Большой толковый социологический словарь

ТЕЗИС О КОНЦЕ ИДЕОЛОГИИ

(end-of-ideology thesis) точка зрения, особенно распространенная в американской политической социологии в конце 1950-х — начале 1960-х гг., согласно которой старомодные, конфронтационные лево-правые идеологии устарели и сменились в западных демократиях более консенсусной. конкурирующей политикой. Тезис, выдвинутый, например, Дэниелом Хеллом (1960) и Сеймуром Мартином Липсетом (1959), был основан на следующем утверждении: в характере капитализма произошли фундаментальные изменения (в частности, революция менеджеров) , и благодаря им, а также участию рабочего класса в либеральной демократической политике устранилась основа для революционных политических партий. Согласно Липсету, политическое расхождение между партиями, опирающимися на труд и равняющимися на капитал, все еще имеют определяющее значение в западных демократических государствах, но классовый конфликт был *укрощен* и более не угрожал дальнейшему существованию политической системы или капитализма (см. также Стабильная демократия). С беспорядками 1968 г., продолжавшимися в 70—80-хгг. с возвратом к более острой конфронтации между трудом и капиталом, с возникновением новых городских и расовых волнений и возобновлением поляризации политических партий, иногда более вероятной казалась гипотеза о *конце политики консенсуса* (см. Кризис легитимации). Однако, если конфликты и остаются, постоянное отсутствие эффективной социалистической альтернативы -особенно при крахе социализма в Восточной Европе в 1989 г. повлекло за собой ныне широко распространенное принятие социальной демократической политики, даже среди левых партий. В этом смысле идеологические дебаты, хотя и не *окончены*, более ограничены, чем прежде.