Бема [Бакон родился несколько раньше К., но первое философское сочинение К. ("Lectiones physicae, logicae et animasticae") вышло в 1588 г., а первое Баконово только в 1605 г.]. Подобно Бакону, К. задается "восстановлением наук" (instauratio scientiarum, ср. Instauratio magna Бакона), т. е. созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания естьощущение;сохраняемыепамятьюи воспроизводимыевоображениеммозговые следы ощущений дают материалрассудку,который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредствоминдукцииделает общие выводы, создавая, таким образом,опыт -основание всякой "мирской" науки (ср. с Баконом). Но это основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно — недостаточно потому, что мы познаем в нем не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, т. е. способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом); недостоверно это познание потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом). Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нем предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае, т. е. даже в качестве заблуждения, он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito - ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром). Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трех основных формах; ибо мы имеем не силу только, но инемощь,не только знаем, но и находимся вневедении,не только любим, но иненавидим.Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть тольковсемогущество,знание есть только всеведение, илипремудрость,воля — толькосовершенная любовь.Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом). Из нее выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трех его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютнаянеобходимость(necessitas), которой все одинаковоподчинено,2) как высшая судьба, илирок(fatum), которым все вещи и события определенным образомсвязанымежду собою, и 3) как всемирнаягармония,которою всесогласуется,или приводится к внутреннему единству. — При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически,причастны единству Божию,а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта "симпатическая" связь вещей, илиестественная магия,предполагает в основе всего творения единуюмировую душу— универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у К.пространство, теплота, притяжение и отталкивание.В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек врелигиисознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе. Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому еще в юности привело К. к его теократическому коммунизму (см. выше). К. был если не самым глубокомысленным, то без сомнения самым широким и универсальным умом между представителями новой философии, не исключая Лейбница и Шеллинга. Он не был достаточно оценен, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, К. был передовым бойцом современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.
Вл. Соловьев.

  1. кампанеллаимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. кампанеллавласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. кампанеллаот итал. campanella колокольчик музыкальная пьесаподражающая перезвону колокольчиков. Известный образец КампанеллаЛиста фортепьянная транскрипция одноименной скрипично...Большой энциклопедический словарь II
  4. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА от итал. campanella колокольчик музыкальная пьеса подражающая перезвону колокольчиков. Известный образец Кампанелла Листа фортепьянная транскрипция одноимен...Большой Энциклопедический словарь V
  5. кампанеллаКАМПАНЕЛЛАstrongCampanella Томмазо итальянский философ поэт политический деятель. Ортодоксальный доминиканец до пострига в монахи в Джованни Доменико. Стремился к ос...История философии II
  6. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА Томмазо Tommaso Campanella итальянский утопист и поэт. лет вступил в орден доминиканцев. Вел длительную борьбу с иезуитами. В пытается с монахами учредить...Литературная энциклопедия
  7. кампанеллаТоммазо [Tommaso Campanella ] итальянский утопист и поэт. лет вступил в орден доминиканцев. Вел длительную борьбу с иезуитами. В пытается с монахами учредить коммунист...Литературная энциклопедия II
  8. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА Томмазо Tommaso Campanella итальянский утопист и поэт. лет вступил в орден доминиканцев. Вел длительную борьбу с иезуитами. В пытается с монахами учредить...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. кампанеллаТоммазо итальянский поэт философ политический деятель создатель коммунистической утопии. Сын сапожника ставший монахомдоминиканцем. За участие в заговоре против испанск...Мировая художественная культура. Словарь
  10. кампанеллакорень КАМПАНЕЛЛ окончание А Основа слова КАМПАНЕЛЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КАМПАНЕЛЛ А Слово Кампанелла содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  11. кампанеллаНачальная форма Кампанелла слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж имя одушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. кампанеллат. campanella дзвоник музична пса яка мту передзвн дзвоникв. Широко вдома К. для скрипки Н.Паганн та фортепанна транскрипця створена Ф.Лстом....Музичні терміни
  13. кампанеллаот итал. campanella колокольчик муз. пьеса подражающая перезвону колокольчиков. Н. Паганини дал название К. рондо своего го концерта для скрипки с оркестром hmoll. Боль...Музыкальная энциклопедия
  14. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА Campanella Томмазо итальянский философ поэт политический деятель. Ортодоксальный доминиканец до пострига в монахи в Джованни Доменико. Стремился к освобожд...Новейший философский словарь
  15. кампанеллаCampanella Томмазо итальянский философ поэт политический деятель. Ортодоксальный доминиканец до пострига в монахи в Джованни Доменико. Стремился к освобождению Италии...Новейший философский словарь II
  16. кампанеллакампанелла кампанелла ы муз....Орфографический словарь
  17. кампанеллаu жu мн.u кампанеллы Р.u кампанелл колокольчик пьеса...Орфографический словарь русского языка
  18. кампанеллаКампанелла прзвище...Орфографічний словник української мови
  19. кампанеллаТомаззо итальянский гуманист эпохи Возрождения по своим взглядам социалистутопист. В своем сочинении Город Солнца изобразил идеальное государство где нет частной соб...Педагогический словарь
  20. кампанеллаОрфографическая запись слова кампанелла Ударение в слове кампанелла Деление слова на слоги перенос слова кампанелла Фонетическая транскрипция слова кампанелла [кмпнэл] Х...Полный фонетический разбор слов
  21. кампанеллакампанелла ы муз.em Синонимы колокольчик пьеса...Русский орфографический словарь
  22. кампанеллакампанелла [нэ\] муз. пьесаСинонимы колокольчик пьеса...Русское словесное ударение
  23. кампанеллакампанелла нэem ы ж.em ltem ит.em campanella колокольчик.Музыкальная пьеса подражающая перезвону колокольчиков. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М Русский...Словарь иностранных слов русского языка
  24. кампанеллакампанелла пьеса колокольчик Словарь русских синонимов. кампанелла сущ. колво синонимов колокольчик пьеса Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы колокольчик ...Словарь синонимов II
  25. кампанеллакампанелла пьеса колокольчик...Словарь синонимов
  26. кампанеллаCampanella Томмазо до пострижения в монахи Джованни Доменико .IX. .V. итал. мыслитель и поэт один из представителей раннего утопич. коммунизма. Род. в Стило Калабрия в...Советская историческая энциклопедия
  27. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА Campanella Томмазо итальянский философ поэт политический деятель создатель коммунистической утопии монахдоминиканец. В Философии доказанной ощущениями защищал...Современный энциклопедический словарь
  28. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА от итал . campanella колокольчик музыкальная пьеса подражающая перезвону колокольчиков. Известный образец Кампанелла Листа фортепьянная транскрипция одноимен...Современный энциклопедический словарь
  29. кампанеллаУдарение в слове кампанеллаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове кампанелла...Ударение и правописание
  30. кампанеллаCampanella тал. флософ домнканин натурфлософ доби Ренесансу уславився як автор соцалстично утоп доповнено теорю про всесвтню теократичну монархю Мсто сонця....Універсальний словник-енциклопедія
  31. кампанеллаCampanella Томмазо тал. флософ домнканин натурфлософ доби Ренесансу уславився як автор соцалстично утоп доповнено теорю про всесвтню теократичну монархю Мсто сонця....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  32. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА Campanella Томмазо ит. философ поэт политический деятель создатель коммунистической утопии. В возрасте лет вступил в орден доминиканцев за еретические взгля...Философская энциклопедия
  33. кампанелладив. Кампанелла Томмазо...Філософський енциклопедичний словник
  34. кампанеллаПаланка Паклен Пак Паек Непалка Непал Немка Напалм Намек Нал Наклеп Накал Наемка Мпа Мка Мена Мелана Мел Манка Манапа Мана Ман Малка Малек Мак Лепка Ленка Лена Лен Лемка ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  35. кампанеллаКампанелла Tommaso Campanella итал. философ и коммунист род. в Калабрии в ранней молодости вступил в доминиканский орден но скоро обнаружил большое свободомыслие в рели...Энциклопедический словарь
  36. кампанеллаКАМПАНЕЛЛА Campanella Томмазо итальянский философ поэт политический деятель. Ортодоксальный доминиканец до пострига в монахи в Джованни Доменико. Стремился к освобож...Энциклопедия История философии