Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДРАМА

(греч. δρα˜μα) — "действие" совершающееся (actio, a не совершившееся уже — actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит перед глазами зрителя; в эстетике — поэтический род, подражающий подобному действию. Действие обусловливается известнойпеременоюв известный промежутоквремени,первой в Д. соответствует перипетия (перемена судьбы, радостная в комедии, печальная в трагедии), второй (неопределенного протяжения: во франц. классическ. Д. — немного часов, у Шекспира — многие годы) считается в Д. от начала до конца изображаемого действия. На первой основывается эстетически необходимоеединство действия,слагающегося из моментов, не только по времени (хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг друга как причины и следствия, лишь в последнем случае получается в зрителе полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единству действия, важнейшему из эстетических требований в Д., не противоречат введенные в нее эпизоды (напр., история Макса и Теклы в "Валленштейне" Шиллера) или даже параллельное действие, как бы другая вставная Д., в которой должно быть соблюдено свое единство (напр., у Шекспира Д. в доме Глостера рядом с Д. в доме Лира). Д. с одним действием называется простою, с двумя и многими действиями — сложною. К первым принадлежат большею частью античные и "классические" французские, к последним — большинство испанских (особенно в комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумении (именно на неверно понятой "Поэтике" Аристотеля) основано требование так наз. "единства времени и места" в Д., т. е. 1) чтобы действительная продолжительность действия не превышала продолжительности его воспроизведения на сцене или, во всяком случае, была бы не больше суток; 2) чтобы действие, изображаемое на сцене, происходило все время на том же месте. Д. в роде шекспировского "Макбета" (время = 18 годам) или "Короля Лира" (сцены то в Англии, то во Франции) считались по этой теории недозволенными, так как зритель их мысленно должен был переноситься через значительные промежутки времени и громадные пространства.Успех подобных Д. достаточно доказал, однако, что воображение и в таких случаях легко поддается аллюзии, если только выдержана психологическая мотивировка в поступках действующих лиц, их характера и внешних условиях. Последние два фактора могут считаться главными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которые дают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке, поддерживаютдраматический интересв нем; они же, заставляя действующее лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляютдраматическуюсудьбу "героя". Если уничтожить причинную связь в отдельных моментах действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя еще может быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять "безобидную несообразность". Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости; таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедии рока (Schicksalstragödien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаются первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их(изложение,expositio); окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце Д.(катастрофа).Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называетсяперипетиею.Эти три части, необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов (акты или действия) или стоят рядом, нераздельно (одноактные Д.). Между ними при расширении действия вводятся еще дальнейшие акты (обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, в китайских до 21). Действие осложняетсяэлементами замедляющимииускоряющимиего. Для получения полной иллюзии действие должно быть воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причем от автора зависит, подчиниться тем или другим требованиям современного ему театрального дела или нет. Когда в Д. изображаются особые культурные условия — как, напр., в Д. исторической — необходимо возможно точное воспроизведение обстановки, одежды и т. п.
Виды Д. классифицируются или по форме, или по содержанию (сюжету). В первом случае немецкие теоретики различаютД. характерови Д.положения,смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев; внутренними ли условиями (характером) или внешними (случаем, роком). К первой категории принадлежит так наз. современная Д. (Шекспира и подражателей его), ко второй — так наз. античная (древних драматургов и подражателей их, французских "классиков", Шиллера в "Мессинской невесте" и т. д.). По числу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. При распределении по сюжету имеется в виду: 1) характер сюжета, 2) его происхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьезный (втрагедии)— тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к герою Д.) и боязнь (за себя: nil humani a nobis alienum!), — или же безвредный для героя и смешной для зрителя (вкомедии).В обоих случаях происходит перемена к худшему: в первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастье главного лица), во втором — безвредная (напр., корыстолюбец не получает ожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т. п.). Если изображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истинной пользы для героя, имеем Д. в тесном смысле этого слова; если же счастье лишь призрачное (напр., основание воздушного царства в "Птицах" Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам) содержания(фабулы)можно различать следующие группы: 1)Д.с содержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д., волшебные пьесы); 2)Д.с религиозным сюжетом (мимическая, духовная Д., мистерия); 3)Д.с сюжетом из действительной жизни (реалистическая, светская, бытовая пьеса), причем может изображаться историческое прошлое или современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называются биографическими, изображающие типы — жанровыми; и те и другие могут быть историческими или современными.
Д. в первоначальном своем виде возникла у всех народов из воспроизведения в лицах действительных фактов жизни (в зачаточном виде она является и в детских играх, воспроизводящих поступки взрослых: брак, похороны, войну и т. п.). Речи при этом или импровизируются, или уже заранее вымышлены драматическим поэтом, согласно характеру и положению действующих лиц. ВКитаеактеры странствуют вместе с фокусниками и дают представления в форме диалогов, чаще всего — любовные или уголовные истории без законченного действия и заботливой мотивировки. Родоначальником художественной китайской Д. считается император Сюань-цзун (около 720 г. по Р. X.). Китайскую пьесу "Сиротка из Чжао" Вольтер переделал для французского театра; другая Д., "Скупец", напоминает Мольера; есть и исторические Д.ЕгипетскуюД. новейшие египтологи видят в древней "Книге мертвых" (изображение судеб души после смерти); предполагают, что Д. эта в древнем Египте разыгрывалась на похоронах жрецами, родными и знакомыми покойника. ЗачаткиеврейскойД. (с хоровыми партиями) некоторые видят в "Песне Песней" Соломона. Более развилась — по мнению некоторых, под греч. влиянием, —индийскаяД. Индусы различают возвышенную, поучающую Д., в которой серьезное переплетается с шутливым, и низшую комедию для потехи народа (с грубыми остротами и чудесами). Трагедий индусы не признают; ясно различаются у них изложение, перипетия и катастрофа (обыкновенно — чудо, направляющее все к благополучной развязке), главные и побочные действия; воспроизводятся особенности отдельных каст и сословий, употребляются даже разные диалекты. Связь событий в индийской Д. недостаточна; зато прекрасны частности, язык и мысли. Расцвет индийской драмы знаменует собою Калидаса (прибл. в III в. по Р. X.); его "Сакунтала" впервые сделадась известна европейской публике в 1785 г. Между индийскими Д. есть и пьесы с интригами, жанровые и аллегорические. В Перу испанские конквистадоры нашли у туземцев Д. с фабулою, заимствованной из исторических преданий. Европейская Д. зародилась в Греции в так назыв. сродных с египетскою "Книгою мертвых" мистериях (религиозных драматических обрядах) в Элевзине и др. городах, развилась же, главным образом, благодаря культу Диониса (см. Греческая литература, IX, 668). Во время Пизистратидов Феспидом было положено начало настоящей Д. Начиная с Эсхила, участь героев ставится в зависимость от их поступков и представлению придается драматический интерес и законченность. Мысль зрителя и слушателя уже не уходила в прошедшее, как в эпосе, и не приковывалась к настоящему, как в лирике, а с надеждою или страхом устремлялась к будущему при виде развивавшегося перед его глазами действия. Хор, главный участник торжества Диониса, был удержан как участник или участливый зритель совершающегося на сцене действия. Присутствие хора должно было повести к некоторым затруднениям для драматических поэтов: требовалось по возможности не менять места, сокращать продолжительность Д.; многое поэтому на сцене не происходило, а рассказывалось (для этого частые вестники). Драматический интерес сильно умерен вставками эпическими (речи вестников) и лирическими (хор); для увеличения его и для большей иллюзии в зрителе изобретательный греческий ум впервые прибег кдекорации,не известной ни индусам, ни китайцам. Вследствие краткости Д. греки ставили их подряд три, связанных каким-нибудь одним общим мифом, причем прибавлялся еще в заключение сатирический фарс (отсюда "тетралогия" = четыре Д.). Античная трагедия процветала в лице Эсхила, Софокла и Еврипида, комедия — в лице Аристофана (древняя) и Менандра (новая). В трагедии Эсхила трагическая судьба тяготеет еще над всем родом героя (потомки платятся за грехи предков). Софокл и Еврипид стремятся уже родовую вину изменить в индивидуальную и приближаются к точке зрения новейшей Д. Древняя комедия исходит из серьезных нравственных вопросов и приближается к карающей сатире и памфлету; часто в ней сам автор с так назыв. "парабазами" обращается к зрителям. Более поздняя комедия главное внимание обращает на чисто комический элемент, не затрагивая нравственных вопросов. В так назыв. средней комедии удержан сатирический тон древней, но осмеиваются уже не общественные неустройства, а пороки частных лиц.
Вримскойдраматической литературе переделывались греческие темы (от трагедий Ливия Андроника до так называемой трагедии Сенеки; новейшие комедии — в перелицовках грубого Плавта и изящного Теренция). Оригинальнее была местная шутка и импровизированная комедия (удержавшаяся в романизированной Испании) с постоянными характерными масками; действие их обыкновенно переносилось в Ателлу (вроде русского Пошехонья), и поэтому (по Моммзену) они назывались ателланами (см. т. II, 416) и удержались и после падения классической языческой культуры в течение всехсредних веков;античная же трагедия после появления христианства заменилась трагедиею страстей Господних, изображавшеюся в мистериях и духовных церемониях. Сценою служила сначала церковь, потом появились особые открытые сцены; язык представлений первоначально был латинский, затем стали прибегать к народному говору. Введение аллегорических фигур, олицетворение пороков и добродетелей вызвало так называемые моралитеты, мало-помалу перешедшие в руки особых обществ (Базош, Confrérie de la Passion); из Франции эти представления перешли в Германию (в настоящее время мистерии в Обераммергау и нек. местах Тироля). Сходство с моралитетами имеют английскиемиракли(пьесы с чудесами). В комическом жанре в средневек. Италии процветала comedia dell'arte, с постоянными типами (Арлекино, Панталоне, Тарталья, Грациано, Коломбина и т. д.). В Германии подражанием ей явился Hanswurst, до начала XVIII в. господствовавший в театрах; в имперских городах в ходу были другие игры на маскарадах и в святочных обрядах. С эпохой возрождения в Италии явилась художественная драма, с реформациею у новейших романских и германских народностей —национальная драма.Первая в трагедии ограничивалась воспроизведением классических черт, в комедии рисовала фривольные и часто безнравственные картины (Макиавелли, Дж. Бруно). Национальная драма в Испании (католич. направл.) и в Англии (протест. направл.) развивала средневековые драматические зачатки, Франция же и Германия порвала с последними, чтобы воспринять и воспроизвести по-своему первая — римскую, вторая — эллинскую идеи.
Как в античной Д. центр тяжести лежит во внешних силах (в положении), так вновейшей— во внутреннем мире героя (в его характере). Классики немецкой Д. (Гете и Шиллер) старались сблизить оба эти принципа. Новейшую Д. отличают более широкий ход действия, разнообразие и индивидуальные черты характеров, больший реализм в изображении внешней жизни; отброшены стеснения античного хора; мотивы речей и поступков действующих лиц более оттенены; пластичное древней Д. заменено живописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм — с комизмом и наоборот. Разница междуанглийскойииспанскойД. та, что в последней наряду с поступками героя играет роль шаловливый случай в комедии и милость или гнев божества в трагедии, в первой же участь героя целиком вытекает из его характера и поступков. Испанская народная Д. высшего расцвета достигла в Лопе де Веге, художественная — в Кальдероне; кульминационный пункт английской Д. — Шекспир. Через Бен Джонсона и его учеников в Англию проникли влияния испанское и французское. ВоФранциииспанские образцы боролись с античными; благодаря основанной Ришельё академии последние одержали верх, и создалась французская (псевдо) классическая трагедия на правилах дурно понятого Корнелем Аристотеля. Лучшею стороною этой Д. были единство и законченность действия, ясная мотивировка и наглядность внутреннего конфликта действующих лиц; но из-за недостатка внешнего действия развился в ней риторизм, и стремление к правильности стеснило естественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич. трагедии французов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии — Мольер. Философия XVIII в. произвела перелом во французской Д. и вызвала т. н.мещанскую трагедиюв прозе (Дидро), занявшуюся изображением трагизма обыденной жизни, и жанровую (бытовую) комедию (Бомарше), в которой осмеивался современный общественный строй. Это направление перешло и внемецкуюД., где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в Лейпциге, Зонненфельс в Вене). Лессинг своею "Гамбургскою драматургиею" положил конец ложному классицизму и создалнемецкую драму(трагедию и комедию) по примеру Дидро. Указав в то же время на древних и на Шекспира как примеры для подражания, он продожил путь нем. классической Д., расцветом которой было время Гёте (испытавшего на себе сначала влияние Шекспира, потом древних, наконец, в Фаусте — средневековых мистерий) и национальнейшего немецкого драматурга Шиллера. Новых оригинальных направлений после этого в Д. не возникало, но зато появлялись художественные образцы всех родов др. поэзии. Наиболе заметно у немецких романтиков подражание Шекспиру (Г. Клейст, Граббе и др.). Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошел переворот и во французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка социальных проблем (В. Гюго, А. Дюма, А. де-Виньи). Образцы салонных пьес дал Скриб; моральные комедии Бомарше возродились в драматических картинах нравов А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду, Пальерона и др.
О драме вообще см. "Гамбургскую драматургию" Лессинга (пер. Рассадина); A. W. Schlegel, "Vorlesungen über dramatische Kunst und Literatur" (Гейдельберг, 2 изд. 1817), Freytag, "Technik des Dramas" (4 изд. Лейпциг, 1881); Carrière, "Die Kunst in Zusammenhange der Kulturentwickelung" (3 изд. 1877, русский перевод E. Корша — "Искусство в связи с общим развитием культуры", М. 1870—75); Klein, "Geschichte des Dramas" (Лейпциг, 1865—76); Ал. Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М. 1870); Alph. Roger, "Histoire universelle du théâtre" (II., 1869); П. Полевой, "Исторические очерки средневековой Д." (СПб. 1865); Аверкиев, "О драме. Критическое рассуждение" с приложением статьи "Три письма о Пушкине" (СПб. 1893). О драме в России см. Русская драма.

  1. драмарод литературыstrong в виде разговариватьstrong драма литературное произведение в диалогической форме.драматический.пьеса ставить пьесу.кукольный театр.петрушка. гансв...Идеографический словарь русского языка
  2. драмаlat.i dramaдрама...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  3. драмадрама...Беларуска-ўкраінскі слоўнік
  4. драмаДрама...Белорусско-русский словарь
  5. драмаДРАМА греч. drama букв.действие один из трх родов литературы наряду с эпосом и лирикой см. Род литературный. iД. принадлежит одновременно театру iи литературе iявляясь п...Большая советская энциклопедия
  6. драмаДРАМА Drama город на С.В. Греции в Македонии. Адм. ц. нома Драма. тыс. жит. . Торг центр с.х. рна плодородной межгорной долины табак и рис. Текст. таб. пищ. предприятия....Большая советская энциклопедия
  7. драмаж. dramma m тж. перен. семейная драма dramma di una famiglia Итальянорусский словарь. Синонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучи...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. драмаж Drama n plem men Schauspiel nСинонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама мелодрам...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. драмадрама ж Drama n pl men Schauspiel n aСинонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама м...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. драмаж.drama mйная драuма drama familiarть драuму sufrir un drama...Большой русско-испанский словарь
  11. драмасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. драмаж. drame m музыкальная драма drame lyrique семейная драма drame familial...Большой русско-французский словарь
  13. драмамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  14. драмаВо сне смотреть на сцене драму предвестие приятных встреч с очень далекими друзьями. Скучать на представлении к визиту нежелательного гостя. Писать драму к денежным до...Большой универсальный сонник
  15. драмаж.drame mмузыкальная драма drame lyriqueсемейная драма drame familial беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище каз...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. драмаДРАМА греч. drama букв. действие род литературный принадлежащий одновремено двум искусствам театру и литературе его специфику составляют сюжетность конфликтность дейст...Большой Энциклопедический словарь V
  17. драмаи ж.i Лтературний твр побудований у форм далогу без авторсько мови признач. для сценчного виконання. Лтературнотеатральний твр серйозного але не герочного змсту на вдмн...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  18. драмагреч.действие род художественного текста предназначенного для сценического действия. В отличие от лирики драма воспроизводит внешние по отношению к автору события по срав...Евразийская мудрость от А до Я
  19. драмагреческое drama буквально действие род литературный принадлежащий одновременно двум искусствам театру и литературе его специфику составляют сюжетность конфликтность дей...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. драмаДРАМА ы ж. drame m. перен. Несчастье тяжелое событие причиняющее нравственные страданияem. Пережить драму. Личная семейная драма. БАС. Курьера нет из армии. Драма еще слу...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  21. драма. Один из основных родов художественной литературы наряду с лирикой и эпосом охватывающий произведения обычно предназначенные для исполнения на сцене подразделяются на жа...История и теория культуры
  22. драмалит. драма....Киргизско-русский словарь
  23. драмадрама драматический драма театр театр драмы драматический театр...Коми (зырянский)-русский словарь
  24. драмаДрама fabula poema dramaticum drama atis n...Латинский словарь
  25. драмаД. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д...Литературная энциклопедия
  26. драма1Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Класс...Литературная энциклопедия II
  27. драмаБиблиографияОбщая теория и история драмы. На русск. яз. Платон Сочин. изд. Academia замечания рассеяны всюду изд. не закончено Аристотель Поэтика перев. Новосадского изд....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  28. драмаДРАМА греч. drma букв. действие один из трех родов литературы наряду с эпосом и лирикой см. Род литературный. Д. принадлежит одновременно театру и литературе являясь пер...Литературный энциклопедический словарь
  29. драмаы ж.em Род литературных произведений написанных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.Произведение подобного рода серьезного но не ...Малый академический словарь
  30. драмакорень ДРАМ окончание А Основа слова ДРАМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДРАМ А Слово Драма содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  31. драмаНачальная форма Драма женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  32. драмадрама . ж. Один из трех основных родов литературы наряду с эпосом и лирикой представляющий собою произведения построенные обычно в форме диалога и предназначенные для ис...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. драмадрама драма ы...Орфографический словарь
  34. драмаu жu мн.u драмы Р.u драм беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама мелодрама миракль мисте...Орфографический словарь русского языка
  35. драмадрама менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  36. драмадрама д. м.em м...Орфоепічний словник української мови
  37. драмадрама мие д. м. м....Орфоэпический словарь украинского языка
  38. драмадрама драмы драмы драм драме драмам драму драмы драмой драмою драмами драме драмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. драмаОрфографическая запись слова драма Ударение в слове драма Деление слова на слоги перенос слова драма Фонетическая транскрипция слова драма [драм] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  40. драмаДрама мг м драми драм...Правописний словник Голоскевича
  41. драмаDrama см.u Comoedia Комедия и Tragoedia Трагедия.Синонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская...Реальный словарь классических древностей
  42. драмаDrama см.u Comoedia Комедия и Tragoedia Трагедия.Синонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская...Реальный словарь классических древностей
  43. драмадрама....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  44. драмаОдин из трех родов литры наряду с эпосом и лирикой. В этом смысле Д. любой текст представляющий прямое воспроизведение действия состоящий из диалогов монологов и кратких...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  45. драмадрама ыСинонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама мелодрама миракль мистерия мифод...Русский орфографический словарь
  46. драмаdrama eo dramo...Русский-африкаанс словарь
  47. драмаЖ . dram teatr sri . dram teatr . mc. faci....Русско-азербайджанский словарь
  48. драмаж....Русско-английский психологический словарь
  49. драмадрама ж.idrama...Русско-английский словарь
  50. драмадрама ж. drama перен. тж. tragedy театр драмы theatre семейная драма domestic tragedy....Русско-английский словарь II
  51. драмаN...Русско-армянский словарь
  52. драмаДрама...Русско-белорусский словарь
  53. драмав разн. знач.i драма жен.i...Русско-белорусский словарь II
  54. драмаdrma беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама мелодрама миракль мистерия мифодрама монодр...Русско-венгерский словарь
  55. драмаДрама ном г. Македония...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  56. драмаСинонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама мелодрама миракль мистерия мифодрама мо...Русско-ивритский словарь
  57. драмаж. толко ед. лит. драма деби жанр. перен. ауыр жадай айылы оиа...Русско-казахский словарь
  58. драмадрама...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  59. драмадрама...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  60. драмаж. драма . театрга арналып диалог формасында жазылган адабий чыгарма . перен. бакытсыздык шор оор окуя....Русско-киргизский словарь
  61. драмаhuj пьесаem jbnдрама опера и балет написать драму перен. bij bicnde shqingсемейная драма беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополу...Русско-китайский словарь
  62. драмаdramaмузыкальная драма muzkal drama трагедия facia...Русско-крымскотатарский словарь
  63. драмаdrma...Русско-латышский словарь
  64. драмаЯриан жжиг...Русско-монгольский словарь
  65. драмаж. Drama n....Русско-немецкий словарь
  66. драмаDrama...Русско-нидерландский словарь
  67. драмадрамаж прям. перен ....Русско-новогреческий словарь
  68. драмаdrama skuespill беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинодрама мелодрама миракль мистерия мифод...Русско-норвежский словарь
  69. драма...Русско-персидский словарь
  70. драмаdramat...Русско-польский словарь
  71. драмажdrama m семейная драма пережить драму поставить драмуСинонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египет...Русско-португальский словарь
  72. драмаДрама театр.em drama tamthilia гореem tanzia...Русско-суахили словарь
  73. драмадрама фоиа драма...Русско-таджикский словарь
  74. драмаж .д.театр.драма .кч.кайгылы вакыйга авыр хл бхетсезлек драма семейная д. гаил драмасы...Русско-татарский словарь
  75. драмаdram facia dram перен. facia dramсемейная драма aile facias dram беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь...Русско-турецкий словарь
  76. драмаfojia...Русско-узбекский словарь Михайлина
  77. драмаf драматический...Русско-финский словарь
  78. драмаdrama tragdie inohra...Русско-чешский словарь
  79. драмасущ.жен. драма литература хайлав пьеса историческая драма истори драмй поставить в театре драму театрта драма ларт. инкек хуйха синкер жизненная драма пурнрй инкексинкек ...Русско-чувашский словарь
  80. драмаdrama.strong drama Strindbergs drama PskДрама Стринберга Пасха skottet utlste det blodiga dramatвыстрел привл к кровавой развязке...Русско-шведский словарь
  81. драмаDrama...Русско-шведский словарь II
  82. драма.strong draama.strong draamateos nidend...Русско-эстонский словарь
  83. драмаж. драма пьеса...Сербско-русский словарь
  84. драмаПогречески это слово означает действие...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  85. драмаЧеховский рассказ...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  86. драмаДРАМА гр. drama от drao действую. род литературных произведений которые представляют события и лица в действии и вследствие того излагаются в диалогической разговорной ...Словарь иностранных слов русского языка
  87. драмаДРАМА. Драма есть поэтическое произведение изображающее процесс действия так было признано теоретиками начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведе...Словарь литературных терминов
  88. драмаот греч. drama действие Один из трех основных родов литературы отражающий жизнь в действиях совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии см. траге...Словарь литературоведческих терминов
  89. драмадрама см. зрелище случай...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  90. драмаДРАМА мма ы ж.iГр. лат. drama через ит. dramma нем. Drama.В общем смыслfont драмою называется всякое театральное сочинение. Зрит. II . Титул оныя был слfontдующей La F...Словарь русского языка XVIII в
  91. драманастоящая драма страшная драма ужасная драмаСинонимы беда бедствие горе горести дилогия драматургия зарез злоключение злополучие злосчастие зрелище казнь египетская кинод...Словарь русской идиоматики
  92. драмадрамаСм. зрелище случай....Словарь синонимов II
  93. драмадрама См. зрелище случай. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. драма зрелище случай трагедия несчастье горе ...Словарь синонимов II
  94. драмадрама зрелище случай трагедия несчастье горе беда горести удар невзгода бедствие злоключение злополучие напасть драматическое представление миракль злосчастие дилогия мис...Словарь синонимов
  95. драмадрама жгучая Бальмонтdd Эпитеты литературной русской речи. М Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон.А. Л. Зеленецкий беда бедствие гор...Словарь эпитетов III
  96. драмадрама ж. гр. букв. дя . Лтературний твр призначений для постановки на сцен для якого характерн серйознсть конфлкту й глибина переживань персонажв. . перен. Приголомшлива...Словник іншомовних слів
  97. драмадрама грец. букв. дя . Лтературний твр призначений для постановки на сцен для якого характерн серйознсть конфлкту й глибина переживань персонажв. . Переносно приголомш...Словник іншомовних слів Мельничука
  98. драмалт. твр пса життва конфлкт трагедя переживання тяжке горе будвля драматичний театр....Словник синонімів Караванського
  99. драмаНЕЩАСТЯstrong нещаслива пригода подя що завда комунебудь страждання душевний стан людини чи людей або соцальноморальний стан людей народу крани зумовлений нещасливою подю...Словник синонімів української мови
  100. дра́маДРАМА и ж. . Лтературний твр побудований у форм далога без авторсько мови признач. для сценчного виконання. Почавши з року вн [. Франко]. пише повст драми оповдання врш...Словник української мови в 11 томах
  101. драмаДРАМА греческое drama буквально действие род литературный принадлежащий одновременно двум искусствам театру и литературе его специфику составляют сюжетность конфликтнос...Современная энциклопедия
  102. драмаВо сне смотреть драму в театре предвестие долгожданной встречи с далекими друзьями. Скучать на представлении означает что к вам неожиданно нагрянет гость которого вряд л...Современный сонник
  103. драмаДРАМА греч . drama букв. действие род литературный принадлежащий одновремено двум искусствам театру и литературе его специфику составляют сюжетность конфликтность дейст...Современный энциклопедический словарь
  104. драмаВо сне смотреть на сцене драму предвестье приятных встреч с очень далекими друзьями.Скучать на представлении означает что к Вам неожиданно нагрянет нежелательный гость ...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  105. драмаВидеть сон в котором вы находитесь в театре и смотрите постановку драмы современного автора с довольно занимательной фабулой такой сон предвещает вам наяву приятные встр...Сонник от А до Я
  106. драмагр. drama дiя твip художньо лiтеpатуpи який життя й хаpактеpи геpов гостpi конфлiки pозкpива чеpез pозмови дiйових осiб монологи дiалоги полiлоги i пpизначений для сценi...Стилістичні терміни
  107. драмаDrama центр одноименного нома в Македонии сев. Греция между реками Стримон и Нестос жителей ....Страны и города мира. Словарь
  108. драмаstrong греч.u drama букв. действие один из основных родов художественной литературы наряду с эпосом и лирикой. Специфика драмы как рода литературы заключается в том что ...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  109. драмадрама сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего драмыstrong чему драмеstrong вижу что драмуstrong чем драмойstrong о чм о драмеstrong мн. что драмыstrong нет че...Толковый словарь Дмитриева
  110. драмаДРАМА ж. театральное сочиненье сочинение для сцены для представленья в лицах она подразделяется на трагедию собств. драму комедию и пр. Драматический к драме относящ. Дра...Толковый словарь живого великорусского языка
  111. драмадрама [...Толковый словарь иностранных слов
  112. драмаДРАМА ы ж. . Род литературных произведений написанных вдиалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене. .Литературное произведение такого рода с се...Толковый словарь Ожегова
  113. драмаДРАМА драмы ж. греч. drama действие книжн. . только ед. Род литературных произведений написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том что его диалогич...Толковый словарь русского языка II
  114. драмадрама драма ы ж. Род литературных произведений написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актрами на сцене. Литературное произведение такого рода с...Толковый словарь русского языка II
  115. драмаДРАМА ы ж. . Род литературных произведений написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актрами на сцене. . Литературное произведение такого рода с с...Толковый словарь русского языка
  116. драмаи ж. Лтературний твр побудований у форм далогу без авторсько мови признач. для сценчного виконання. Лтературнотеатральний твр серйозного але не герочного змсту на вдмн...Толковый словарь украинского языка
  117. драмаУдарение в слове драмаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове драма...Ударение и правописание
  118. драмаДРАМА ДРА дя Один з лтературних родв. Подляться на види драма у вузькому розумнн трагедя комедяem що мають сво жанров рзновиди. Генетично Д. повязана з нар. обрядовими ...Українська літературна енциклопедія
  119. драмаdrama перен.em calamity tragedyособиста драма personal tragedy...Українсько-англійський словник
  120. драмаДрама...Українсько-білоруський словник II
  121. драмадрама...Українсько-білоруський словник
  122. драма...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  123. драмаDrama...Українсько-датський словник
  124. драмаem...Українсько-китайський словник
  125. драмаDrama...Українсько-норвезький словник
  126. драма[drama]...Українсько-польський словник
  127. драмаи dramat...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  128. драмаDrama...Українсько-шведський словник
  129. драмаRzeczownik драма f Teatr dramat m...Универсальный русско-польский словарь
  130. драмаОдин з осн.em родв лтератури крм епосу та лрики в якому явища життя та характери геров розкриваються не через авторську розповдь про них а через вчинки й розмови дйових ...Універсальний словник-енциклопедія
  131. драмаодин з осн. родв лтератури крм епосу та лрики в якому явища життя та характери геров розкриваються не через авторську розповдь про них а через вчинки й розмови дйових ос...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  132. драмадрама драмы драмы драм драме драмам драму драмы драмой драмою драмами драме драмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы беда бедствие ...Формы слова
  133. драмаРадам Драма Дар Дама Армад Арма Арам Амад Адам Ада Рам Дарма Маар Мара Мрад Рада...Электронный словарь анаграмм русского языка
  134. драмаДрама греч. действие совершающееся actio a не совершившееся уже actum поскольку оно развиваясь при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц как бы...Энциклопедический словарь
  135. драмаДрама греч.em drama действие род литературы в котором дается изображение жизни через события поступки столкновения героев т.е. через явления составляющие внешний мир. d...Энциклопедия культурологии
  136. драмагреч. drama действие. . Один из осн. родов худож. литры наряду с лирикой и эпосом охватывающий произв. обычно предназначенные для исполнения на сцене подразделяется на ж...Эстетика
  137. драмадрамаФранцузское drame.Немецкое Drama.Латинское drama.Слово драма заимствовано русским в XVIII в. из западноевропейских языков хотя первоосновой является греческое сущ...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  138. драмачерез нем. Drama или лат. drama из греч. зрелище действие см. Горяев ЭС драматический через нем. dramatisch или франц. dramatique....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  139. драмадрама драмачерез нем. Drama или лат. drama из греч. зрелище действие см. Горяев ЭС драматический через нем. dramatisch или франц. dramatique....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  140. драмаФранцузское drame.Немецкое Drama.Латинское drama.Слово драма заимствовано русским в XVIII в. из западноевропейских языков хотя первоосновой является греческое существи...Этимологический словарь русского языка Семенова