Большой толковый социологический словарь

МЕРТОН РОБЕРТ

(Merton, Robert) (1910— ) ведущий американский социолог, бывший студентом Парсонса и по праву ставший влиятельным глашатаем функционалистской социологии. Он был коллегой Лазарсфельда, являясь директором Бюро прикладных исследований в Колумбийском университете, и в своем творчестве стремился навести мосты через водораздел между абстрактной теорией Парсонса и эмпирическими обзорными работами, олицетворяющими многое из современной американской социологии. Альтернативами последним Мертон называл теории среднего уровня, связанные с организацией эмпирических данных и эмпирическим исследованием по проверке теории. Наиболее известная его работа — собрание очерков *Социальная теория и социальная структура* (1949). Она содержит *явные и латентные функции* (см. Явные и латентные функции; Непредвиденные последствия (социальной деятельности); Постулат функциональной необходимости); *социальную структуру и аномию* (см. Аномия; Преступление; Девиация). В этой и последующих книгах он отстаивал теорию среднего уровня посредством критических анализов и систематизации теоретических подходов (особенно функционализма), а также их применения в эмпирическом анализе. Из его собственных трудов, возможно, наиболее существенным был вклад в изучение бюрократии, социологии науки и социологии массовых коммуникаций, анализ теории роли, относительной депривации и референтных групп. Среди наиболее важных книг, объединенных и изданных под его авторством, фигурируют: *Массовое убеждение* (1946), *Преемственность в социальном исследовании* (1950), *Читая о бюрократии* (1952), *Студенческий врач* (1957). Хотя все они очень значительны, его докторская диссертация о науке — *Наука, технология и общество в Англии семнадцатого столетия*, — имела особый успех. Впервые изданная в 1938 г., она была построена на тезисе Вебера об отношениях между протестантством и капитализмом, став работой, сделавшей ему имя. Гипотеза Мертона заключалась в том, что рост научной деятельности в 17-м столетии был тесно переплетен с социальными силами, включая пуританскую религию; эта перспектива привела к крупным изменениям как в историческом, так и социологическом анализе науки. Впоследствии Мертон также писал о науке как социальном институте, о способах организации и конкуренции в научной работе (*Социология науки*, 1979). Хотя в последние годы принадлежность Мертона к функционализму и *естественнонаучной* модели социологических теорий широко критиковалась (например, Гидденсом, 1977), важность его разностороннего вклада в социологию остается бесспорной.