Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЖИВОПИСЬ

искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж. заключается в выражении некоторой художественной идеи или настроения совокупностью изображаемых предметов в их взаимных отношениях. Возможность воплощения идей Ж. ограничена тем условием, что изображенное на картине всегда должно иметь своим первообразом действительную природу по требованиям новейшего направления (см. Эстетика Ж.); чудовища, привидения, фантастические существа, изображенные очертаниями и красками на полотне, при нынешнем более или менее общераспространенном знании действительности производят далеко не такое впечатление на воображение, как менее определенные описания подобных же существ в поэзии. С другой стороны, подражание действительности в Ж. совсем не идет и не может идти так далеко, как того мог бы требовать натуралист. Художник изображает совокупность признаков, достаточных для сообщения его произведению сходства с природой, но даже и в портрете он не исчерпывает всех существующих в живом лице признаков, так как художественный опыт всех времен показал, что подражание природе в отношении изображения подробностей, доведенное далее известной меры, не служит к усилению сходства с природой. Кроме этого указания художественного чувства, всегда присущего художникам, и не опровергаемого такими примерами из истории искусства, какими представляются, так сказать, — фотографически законченные произведения Деннера, Ван дер Гейде, Герарда Дова и некоторых др. живописцев, и сами материальные средства Ж. ограничивают предел ее подражательности. Противоположения света и темноты в природе измеряются (см. Фотометрия) такими громадными числами, которые в чрезвычайной степени превосходят отношения между самыми светлыми и самыми темными красками, употребляемыми в Ж. В природе ярко освещенное облако может, например, в двадцать тысяч раз быть светлее некоторой затененной лесом почвы, а краски, употребляемые в Ж., отстоят одна от другой не более как на шестьдесят [Белила только в шестьдесят или семьдесят раз светлее самой темной черной масляной краски; в картинах несколько старых отношение между самым светлым и самым темным и того меньше.].Несмотря на такие громадные численные различия между светотенью в природе и светотенью в Ж., художники все-таки изображают различные моменты освещения — от полуденного до ночного лунного — с большой степенью иллюзии. Не будучи в состоянии материально расширить пределы светотени, представляемые красками, они психически удлиняют переход от светлого к темному путем последовательных градаций тона или так называемыми полутонами. Стремясь воспроизвести впечатление от действительности, живописец собственно не подражает средствам природы, а поступает иначе, не сознавая, что он следует особенному психофизическому закону, который приводит его к желаемому им впечатлению. Кроме этих соображений, можно еще указать на единство впечатления, требуемого от каждого художественного произведения эстетическим чувством. Повинуясь этому требованию, художник, изображая главные группы предметов с достаточными подробностями, однако намеренно опускает детали всех тех частей изображаемой действительности, которые не содействуют целости впечатления. Но, тем не менее, изображенные предметы должны сохранять характер действительности: в большой исторической картине, где изображение людей занимает первое место, все-таки зритель различает на почве камни или на дальнем плане — горы, лес и тому подобное. В этом ограниченном смысле Ж. есть искусство подражательное. См. также Картина.
По внутреннему содержанию Ж. имеет много подразделений: Ж. историческая, религиозная, бытовая (см. Жанр), батальная, портретная, пейзажная (см. Пейзаж), Ж. плодов, цветов и неодушевленной вообще природы (nature morte); живописцы обыкновенно специализируются по одному или немногим из этих отделов, как специализируются литераторы или ученые. Значение каждого из этих видов Ж. менялось и меняется в различные времена и у различных народов в зависимости от общей культурной их жизни, как это проведено в различных статьях Словаря, посвященных истории школ Ж.
Техника живописи.Это слово имеет двоякое значение: во-первых, им обозначают совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины в смысле подражательности, как она была определена выше. Эта техника видоизменяется в зависимости от рода материалов, избранных для Ж.: Ж. масляными красками, Ж. акварелью и т. п. требуют каждая своего рода техники. Однако художник может иметь свою индивидуальную технику, позволяющую ему достигнуть желаемого впечатления легче или иначе, чем достигает того другой, приобретший иную технику; это есть художественная техника, в высшем значении этого термина. Другой род техники Ж. излагается в целом ряде правил, доступных всякому и с исполнения которых должны начинать приступающие к занятиям Ж. Сюда должно войти первое знакомство с материалами, столь разнообразными, смотря по техническому роду Ж. В техническом отношении Ж. может быть масляная, акварельная, гуашь, пастель, темпера, фресковая, восковая (вообще и энкаустика [см.] в частности). Сюда надо прибавить Ж. на стекле и на фарфоре, соединенную обыкновенно с обжиганием посуды, а с нею и красок, при более или менее высокой температуре. Изучение красок, тех материалов, на поверхности которых пишутся картины, способы наложения красок и весь вспомогательный материал, нужный для живописца, — все это составляет предмет множества сочинений более или менее практического характера. Здесь вкратце описана техника акварельной Ж. в виде дополнения к статье Акварель; описание других технических родов Ж. — см. под соответственными названиями.
Вообще, все технические виды Ж. могут быть разделены в оптическом отношении на матовую или блестящую. Матовый вид имеют гуашь, пастель, темпера, фреска, восковая Ж.; блестящую поверхность имеют масляные картины, покрываемые вдобавок лаком, что еще более усиливает их отблеск. С физической точки зрения представляется большая разница между матовыми и блестящими красками: в первых шкала светотени ограниченнее, чем во вторых. Оптическое расстояние между белым и черным цветными карандашами (пастель) значительно меньше, чем между белой и черной масляными красками. Свет, падающий на матовые краски, сообщает им некоторую белесоватость и отнимает у темных тонов то, что художники называют прозрачностью — свойство, по которому и в темных частях картины видны выступающие из глубины предметы. Краски с блестящей поверхностью, принимая на себя свет, отражают часть его в сторону без изменения, остальная же преобразовывается в поверхностных слоях красок и показывает их красочные свойства во всей полноте. Блестящие краски представляют однако то неудобство, что рассматривать картину можно только с некоторых определенных мест, что картина должна быть наклонена к стене для устранения отражающего света. В ряду разных технических родов Ж. — фреска, гуашь, пастель суть самые матовые.
Акварель занимает по оптическим свойствам промежуточное и вообще особенное место между различными родами Ж. Краски, служащие для акварели, содержат в себе некоторое количество гумми, сахара и проч. и при употреблении натираются с водой на блюдечках или же прямо (так называемые медовые краски) берутся кистью, смоченной водой, с плиток или чашечек. Акварелью пишут на бумаге: наложенная на нее краска, по высыхании, образует слой такой тонины, что почти все краски становятся прозрачными. Свет, падающий на акварель, проходит через тонкий слой краски до бумаги и, отразившись от нее вторично, проходит через тот же слой; выходя из него, цветной свет содержит в себе значительную часть белого света, что и отзывается неблагоприятно на темных тонах, не достигающих достаточной глубины и прозрачности. Вообще же прозрачность акварельных красок дает особенно приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоев краски одного на другой дает способ составления новых тонов, трудно достижимых другими приемами. Особенность акварельных слоев, наложенных на бумагу, состоит в том, что по высыхании они становятся светлее и более матовыми; пока бумага еще влажна — красочные тона чище. Вдобавок, пределы покрытых краской частей рисунка представляются резкими, более темными, чем ограничиваемые ими плоскости; отсюда необходимость для слияния соседних тонов между собой держать бумагу рисунка постоянно влажной во время работы, посредством подкладывания под нее мокрых листов другой бумаги, быстрым обливанием ее с лицевой стороны и другими приемами.
Светлые места в акварели достигаются или оставлением соответствующих частей рисунка не покрытыми краской или вымыванием в наложенном слое таких мест кистью или маленькой губкой, также вбиранием влажной еще краски наложенной пропускной бумагой. Покрывают также предварительно раствором каучука в эфире места рисунка, долженствующие остаться белыми, а по окончании акварели снимают тонкий слой резины трением пальца или замшей; в некоторых случаях выскабливают краску до белой поверхности или, наконец, накладывают светлые места непрозрачной краской, гуашью. Вообще многие акварелисты прибавляют к краскам несколько белил в известных случаях, а иные решительно соединяют чистую акварельную работу с гуашью. Трудность акварели состоит в том, что средства изменения рисунка и тонов в ней весьма ограничены: выскабливание и вымывание кистью и губкой легко могут довести до неисправимого загрязнения всей картины. Эти трудности служат причиной, что акварелью гораздо реже, чем масляными красками, пишут на сложные темы, исполнение которых не дается сразу. Переменить положение фигуры в картине, а тем более перенесение ее в другое место картины и вообще постепенное развитие и улучшение сочинения (композиции) в акварели, уже достаточно подвинутой вперед, есть дело невозможное. Но этот род живописи приносит большую пользу для эскизов каких бы то ни было картин, из-за быстроты работы, вследствие быстрого высыхания красок на бумаге. В некоторых же родах (цветы, портреты, архитектурные пейзажи) акварель может решительно соперничать с масляной живописью.
Акварель исполняется обыкновенно на бумаге, хотя и сделаны попытки писать водяными красками на холсте, подготовленном для этой цели квасцами. Бумага для акварели должна быть высшего достоинства и приготовляется из хороших полотняных тряпок. Лучшей акварельной бумагой считается английская (Ватмана и Гардинга), но теперь начинают обходиться и другими сортами, приготовляемыми французскими и немецкими фабриками. Поверхности бумаги придают, при ее фабрикации, различную степень шероховатости или зернистости, например ватманская бумага бывает трех степеней зернистости. Французская крупнозернистая бумага (papier torchon) годится для акварелей лишь очень больших размеров; мелкие вещи выходят на ней грубо; бумага средней зернистости есть demi torchon. Кроме отличия по роду и величине зернистости, сорта бумаги отличаются и толщиной; английская бумага бывает обыкновенно троякого рода толщины. Бумага для акварели всегда проклеена — бумага Гардинга — меньше, чем Ватмана. Французская бумага, так называемая à la forme, рекомендуется из-за особого рода шероховатости; другой сорт французской бумаги (papier de Rome), еще лучшего зерна, имеет, однако, сине-серый цвет. Из английских сортов заслуживает большого внимания еще Кресвик, хорошо проклеенная, с приятным родом зернистости. Немецкие фабрики приготовляют довольно хорошее подражание ватманской бумаге (фабрика Schoetler). Хорошая бумага выдерживает общее смачивание и покрывание краской всей поверхности, повторенное несколько раз; неудовлетворительная — теряет скоро свое зерно и вообще портится. Большие листы бумаги, перед рисованием на них, должны быть предварительно смочены (кроме самых краев) и в таком виде натянуты и наклеены краями на доске или защемлены рамкой стиратора (см.). Из листов меньших форматов делают стопочки, так называемые блоки (см.); пишут акварелью на верхнем листке, который по окончании работы легко снимается с нижних ножичком. Краска должна ровно ложиться на хорошей бумаге; иногда для этой цели прибавляют к воде несколько бычачьей желчи. Для акварели употребляются и лаки, однако не с целью покрытия их лаком, наподобие масляных картин, но лишь для сообщения прозрачности темным местам акварели, обыкновенно лишенным этого свойства из-за белесоватости.
Материальная часть акварелиста гораздо менее сложна, чем для Ж. масляными красками, и занимает гораздо меньше места. Ящик с красками имеет крышки, служащие одновременно палитрой; металлический футляр или флакон с чашечками назначается для воды, а иногда и для хранения кистей. Кисти (см.) приготовляются из волоса пушных зверей (куница, соболь), что требует большой тщательности, и потому цена им высокая, но зато акварелисту достаточно полудюжины кистей, тогда как Ж. масляными красками требует гораздо больше кистей, которые, вдобавок, гораздо скорее портятся, чем акварельные. Губка, замша, стальные скоблилки, агатовые гладилки и некоторые другие принадлежности дополняют багаж акварелиста, о чем см. ст. Художественные принадлежности.
Технические сведения об акварельной Ж. см. Karl Robert, "L'aquarelle" (1879); "Traité d'aquarelle par Cassagne" (1875, есть русский перевод); "Die Technik der Aquarell Malerei von Fischer" (1888); "Об акварели" П. Маркова (1875); Jules Adeline "La peinture à l'eau". Сведения о красках во всех этих сочинениях часто неосновательны: непостоянные краски не резко выделены из прочих (см. Краски для живописи).
Ф. Петрушевский.

  1. живописьхудожествоstrong посредством цветовой тонstrong живопись искусство изображающее действительность красками.станковая живопись картина произведение живописи.полотно. хо...Идеографический словарь русского языка
  2. живописьЖИВОПИСЬ см.также ИСКУССТВО ХУДОЖНИК МУЗЕЙ Неважно насколько плохо вы рисуете до тех пор пока вы рисуете плохо не так как другие. Джордж Мур Художник пишет не то что ви...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. живописьЖИВОПИСЬ вид изобразительного искусства художественные произведения крые создаются с помощью красок наносимых на к.л. тврдую поверхность. Как и др. виды искусства iЖ. вып...Большая советская энциклопедия
  4. живописьвид изобразительного искусства художественные произведения которые создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо тврдую поверхность. Как и др. виды искусства См. Иску...Большая Советская энциклопедия II
  5. живописьж. pittura станковая живопись pittura di cavalletto школа живописи scuola di pittura scuola pittorica перен. Итальянорусский словарь. Синонимы алла прима альсекко альфр...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. живописьживопись ж Malerei f c произведение живописи Gemlde n dСинонимы алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. живописьжMalerei fпроизведение живописи Gemlde n алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография ис...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. живописьж.pintura fльная жиuвопись pintura rupestreльная жиuвопись pintura a la aguadaсковая жиuвопись pintura al frescoльная жиuвопись pintura al pastelмперная жиuвопись pi...Большой русско-испанский словарь
  9. живописьсущ. жен. рода только ед. ч. изобразительное искусство создание художественных образов красками. собир. произведения этого искусстваживопис уem мен. чол. роду тльки одн....Большой русско-украинский словарь
  10. живописьж. peinture f art m pictural акварельная живопись peinture laquarelle фресковая живопись fresque f стенная живопись peinture murale заниматься живописью faire de la ...Большой русско-французский словарь
  11. живописьж.peinture f art m picturalакварельная живопись peinture laquarelleфресковая живопись fresque fстенная живопись peinture muraleзаниматься живописью faire de la peint...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. живописьЖИВОПИСЬ вид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность. Живопись важное средство художественного отр...Большой энциклопедический словарь III
  13. живописьЖИВОПИСЬ вид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность. Живопись важное средство художественного от...Большой Энциклопедический словарь V
  14. живописьвид изобразительного искусства произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний колорит позволяет переда...Евразийская мудрость от А до Я
  15. живописьвид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность. Главные выразительные средства живописи композиция ри...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. живописьодин из видов изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюнибудь поверхность. Классификация живописи может быть различна...История и теория культуры
  17. живописьживопись....Киргизско-русский словарь
  18. живописьживопись...Коми (зырянский)-русский словарь
  19. живописьЖивопись pictura ars pingendi...Латинский словарь
  20. живописьи ж.em Вид изобразительного искусства воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок.Заниматься живописью. Уроки живописи.Характер манера изображения ...Малый академический словарь
  21. живописьвид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность стену холст бумагу или дерево. Для живописи как искусст...Мировая художественная культура. Словарь
  22. живописькорень ЖИВОПИСЬ нулевое окончаниеОснова слова ЖИВОПИСЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЖИВОПИСЬ Слово Живопись содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  23. живописьНачальная форма Живопись винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. живописьживопись ж. а Искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок. б Произведения такого искусства. Манера изображения как особый жанр этого искусст...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. живописьживопись живопись и...Орфографический словарь
  26. живописьu жu Р.u Д.u Пр.u живописи алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство караэ к...Орфографический словарь русского языка
  27. живописьсыршырай...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  28. живописьИзображение на плоскости предметов материального и духовного мира. Один из основных видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на многочисленные виды жанры...Основы православной культуры
  29. живописьживопись живописи живописи живописей живописи живописям живопись живописи живописью живописями живописи живописях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  30. живописьОрфографическая запись слова живопись Ударение в слове живопись Деление слова на слоги перенос слова живопись Фонетическая транскрипция слова живопись [живапс] Характери...Полный фонетический разбор слов
  31. живописьPictores и Pictura. Искусство Ж. у греков находилось в тесной связи со скульптурой разделяя с нею идеальное миросозерцание и очень долгое время было в этом младенческом с...Реальный словарь классических древностей
  32. живописькак занятие действие школа малювання малярство живопись р. си [Цим лтом щиро взявся до малювання велику картину малю. Вивчусь малярства змалюю ту красу що в неб Неч.Лев. ...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  33. живописьвид изобразит. исква произв. крого создаются с помощью красок. Изображение фигуративное или абстрактное наносится на основу холст картон бумагу камень стекло и т. п. Реша...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  34. живописьживопись иСинонимы алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство караэ колор фил...Русский орфографический словарь
  35. живописьЖ мн. нет . naqqalq rssamlq . собир. rsm kil....Русско-азербайджанский словарь
  36. живописьpainting живопись ж.uстенная живопись mural [wall] painting muralsСинонимы алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гриз...Русско-английский политехнический словарь
  37. живописьживопись ж.i. painting живопись масляными красками painting in oil акварельная живопись painting in watercolours фресковая живопись fresco батальная живопись battlepa...Русско-английский словарь
  38. живописьживопись ж. . painting . собир. картины paintings pictures pl. выставка живописи exhibition of paintings стенная живопись murals....Русско-английский словарь II
  39. живописьart...Русско-английский словарь по электронике
  40. живописьpainting стенная живописьСинонимы алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство ...Русско-английский технический словарь
  41. живописьN портретная живопись фресковая живопись...Русско-армянский словарь
  42. живописьЖывапс...Русско-белорусский словарь
  43. живописьжен.i жывапс муж.i...Русско-белорусский словарь II
  44. живописьfestszet алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство караэ колор филд левкас...Русско-венгерский словарь
  45. живописьживопись ж маслом или масляными красками акварельная фресковая или стенная...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  46. живописьжи Синонимы алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство караэ колор филд лев...Русско-ивритский словарь
  47. живописьж. pittura f декоративная живопись монументальная живопись...Русско-итальянский политехнический словарь
  48. живопись. искусство живопись кескндеме уроки живописи кескндеме сабатары. собир. картины суреттер стенная живопись абыраа салынан суреттер...Русско-казахский словарь
  49. живописьсурет бейнелеу нер...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  50. живописькескндеме...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  51. живописькескндеме...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  52. живописьж. . живопись бок менен срт тартуу искусствосу уроки живописи живопись сабактары . собир. бок менен тартылган срттр....Русско-киргизский словарь
  53. живописьcis hush xishng hush huhuуроки живописи школа живописи собир. картиныem cishu scihu xishnghuстенная живопись батальная живопись выставка живописи алла прима а...Русско-китайский словарь
  54. живописьвид искусства ressamlq картины resimler boyal resimlerвыставка современной живописи zemaneviy resimler sergisi...Русско-крымскотатарский словарь
  55. живописьвид искусства рессамлыкъ картины ресимлер боялы ресимлер выставка современной живописи земаневий ресимлер сергиси...Русско-крымскотатарский словарь II
  56. живописьglezniecba gleznoana gleznojumi gleznojums gleznas...Русско-латышский словарь
  57. живописьУран зураг будаг будгийн ажил...Русско-монгольский словарь
  58. живописьMalerei...Русско-немецкий политехнический словарь
  59. живописьж. Malerei f....Русско-немецкий словарь
  60. живописьMalerei жив....Русско-немецкий словарь по искусству
  61. живописьSchilderkunst...Русско-нидерландский словарь
  62. живописьживописьж масляная акварельная фресковая стенная пейзажная ....Русско-новогреческий словарь
  63. живопись...Русско-персидский словарь
  64. живописьmalarstwo...Русско-польский словарь
  65. живописьжpintura f алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство караэ колор филд левкас...Русско-португальский словарь
  66. живописьЖивописьuchoraji ед.em usawirisho ед....Русско-суахили словарь
  67. живописьживопись рассом наош...Русско-таджикский словарь
  68. живописьж .рсем снгате уроки живописи рсем снгате дреслре .ый.рсемнр картиналар. рсем снгате выставка живописи рсем снгате кргзмсе...Русско-татарский словарь
  69. живописьresim resim sanat собир. resimler resim ve tablolarвыставка живописи resim sergisi алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа гра...Русско-турецкий словарь
  70. живописьв соч. живопись темперой настенная живопись фресковая живопись...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  71. живописьfemmaalaustaide картинаem taidemaalaus...Русско-финский словарь
  72. живописьkresba malba malovn malstv natrn ntr obraz vyobrazen...Русско-чешский словарь
  73. живописьсущ.жен.живопись тсл сйрйпа укерес унер произведения живописи живопись хайлавсем...Русско-чувашский словарь
  74. живопись.strong mleri...Русско-шведский словарь
  75. живописьMleri...Русско-шведский словарь II
  76. живопись.strong luendid.strong maal maalikunst maaling...Русско-эстонский словарь
  77. живописьЖИВОПИСЬНеважно насколько плохо вы рисуете до тех пор пока вы рисуете плохо не так как другие. Джордж Мур Художник пишет не то что видит а то что будут видеть другие. Пол...Сводная энциклопедия афоризмов
  78. живописьживопись алла прима альсекко альфреско асекко барботин бундзинга витро вэньжэньхуа гохуа граффито гризайль диофанорама жэньу изография искусство караэ колор филд левкас м...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  79. живописьроспись глиняных досок стенная роспись вазопись и другие разделы прикладной Ж. Для античной монументальной Ж. было характерно использование красящих веществ изготовл. с п...Словарь античности
  80. живописьPainting Malerei в анализе или самоанализе передача внутренних образов и представлений в изобразительной форме.Образы и представления могут возникать из сновидений грез ...Словарь по аналитической психологии
  81. живописьживопись см. искусство...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  82. живописьЖИВОПИСЬ и ж.i.Изображение чегол. красками вид искусства.Живопись есть такое художество которое чертами и красками изображает на плоской поверхности всfont видимые предмf...Словарь русского языка XVIII в
  83. живописьживописьСм. искусство....Словарь синонимов II
  84. живописьживопись См. искусство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. живопись искусство малафья суйбокуга хуаняо мех...Словарь синонимов II
  85. живописьживопись искусство малафья суйбокуга хуаняо механографика питтура кольта нихонга алла прима жэньу яматоэ караэ стенопись гохуа витро га сфумато изография роспись энкаусти...Словарь синонимов
  86. живописьh живописьbig сущ.жен.неод.i ед.им. В загоне живопись а инструмент в пыли.МС . базар живопись купаются скверные испарения.Пут. живопись святой с ликом стертыйПут....Словарь языка Грибоедова
  87. живописьЖИВОПИСЬ вид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность. Живопись важное средство художественного отр...Современный энциклопедический словарь
  88. живописьживопись сущ.em ж.em Морфология нет чего живописиstrong чему живописиstrong вижу что живописьstrong чем живописьюstrong о чм о живописи . Живописьюstrong называют вид и...Толковый словарь Дмитриева
  89. живописьЖИВОПИСЬ и ж. . Изобразительное искусство создание художественныхобразов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи. . собцр.Произведения этого искусства. Стенная ...Толковый словарь Ожегова
  90. живописьЖИВОПИСЬ живописи мн. нет ж. книжн. Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи. собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Г...Толковый словарь русского языка II
  91. живописьживопись живопись и ж. Изобразительное искусство создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи. собир. Произведения этого искусства. Ст...Толковый словарь русского языка II
  92. живописьЖИВОПИСЬ и ж. . Изобразительное искусство создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи. . собцр. Произведения этого искусства. Стенна...Толковый словарь русского языка
  93. живописьУдарение в слове живописьУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове живопись...Ударение и правописание
  94. живописьRzeczownik живопись f malarstwo n obrazy n...Универсальный русско-польский словарь
  95. живописьживопись живописи живописи живописей живописи живописям живопись живописи живописью живописями живописи живописях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зали...Формы слова
  96. живописьЖивопись вид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо тврдую поверхность. В художественных произведениях создава...Художественная энциклопедия
  97. живописьсосредоточьтесь на вашей основной деятельности не тратьте время зря означает также что у вас плохие друзья....Цыганский сонник
  98. живописьСвоп Пво Осип Иов Живопись Живо Вис Вип Сип Ипс Опись Ось Пиво Пос...Электронный словарь анаграмм русского языка
  99. живописьЖивопись искусство изображать предметы на какойлибо поверхности стены доски холста красками с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление подобное тому какое он по...Энциклопедический словарь
  100. живописьЖИВОПИСЬ вид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность. Живопись важное средство художественного от...Энциклопедический словарь естествознания
  101. живописьЖивопись вид изобразительного искусства произведения которого создаются с помощью красок наносимых на какуюлибо поверхность. Живопись важное средство художественного отр...Энциклопедия культурологии
  102. живописьвид изобразительного искусства специфика крого заключается в представлении при помощи красок нанесенных на к.л. твердую поверхность основа образов действительности получа...Эстетика
  103. живописьЭто слово образовано по методу кальки с греческого zographia....Этимологический словарь Крылова