Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЙАТРОХИМИКИ И ЙАТРОФИЗИКИ

(химиатрики) — в истории медицины представители двух школ, боровшихся между собой в XVII в. Й. объясняли физиологич. и патологические явления человеческого организма химическими процессами и соответственно этому пытались лечить болезни с помощью химич. препаратов, йатрофизики сводили все явления живого организма, здорового и больного, к законам физики. В сторонуйатрохимииврачи направлены были воззрениями алхимиков, считавших философский камень могущественнейшим и универсальным целебным средством, равно как открытием многих химических препаратов, оказывающих то или иное определенное влияние на организм. В этом именно смысле последний великий алхимик Базилиус Валентин (см. соотв. статью) стоит на рубеже чистой алхимии и йатрохимии. Но собственно первым основателем йатрохимии был Парацельс. В связи с алхимическим теориями о сложном составе металлов из философск. серы и ртути, считал он оба эти вещества, вместе с философской солью, основными элементами всякого организма. Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо известных 4 начал Эмпедокла, не представлялись для Парацельса вполне сходными с теми веществами, которые под этим именем встречаются в природе. Они служили для него лишь символами, характеризующими отношения различных веществ к огню. Так, сера означала понятие о горючести иизменяемостивообще, ртуть выражала собой способность веществаулетучиватьсябез изменения от нагревания, соль представляла символ устойчивости,неразрушаемости от огня.Гармоническое сочетание этих трех элементов обусловливает нормальное физиологич. состояние организма, процессы которого, и в частности пищеварение, регулируются не зависимым от человеческой воли духовным существом,археем.Всякое изменение во взаимных отношениях этих трех элементов, преобладание одного из них приводит к болезни.Так, избыток серы вызывает лихорадку и чуму, преобладание ртути создает параличи и уныние, соли — водянку и понос и т. д. Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание трех основных элементов, для этого он, с помощью химич. целебных средств, должен устранить вредный избыток или пополнить замеченный недостаток того или другого из основных элементов. Для достижения этой цели необходимо, конечно, и изучение химического состава целебных средств, что и составляет задачу химии. Выдающиеся Й. после Парацельса: Леонгард Турнейссен, Тюрке де Майерн, Либавиус; самостоятельными исследователями в этом направлении явились: ван Гельмонт (см.), Франц де ла Боэ (см. Сильвиус) и Тахениус. Гельмонт, между прочим, считал воду одной из важнейших составных частей организма и одной из главных причин нормальных и патологических жизненных процессов.Йатрофизическое направлениев медицине создалось, главным образом, под влиянием открытия кровообращения, сделанного Гарвеем в 1616 г. Предшественником йатрофизиков был Санторио Санторо из Капо д ' Истрии (1561—1636, профессор в Падуе и Венеции), который с достойным удивления терпением в течение 30 лет исследовал колебания веса своего тела, в здоровом и больном состоянии, и доказал существование невидимых потерь. Крупнейшим же из йатрофизиков является Альфонсо Борелли (см. соотв. статью), который явления живого организма сводил к законам статики и гидравлики, а самый организм сравнивал с простой машиной. Система Борелли нашла себе всего более приверженцев в Италии, где среди йатрофизиков особенно выделялись Лоренцо Беллини (1643—1704, профессор в Пизе) и Юрий Бальиви (1669—1707, профессор в Риме), и в Англии, где в том же духе действовали Джемс Кейлль, Юрин, Георг Чине (Cheyne). Во Франции, Нидерландах, отчасти и в Германии перевес имели Й. Сильнее всего противоречие между йатрохимиками и йатрофизиками выступало в учениях о пищеварении, кроветворении, питании, о превращении венозной крови в артериальную. Так, на пищеварение первые смотрели, как на форму "брожения", т. е. молекулярного процесса, вызванного ферментативным действием слюны, поджелудочного сока, и особенно желчи; вторые усматривали в пищеварении лишь процесс механического растирания пищи желудочными станками. Образование крови и питание Й. рассматривали как химические процессы, поддерживаемые оживляющим влиянием жизненного духа; йатрофизики же видели в питании, отделениях и т. п. механическое действие кровяного давления и колебаний последнего, зависящих от ширины, распределения и пр. сосудов. Йатрофизикам должно вменить в заслугу то обстоятельство, что теоретические взгляды оказывали лишь очень ограниченное влияние на их практическую деятельность. Поспешность же, с которой законы механики применялись к живому организму, повела к крупнейшим ошибкам. Еще худшие последствия имела торопливость в применении химии, которая сама в то время едва располагала элементарными сведениями, к решению труднейших физиологических задач. Обе школы не остались без влияния на дальнейший ход развития медицинских знаний, а учение йатрохимиков знаменует собою известную эпоху и в истории химии, — эпоху, обнимающую период со середины XVI до конца XVII в., о чем см. Химия (история).

  1. йатрохимики и йатрофизикиЙатрохимики и йатрофизики химиатрики в истории медицины представители двух школ боровшихся между собой в XVII в. Й. объясняли физиологич. и патологические явления челове...Энциклопедический словарь