Буддизм

СТХАВИРАВАДА

(иначе Тхеравада, пали, буквально — «проповедующие со слов старейшин») — самая древняя из 18 школ, сохранившая в своей традиции наиб. архаичные элементы учения буддизма.Согл. палийскому канону, С. возникла в результате Великого раскола сангхи ок. 350 до н. э. Патриархом С. был провозглашен тхера Моггалипута Тисса, великий чудотворец, к-рый «очистил» сангху от «ереси» и утвердил С. офиц. признанной традицией буддизма в гос-ве Ашоки (3 в.до н.э.). Учение С. было достаточно простым: Будда представлялся стхавиравадинам реальной личностью, наделенной как слабыми, так и сверхчеловеч. качествами. Он призывал «воздерживаться от всех видов зла,аккумулировать в себе лишь добро и очищать свои мысли от пагубных желаний». Понимание провозглашенных Буддой 4 благородных истин и закона зависимого происхождения может объяснить феномен жизненных явлений опосредованно, через взаимосвязь прошлых и будущих поступков, т. е. кармич. действий (см. Карма). Философия С. также была достаточно простой: все мирские феномены суть субъекты трех категорий: анитья, дуккха и анатман (см. Трилакшана). Путь становления школы С. на ранних этапах протекал в острых дискуссиях, результатом к-рых явилось возникновение внутри нее новых конфессий (абхайягиривада, саггалийя и джетаванийя). 5 в. н. э. в истории С. становится эпохой великих комментаторов, среди к-рых наибольшую известность получили Буддагхоша, Буддатта и Дхаммапала. Оплотом С. в 3 в. до н. э. становится царство Магадха. С потерей влияния С. в Индии ее цитаделью становится о-в Шри-Ланка, к-pый продолжает играть эту роль и наши дни. — Л. Р. Фурцева

  1. стхавиравадаСТХАВИРАВАДА СТХАВИРАВАДА стхавира от санскр. sthavira букв. старейшины одна из двух первых школ на которые разделился первоначальный буддизм либо на Втором буддийском ...Философская энциклопедия
  2. стхавиравада,СТХАВИРАВАДА стхавира от санскр. sthavira букв. старейшины одна из двух первых школ на которые разделился первоначальный буддизмgt iлибо на Втором буддийском соборе в В...Философская энциклопедия