Дипломатический словарь II

НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ

- ряд постановлений английского парламента, направленных на поощрение и охрану от иностранной конкуренции морской торговли и промышленности Англии. Н. а. издавались в 1381, 1382, 1488-89, 1532, 1540, 1563 1650, 1651, 1660, 1663, 1672 и 1696. Важнейшие из них - H. a. 1650 и 1651, относящиеся к эпохе английской буржуазной революции, и Н. а. 1660, изданный после реставрации.

В соответствии с Н. а. "О поощрении и об упорядочении торговли английского государства", изданным 1. VIII 1650, были назначены комиссары, составлявшие постоянный совет, который должен был наблюдать за производством отечественных товаров и за торговлей, заботиться о поддержании активного торгового баланса, установлении пошлин и т. п. H. a. 1650 был издан сроком на 1 год.В том же году был издан другой H. a., запрещавший иностранцам торговать в английских колониях без правительственного разрешения.

В узком смысле Н. а. называется изданный 9. X 1651 "Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации". Издание этого акта было вызвано обострением англо-голландского морского и торгового соперничества. К середине 17 в. Голландия захватила в свои руки как рыболовство в Северном море, так и мировую транзитную торговлю. Создалась угроза английской торговле, промышленности и мореплаванию, переживавшим кризис в результате гражданской войны, предшествовавшей провозглашению в Англии республики (1649). Стремясь парализовать голландскую конкуренцию, Англия предложила Голландии объединиться в одно государство. Это на деле означало бы полное хозяйственное и политическое подчинение Голландии её конкуренту. Голландская буржуазия; естественно, не могла согласиться на английское предложение, и переговоры были прекращены. Н. а. 1651 устанавливал следующие правила ввоза в Англию и ее владения иностранных товаров: 1) товары, произведённые в Азии, Африке или Америке, могли быть доставлены исключительно на английских кораблях, причём капитан и большинство матросов должны были быть английскими гражданами; 2) товары, произведённые в Европе, могли доставляться либо на английских кораблях, либо на кораблях, принадлежащих гражданам той страны, где эти товары произведены. Далее, иностранцам запрещалось перевозить товары из одного английского порта в другой. Английским гражданам было разрешено вывозить товары из портов Испании и Португалии и вывозить из голландских портов шёлковые товары, купленные англичанами в Италии. Специальный раздел акта был посвящен рыболовству. В Англию и её владения разрешалось ввозить на английских судах рыбу, пойманную англичанами. Нарушение постановлений акта влекло за собой конфискацию товаров и корабля. Н. а. 1651, равно как и акт 1650, направленный в первую очередь против Голландии, был расценён голландскими Генеральными штатами как враждебный акт. В начавшейся войне (1651-54) Голландия была побеждена и договором 1654 признала Н. а., наносившие большой ущерб её морской торговле и облегчавшие дальнейшее развитие английского мореплавания и торговли с колониями.

"Акт о поощрении и развитии кораблестроения и мореплавания" (1660), изданный при Карле II, повторял Н. а. 1651 и, кроме того, предоставлял английским кораблям монопольное право перевозки товаров между Англией и колониями и запрещал вывозить ряд товаров из английских колоний за границу; в дальнейшем список этих товаров неоднократно расширялся.

Н. а. сыграли важную роль в осуществлении общей политики меркантилизма и протекционизма и в успешной борьбе Англии против Голландии; история этой борьбы "есть история подчинения торгового капитала промышленному капиталу"(К. Маркс).Н. а. были отменены лишь в середине 19 в., когда быстро развившийся английский капитализм перестал нуждаться в законодательной охране от иностранной конкуренции.

  1. навигационные актыNavigations Acts акты английского парламента принимавшиеся для защиты морской торговли Англии от иностранной конкуренции. Первый Н. а. был принят в . Акт устанавливал чт...Большая Советская энциклопедия II
  2. навигационные актыряд постановлений английского парламента направленных на поощрение и охрану от иностранной конкуренции морской торговли и промышленности Англии. Н. а. издавались в ...Дипломатический словарь
  3. навигационные актыНавигационные акты Navigation Acts законы англ парламента направленные на устранение конкуренции иностр. торг судов. Первые акты появились еще при Ричарде II но наиб важн...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  4. навигационные актыNavigations Acts акты английского парламента принимавшиеся для защиты морской торговли Англии от иностранных конкурентов....Политическая наука - Словарь-справочник
  5. навигационные актыНавигационные акты Navigations Acts акты английского парламента принимавшиеся для защиты морской торговли Англии от иностранных конкурентов. dd Политическая наука Словарь...Политология. Словарь.
  6. навигационные актыNavigations Acts постановления англ. парламента для защиты морской торговли Англии от иностр. конкуренции. Первый Н. а. был принят в . Изданный окт. Акт об увеличении ...Советская историческая энциклопедия