Большой толковый социологический словарь

МАО ЦЗЕДУН

(Мао Zedong) (1893—1976) один из основателей Китайской коммунистической партии в 1921 г., который, руководя продолжительное время сельским движением (с 1927 по 1949 г.), разработал теорию социалистической революции, основанной на ведущей роли крестьянства. В условиях, подобных Китаю, классовая борьба достигла тупика при немногочисленном пролетариате и слабой зависимой компрадорской буржуазии в городах (см. Компрадорский капиталист), а также укоренившейся в сельской местности аристократии. Со времени Китайской революции 1949 г. и до своей смерти Мао был реальным лидером Китайской Республики, и при нем предпринимались различные политические методы поощрения социалистического развития. Хотя в течение его руководства, по сравнению с другими странами *третьего мира*, Китай познал ускоренное процветание сельского населения, в особенности в области здравоохранения, это были и трудные времена. В 1959—1962 гг. провал одной из его программ — *большого скачка* — наряду со стихийными бедствиями привел к массовому голоду (и к 50 миллионам смертных случаев, по оценкам некоторых комментаторов). *Культурная революция* 1965—1970 гг., предусматривавшая смещение засидевшихся должностных лиц и отказ от старых путей, также отчасти была попыткой Мао усилить собственное положение перед лицом усиливающейся оппозиции (см. также Культ личности). Она закончилась широкими социальными разрушениями, вызванными ссылкой в глухие провинции или смертью многих из тех, кто считался противником идей и практической деятельности Мао, воплощенных в *Краткой Красной книге* (цитаты из его речей и писем). В течение того периода была введена жесткая цензура, особенно против чего-либо, что отражало влияние *бумажного тигра* — западного империализма. Отношение Мао к Марксизму Советского Союза было сложным и противоречивым. С одной стороны, в 1920—1930-х гг. он публично объявил о лояльности Сталину и в 50-е гг. принял пятилетний план, базирующийся на сталинской централизованной командной экономике. С другой стороны, его вера в крестьянство находилась в конфликте с советской теорией. Когда Япония была побеждена в 1945 г., Сталин признал противника Мао — Чан Кайши — и его партию Гоминьдан (Национальную партию) правительством Китая, признав Мао лишь после того, как он пришел к власти без советской помощи. Имел ли Мао приверженность к сталинизму — спорный вопрос, но китайско-советский раскол в 1959 г. был сглажен им на том основании, что после смерти Сталина в 1953 г. Советский Союз отверг *капиталистический путь*. Находясь у власти, Китайская коммунистическая партия приняла сталинистский образец централизованной организации, но, возможно случайно, особенно в сельских районах партийный и государственный контроль был гораздо менее распространен, чем в Советском Союзе. Имелся, по определению некоторых комментаторов (Уайт, 1983), *радикальный маоизм* — стремление поощрять массовое политическое участие, поддерживающее революционный процесс, а в период *культурной революции* наблюдались ограниченные попытки достичь более демократических форм организации путем участия главных местных административных органов в делах фабрик и коммун. Одна из интерпретаций различных аспектов политики Мао состоит в следующем: прежде всего он был в высшей степени приспосабливающимся, а иногда и беспринципным политическим деятелем. Например, его примирение с Западом в начале 70-х гг. явно противоречило пятидесятилетнему противостоянию всем аспектам западного капитализма, но должно было, с одной стороны, образовать альянс против Советского Союза и Северного Вьетнама, а с другой — открыть путь торговле и технологии, в которой нуждался Китай. Другие интерпретации вообще склонны сосредоточиваться ча одном периоде его жизни, игнорируя для удобства противоречия других. Таким образом, политическое наследие маоизма, в том нисле политических групп, черпающих вдохновение из жизни и деятельности Мао, фрагментарно и часто противоположно. Одно из проявлений маоизма — партия *Красных Кхмеров*, выдвинувшая теорию социального преобразования путем массового террора. В Перу, начиная с 1980 г., группировка *Сендеро Луминосо* — *Светлый Путь* — вела партизанскую войну в сельской местности, основанную на идеях и практике Мао 30-х гг. См. Коммунизм.

  1. мао цзедунр. выдающийся китайский государственный и политический деятель вождь коммунистической партии Китая.М. родился в деревне Шаошан провинции Хунань в семье крестьянина. Око...Дипломатический словарь II
  2. мао цзедункитайський полтичний лдер теоретик марксизму. Мао народився в ШаоШан провнця Хунан у селянськй родин що прагнула вибитися нагору з низв й отримав жалюгдну початкову освт...Енциклопедія політичної думки
  3. мао цзедунМао Цзедун власна назва сторична особа...Орфографічний словник української мови
  4. мао цзедункитайський комунстичний лдер з на чол комунстично парт Китаю псля перемоги над Куомнтаном проголосив КНРem один з творцв китайсько верс комунзму маозм нцйован ним полти...Універсальний словник-енциклопедія
  5. мао цзедункитайський комунстичний лдер з на чол комунстично парт Китаю псля перемоги над Куомнтаном проголосив КНР один з творцв китайсько верс комунзму маозм нцйован ним полтичн...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)