Екатеринбург (энциклопедия)

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Предыстория Т.И. г. связана с характерными для У. нар. празднествами, обрядами и "школьным театром" (любительскими постановками в уч. заведениях). Начало проф. т-ру в Екат. и на У. положила работа труппы П.А.Соколова, актерский коллектив к-рой приехал из Казани. Первый спектакль в Екат. дан 5(17) нояб. 1843 в помещении цейхгауза при Александровском горн. госпитале. Водевили А.А.Шаховского "Женщина-лунатик" и П.А.Каратыгина "Ножка" имели успех у зрителя, и труппе предложили остаться в г. По инициативе гл. нач-ка Урал. горн. з-дов В.А.Глинки на средства благотворителей по проекту арх. К.Г.Турского в 1847 для т-ра построено кам. здание (ныне к/т "Октябрь"). В первый состав труппы входили П.А.Соколов, его гражд. жена - примадонна т-ра Е.А.Иванова, актерские семьи (муж и жена) Головинских, Романовских, Садовских, Дмитриевых, Надеждиных, Александровых и др., ч. труппы составляли креп. арт., в т. ч. неск. актрис из т-ра помещицы В.П.Тургеневой (матери писателя И.С.Тургенева), располагавшегося в с. Спасское-Лутовиново Орловской губ. Первый на У. т-р обслуживал сразу три г.: осенью и зимой спектакли давались в Екат., в февр. организовывались выступления на Ирбитской ярм., а летом - в Перми. Репертуар труппы составляли драм. и муз. постановки ("Ревизор" Н.В.Гоголя, "Аскольдова могила" А.Н.Верстовского, "Мельник - колдун, обманщик и сват" А.О.Аблесимова), западноевроп. оп., водевили. В 1857 после отъезда разорившегося П.А.Соколова т-р возглавляет один из ведущих актеров труппы В.В.Головинский (1857-1868). В 1860-е значение Екат. как Ц. горнозавод пром. падает, и т-р вынужден приспосабливаться ко вкусам набирающего силу купечества. Однако т-р не утратил интерес к классической и новой отеч. драматургии. Эта тенденция особенно выявилась во время рук-ва т-ром А.Д.Херувимовым (1868-1875): ставятся пьесы А.Островского, А.Сухово-Кобылина, В.Шекспира.
Особый этап в жизни екат. сцены составила антрепренерская деятельность отца и сына Медведевых, продолжавшаяся вплоть до 20-х ХХ в. В кон. 70-х ХIХ в. под рук-вом П.М.Медведева в т-ре работает плеяда блестящих арт.: В.Н.Давыдов (1878-1879, впоследствии актер петерб.Александринского т-ра), И.П.Уманец-Райская (впоследствии актриса Малого т-ра), Е.А.Иванова, М.И.Бабиков, К.З.Пузинский и др. На театральных подмостках наряду с постановками развлекательного жанра (оп-тами, водевилями, феериями), разыгрываются пьесы А.Н.Островского, А.Ф.Писемского. В сезоне 1879/80 П.М.Медведев впервые привозит в Екат. оп. труппу. В нач. 1880-х он уезжает в Казань, однако после неудачных антреприз в Екат. Ф.И.Надлера и С.А.Морвиль-Майской вновь возвращается в г. по приглашению Екат. гор. Думы. С 1886 труппа П.М.Медведева, включавшая целый ряд талантливых исполнителей, таких, как Я.С.Тинский, М.К.Шаровьева, Э.Ф.Мерц-Днепрова, В.А.Великанов, М.А. Михайлов, осуществляет постановки пьес А.С. Грибоедова ("Горе от ума"), М.Ю. Лермонтова ("Маскарад"), А.Н. Островского ( "На всякого мудреца довольно простоты", "Женитьба Бальзаминова"), Д.Н.Мамина-Сибиряка ("Золотопромышленники"), В.Шекспира ("Гамлет", "Отелло"). В 1890, после перехода П.М.Медведева в СПб. Александринский т-р на должность гл. реж., антрепризу в Екат. принимает его сын - П.П. Медведев. Под его рук-вом в екат. труппе играют актеры, прошедшие шк. в т-рах Москвы, СПб. и др. кр. гг. России: М.М.Абрамова (впоследствии жена Д.Н.Мамина-Сибиряка), Н.А.Самойлов-Мичурин, И.Д.Рутковский, В.И.Морева, З.В.Горева, Е.А.Лепковский, М.Г.Диевский, О.С.Кадмина и др. Ярким событием в театральной жизни стала премьера пьесы "Плоды просвещения" Л.Н.Толстого, состоявшаяся 20 окт. 1891 (раньше, чем в Малом т-ре в Москве).
Во второй пол. ХIХ в. в Екат. появляются любительские труппы. Заметную роль играет т-р Казанцевых, ставший основой драм. отд-ния Екат. муз. кружка. Осн-ль и владелец труппы - реж., драматург и актер Г.Г.Казанцев. Его перу принадлежат поставленные на сцене т-ра драмы "Суд совести" (1886), комедия-шутка "Мне показалось" (1887). Автором пьес, написанных для т-ра, был также Н.В.Казанцев. Пьесы этого драматурга "По рассеянности", "Всякому свое", вп

  1. театральное искусствовид исква отображение явлений и процессов действительности в сценич. действиях и художеств. образах с определнных духовноэстетич. позиций. В ВС РФ Т.и. выступает в качест...Военный энциклопедический словарь
  2. театральное искусство...Русско-ивритский словарь
  3. театральное искусство...Русско-китайский словарь