Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДОКЕТИЗМ

так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В Д. нельзя видеть определенной системы, а следует скорее признать направление мысли, свойственное по преимуществу гностицизму (см.), в котором христологические учения тесно переплетены с восточными понятиями о космологии и с греческим национализмом. Само слово "докетизм" не встречается у первых писателей, боровшихся против гностицизма; напр., его нет у Иринея. Первый писатель, упоминающий о докетизме — Феодорит — говорит о Маркионе, Василиде и других докетах. Ипполит в своем опровержении ересей (кн. VIII, § 8-11) излагает учение докетов и считает их определенной гностической сектой.Судя по изложению Ипполита, докеты весьма близки к учению Симона и Валентина. Отношение Бога к миру докеты представляют себе в образе семени, дерева и плода: как семя разрастается в плод, так и Бог открывается в мире, первоначально в мире интеллигибельном, в мире эонов, а потом и в видимом. Демиург, огненный Бог, создал внешний мир. Существо Демиурга — тьма, во тьме держит он снисшедшие (охладившиеся, αποψυγείσαι) θз мира света вечные идеи — души, и заставляет их вечно менять свой образ (переселение душ). Это блуждание прекращается с появлением Спасителя, Который создан гармоническим действием всех эонов и назыв. Единородным (μονογενής). Земную жизнь Христа докеты толкуют с точки зрения своей космологии; так, напр., 30 лет земной жизни Христа ставятся в связь с 30-ю идеями тридцати эонов. Если брать Д. в более обширном значении, чем это делает Ипполит, то в Д. придется различать несколько видов и направлений — дело, впрочем, рискованное ввиду неполноты источников. Баумгартен-Крузиус в своей истории христианских догматов различает семь видов Д.: 1) учение Иосифа и Филона о том, что тела, в которых проявлялись небесные существа, не принадлежали в действительности им самим, а были лишь внешней для них формой. 2) Учение Василида (см.), что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении, или учение Маркиона, что Христос явился исключительно как дух. 3) Учение Симона и его последователей, что телесная природа Христа была лишь видимостью, иллюзией. 4) Учение валентиниан (см.) и Вардесана (см.), что Христос — существо сверхъестественное, имеющее лишь чувственный образ. 5) Учение последователей Василида, что естество Христа, по смерти Его, изменилось. 6) Учение Керинфа, по которому в Христе было два естества, не соединенных между собой, но соединенных лишь случайно. Наконец, 7) учение Аполлинария и Евтихия, которых церковь всегда считала докетами, хотя они и признавали двоякую природу в Христе, божественную и человеческую; но божественная, по их воззрению, почти целиком поглощала человеческую.
Э. Р.

  1. докетизмот греч. dokeo казаться раннехрист. ересь вв. одно из направлений в гностицизме см. Гностики. Представители Д. считали телесность злым низш. началом и на этом основании ...Атеистический словарь
  2. докетизмот греч. dokeo казаться раннехрист. ересь вв. одно из направлений в гностицизме см. Гностики. Представители Д. считали телесность злым низш. началом и на этом основани...Атеистический словарь II
  3. докетизмРаннехристианская гностическая ересь. Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение что ввиду своей нем...Религиозные термины
  4. докетизмДОКЕТИЗМ греч. от dokeo думать верить. учение основанное на личном мнении развиваемое воображением. учение докетов см. это сл. Словарь иностранных слов вошедших в сост...Словарь иностранных слов русского языка
  5. докетизмот греч. dokeo кажусь еретич. направление богословской мысли в христ. церкви вв. согласно крому плоть и страдания Христа считались кажущимися призрачными поскольку пло...Советская историческая энциклопедия
  6. докетизмDocetism. Раннехристианское теологическое представление согласно кром у страдания и человечеекая природа Христа были призрачными или кажущимися а не частью реального вопл...Теологический энциклопедический словарь
  7. докетизмПереконання висловлюване у ранньому християнств зокрема ностиками за яким тло суса Христа було лише видимим за Марконом або ефрним за Валентином неодноразово засуджений Ц...Універсальний словник-енциклопедія
  8. докетизмпереконання висловлюване у ранньому християнств зокрема ностиками за яким тло суса Христа було лише видимим за Марконом або ефрним за Валентином неодноразово засуджений Ц...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  9. докетизмДОКЕТИЗМ от греч. кажусь раннехристианская ересь вв. одна из разновидностей гностицизма. Приверженцы Д. утверждали что основатель христианства Иисус Христос был не ст...Философская энциклопедия
  10. докетизмот греч. кажусь раннехристианская ересь вв. одна из разновидностей гностицизма. Приверженцы Д. утверждали что основатель христианства Иисус Христос был не столько бог...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. докетизмДокетизм так называется еретическое учение в христологии утверждающее призрачность Богочеловека. Христос по словам этого учения только казался человеком Его тело лишь ка...Энциклопедический словарь
  12. докетизмДОКЕТИЗМот греч. dokeo казаться раннехристианская ересь отрицавшая полноту человечества Христа. Учение докетизма было основано на абсолютном противопоставлении духа и ма...Энциклопедия Кольера II
  13. докетизмДокетизм греч.em каженники от кажусь гностическая ересь в раннем христианстве утверждавшая мнимый иллюзорный характер телесной природы а значит и страданий Иисуса Христ...Энциклопедия культурологии