Дипломатический словарь II

ХМЕЛЬНИЦКИЙ, БОГДАНЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ

(ок.1595-1657) - выдающийся украинский государственный деятель, полководец и дипломат.

X. получил хорошее по тому времени образование (учился в иезуитской коллегии). В 1620 он участвовал вместе со своим отцом в сражении с турками под Цецорой; отец X. погиб, а сам X. был взят в плен, из которого он освободился только через два года. В 1637, после поражения восставших казаков под Кумейками и назначения польским гетманом Потоцким новой казацкой старшины (полковников, есаулов, сотников и т. д.), X. как войсковой писарь подписал от имени казачества текст присяги на верность Речи Посполитой. Подавление вновь возникшего в 1638 движения привело к лишению казачества ряда вольностей, назначению на руководящие посты польских ставленников, ограничению числа (реестра) казаков 6-ю тыс. и т. д. Этот порядок был закреплён т. н. ординацией, которая была составлена Потоцким и принята собранной 9. IX 1638 в Киеве казачьей радой. При назначении новой старшины в декабре 1638 X. стал сотником в Чигиринском полку. В этот период X. принадлежал к сторонникам компромисса с польским правительством. В 1646 он участвовал в переговорах с королём Владиславом IV, готовившим войну с Турцией; в войне должно было участвовать и регулярное (реестровое) казачество, которое предполагалось в этих целях увеличить до 12 тыс. чел.

Десятилетие 1638-48 было временем наиболее активной колонизации украинских земель польской шляхтой, создания крупнейших магнатских латифундий, насаждения тяжелейших форм крепостного права, национального и религиозного угнетения. Насилия польских феодалов затронули и свободное украинское казачество и даже таких влиятельных его представителей, как X. Издевательские поборы, нападения на хутор X., убийство малолетнего сына X., засечённого до смерти слугами Чигиринского подстаросты Чаплицкого, принудили X. в конце 1647 уйти на Низ - в степи в нижнем течении Днепpa. Здесь X. начал организацию восстания против Польши; первым актом этого восстания было овладение в феврале 1648 Запорожской Сечью и изгнание из неё правительственного гарнизона.

X.сразу же проявил себя дальновидным и талантливым дипломатом. Учитывая трудность предстоящей борьбы с сосредоточенными на Украине основными военными силами Польши, X. заключил союз с крымским ханом и получил от него значительный вспомогательный отряд татарской конницы. В мае 1648 в битвах под Жёлтыми Водами и Корсунем X. разгромил польские войска.

Летние месяцы 1648 X. посвятил напряжённой военно-организационной и дипломатической деятельности. Он направил в Варшаву посольство с письмом, в котором, заявляя о верности королю, перечислял насилия над украинским народом, послужившие причиной восстания. В инструкции, данной послам, указывались требования восставших: выплата казакам задержанного жалованья за 5 лет, увеличение реестра до 12 тыс., возвращение православным церквей, превращенных в униатские костёлы, и закрепление вольностей православного духовенства. Выставление столь ограниченных требований было умелым дипломатическим маневром; X. хорошо был осведомлён о борьбе двух направлений в руководящих польских кругах - "военного", которое возглавлялось крупнейшим ополяченным украинским магнатом Е. Вишневецким, требовавшим беспощадного подавления восстания, и "мирного" - во главе с коронным канцлером Ю. Оссолинским и брацлавским (позднее киевским) воеводой А. Киселём, советовавшими для восстановления польского господства на Украине разрознить силы восставших предоставлением некоторых уступок казачеству. Выдвинутые X. требования были использованы обеими фракциями - "военной", как доказательство слабости восставших, "мирной", как свидетельство возможности достичь соглашения. Это усилило разброд в польских правительственных кругах. Между тем и без того слабая центральная власть была совершенно парализована наступившим (после смерти короля Владислава IV) периодом бескоролевья, заполненным ожесточённой избирательной борьбой. Киселю, как украинцу и православному (что должно было сделать его наиболее приемлемой фигурой в глазах восставших при переговорах), было поручено руководство польской делегацией, назначенной конвокационным сеймом для ведения переговоров с X. Но в то же время сейм объявил созыв посполитого рушения (всеобщего ополчения шляхты) и начал набор иноземного войска.

X. не обманывал себя "мирными" настроениями сейма. В течение лета 1648 казацко-крестьянская армия выросла в несколько раз, к осени число регулярных полков достигло 35, кроме того, действовало множество самостоятельных крестьянских отрядов. Восстание охватило всю Украину - от Левобережья до Волыни и Галичины, перекинулось в Белоруссию.

В середине июня 1648 X. завязал первые сношения с пограничными русскими воеводами (севским, путивльским и др.). X. не ограничивался предложениями совместных военных действий против Речи Посполитой, но делал совершенно ясные намёки на желание украинского народа присоединиться к России ("Зычили быхмо собе самодержця господаря такого в своей земли, яко ваше царская велможность, православный хрестиянский пар"). Идея воссоединения с братским русским народом в одном государстве пользовалась уже с самого начала восстания широкой популярностью среди народных масс; известия о переговорах X. с польским правительством вызывали недовольство и нарекания в народе. Обращение X. к Москве было, таким образом, выражением чаяний широких масс украинского народа.

В этот период московское правительство отнеслось к предложению X. с большой осторожностью. В течение долгого времени оно избегало прямых и открытых сношений с X.; первый украинский посол в Москве С. Мужиловский (в начале 1649) не получил частной аудиенции у царя. Учитывая это, X. широко использовал в сношениях с Москвой в качестве неофициальных представителей и посредников православное духовенство (иерусалимский патриарх Паисий, игумен Павел и др.). Однако русское правительство избегало конфликта с Речью Посполитой; вместе с тем оно относилось с явным неодобрением к союзу, заключённому X. с Крымом. Начавшиеся летом 1648 в ряде русских городов и в самой Москве восстания сковали внешнеполитическую активность правительства Алексея Михайловича.

В 1648 X. завязал сношения с турецкими вассалами - семиградским князем Георгом II Ракочи, выступившим претендентом на польский престол, и господарями Молдавии и Валахии.

Во всех этих сношениях X. выступал как глава независимого государства; грамоты он подписывал: "гегман с войском запорожским", опуская слова "его королевской милости", и даже - "божиею милостию гетман".

Военные действия, развёрнутые Вишневецким, сделали совершенно бесплодной попытку украинско-польских переговоров. Миссия Киселя так и не добралась до X. В конце сентября 1648 в битве под Пилявцами польская шляхетская армия была разгромлена войсками X. и обратилась в паническое бегство. Вскоре X. и подошедшие уже после битвы татары осадили Львов, а затем Замостье, взяв с обоих городов контрибуцию.

В условиях военного разгрома группа Оссолинского, выступавшая за мирные переговоры с X., взяла верх на элекционном сейме. Мощную поддержку её кандидату на престол - Яну Казимиру оказал и сам X., объявивший, что в случае сопротивления шляхты выбору Яна Казимира он двинется на Варшаву. 17. XI 1648 Ян Казимир был избран королём, а уже через два дня королевский посол Я. Смяровский прибыл в лагерь X. под Замостьем. Результатом переговоров было согласие X. отступить на Украину и дожидаться там королевских комиссаров. Предварительные требования, выставленные X., включали объявление полной амнистии участникам восстания, восстановление старых вольностей казачества и непосредственное подчинение его королю, ликвидацию церковной унии. Выдвинутые X. требования отражали интересы прежде всего верхушки казачества. X. понимал невозможность одними только своими силами при ненадёжной и опасной для самой Украины помощи крымского хана добиться полного освобождения Украины из-под власти Польши. Однако цель эта не была оставлена, и X., сразу же после триумфального въезда в Киев в январе 1649, стал вновь развивать энергичную дипломатическую деятельность в поисках союзников.

В феврале 1649 в Переяслав к X. прибыла польская комиссия во главе с Киселём. Согласно данным ей королём инструкциям комиссия должна была сообщить X. о признании за ним гетманского титула, вручить ему гетманские регалии - булаву и хоругвь, принять выдвинутые ранее X. условия и склонить его к военному походу против Крыма и Турции. Помимо стремления поссорить X. с Крымом польское правительство имело целью оторвать казаков, число которых должно было быть ограничено 12-15-тысячным реестром, от крестьянства ("чтобы хлопы пахали, а казаки воевали"). X. решительно отверг польские предложения. Комиссии с трудом удалось получить согласие X. на перемирие. Зимой и весной 1649 X. продолжал оживлённые переговоры с Москвой, но они не дали положительных результатов: русское правительство заявило о своём нейтралитете. Колеблющуюся позицию занял новый семиградский князь Георг II Ракочи: давая X. уклончивые обещания, он выжидал результатов генеральной битвы. Таким образом, и в летней кампании 1649 единственным союзником X. остался крымский хан Ислам-Гирей, на этот раз лично руководивший татарским войском. "Помощь" татар дорого обходилась Украине - они грабили всё на своём пути, угоняя тысячами мирное украинское население в неволю. X. удалось, заперев часть польских сил в крепости Збараж, окружить главные силы с самим королём под Зборовом. Из безнадёжной ситуации, в которой находились польские войска, их выручил канцлер Оссолинский, завязавший тайные переговоры с Ислам-Гиреем. Хан неожиданно потребовал от X. заключения мира с поляками, угрожая в случае отказа объединиться с ними. Измена татар на поле боя принудила X. пойти на переговоры, результатом которых был заключённый 18. VIII 1649Зборовский договор(см.). Ещё более губительной крымская "помощь" оказалась во время генерального сражения под Берестечком в 1651. Оставленные в ходе боя вероломным "союзником", украинские войска потерпели тяжёлое поражение. Наступление польских войск на Украину привело к заключению 28. IX 1651Белоцерковского договора(см.), значительно ухудшавшего зборовские условия. Ислам-Гирей проявил вероломство и в период кампании 1653, когда польские войска во главе с королём были окружены под Жванцем X. и татарами, но хан, как это было под Зборовом, не желая полного поражения Польши, выпустил осаждённых и ушёл в Крым, опустошая украинские земли и забирая "ясырь" (невольников).

Тем временем переговоры X. с Москвой близились к поворотному пункту. Ещё в марте 1651 Земский собор одобрил присоединение Украины и решил объявить войну Польше. Выступление России было тогда отсрочено в связи с поражением X. под Берестечком. Но спустя два года обстановка изменилась. Речь Посполитая заметно ослабела, а Россия укрепилась. 11. X 1653 Земский собор вновь принял решение о присоединении Украины к Русскому государству. На Украину было направлено специальное посольство во главе с боярином В. Бутурлиным.

18. I 1654 в Переяславе была собрана рада, на которой в присутствии русских послов был торжественно провозглашён акт присоединения Украины к Русскому государству. Положение Украины в составе Русского государства было определено т. н. "Статьями Богдана Хмельницкого" (см.Переяславское соглашение 1654).Украина становилась автономным вассальным государством в составе России. Не имея возможности создать своё независимое государство, Украина стояла перед выбором - или быть поглощённой панской Польшей и султанской Турцией, или же перейти под власть России. Последняя перспектива, несмотря на то, что с ней было связано распространение на Украину гнёта царского самодержавия, была в сложившейся исторической обстановке лучшим выходом для украинского народа. Величие X. как государственного деятеля и дипломата заключалось в осознании этой исторической необходимости и в настойчивом стремлении к этой цели.

Московское правительство сохранило за гетманом право принимать послов "о добрых делах", сообщая в Москву о содержании переговоров; послов, прибывших "с противным делом", надлежало задерживать впредь до царского указа; с турецким же султаном и польским королём сношения без царского указа запрещались. Таким образом, X. продолжал пользоваться довольно широкими правами дипломатических сношений и, в известных рамках, самостоятельностью в вопросах внешней политики. Даже некоторые нарушения X. установленных в этом отношении ограничений, диктовавшиеся обстановкой, не вызывали протеста Москвы. Так, в 1655 X. вёл переговоры с Портой, не без успеха побуждая её к давлению на нового крымского хана Мехмед-Гирея, напавшего в союзе с поляками на Украину.

Заключение в 1656 в Вильно русско-польского перемирия вызвало серьёзную тревогу X., справедливо видевшего в этом договоре опасность восстановления власти Польши над Украиной. Продолжая сохранять полную лояльность по отношению к России, X. в последний год своей жизни фактически осуществлял вполне самостоятельную внешнюю политику, поддерживал сношения с Швецией и оказывал военную помощь Георгу II Ракочи, выступившему в 1657 против Польши. Свою основную цель X. видел в том, чтобы отстоять Украину от наиболее опасного в этот момент врага -шляхетской Речи Посполитой.

  1. хмельницкий, богданзиновий михайловичок. выдающийся украинский государственный деятель полководец и дипломат. X. получил хорошее по тому времени образование учился в иезуитской коллегии. В он участвовал вм...Дипломатический словарь