Большой толковый социологический словарь

ОБРАЗЦОВЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

(pattern variables) согласно Парсонсу, четыре (иногда пять) основных *образца-альтернативы ценностной ориентации* для индивидуумов и культур. В этой формулировке культуры — организующая деятельность, а акторы — стоящие перед скрытым *выбором* отношений с учетом четырех дихо-томных альтернативных способов ориентации на *социальные объекты*, включая других акторов. Он предлагает следующие переменные: (а) эмоциональное участие/ эмоциональная нейтральность — ориентация актора на непосредственные удовольствия или отсутствие таковых, например, прием пищи или слежение за футбольным матчем по сравнению с работой, не вызывающей эмоций; (б) предписывание/достижение (также упоминаемое как различие качества/выполнения) — суждения о *социальных объектах*, в том числе акторов согласно их принадлежности или не принадлежности к специфическим социальным категориям, в противовес суждений, сделанных с точки зрения более общих критериев, которые применяются к фактическому действию акторов, например, в большинстве обществ тендер является предписанным, в то время как успех в футболе или в музыкальной карьере предполагает достижение; (в) партикуляризм/универсализм — выбор того, обращаться ли с *социальным объектом* в соответствии с его положением в некоторых определенных отношениях независимо от общих норм или в соответствии с *общей нормой, охватывающей все объекты в категории*, например, отношения матери с ребенком могут иногда быть партикуляристскими, но в другие времена включают универсальные критерии (оценка поведения в школе); (г) специфичность/распространенность — социальные отношения, предполагающие поперечную персональную причастность (мать — ребенок и семейные отношения в целом), или отношения, преследующие определенную и ограниченную цель (кондуктор автобуса, продающий билеты). Пятая переменная — ориентация на коллектив/ориентация на себя — была впоследствии изъята, ибо принадлежала к иному порядку, чем вышеперечисленные. Свою концепцию Парсонс обосновал предыдущими характеристиками типов общества, в частности, различиями Тенниса между Gemeinschaft и Gesellschaft (прил.). Он полагал, что его образцовые временные обеспечивают исчерпывающее общее утверждение фундаментальных *дилемм*, постоянно встающих перед всеми акторами любыми социальными организациями. Соответственно можно схематично расположить определенные общества. Если терминология концепции широко использовалась и в теории социологии, и в эмпирическом исследовании, утверждение Парсонса о том, что эти переменные — формальный вывод из его теории социальных систем, не является убедительным.