Большой толковый социологический словарь

КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

(community care) забота об индивидуумах в рамках общности в качестве альтернативы институциональной заботе или уходу в учреждениях длительного пребывания. Его истоки связаны с душевными заболеваниями и критическим отношением к институционализации 1950-х гг., которая привела в 1963 г. к выходу работы *Здоровье и благополучие: развитие коммунитарного попечительства*. С тех пор термин применялся и к другим группам: детям и пожилым людям. В 1980-х гг. идеи данного вида попечительства были разработаны правительствами в качестве средства обеспечения поддержки возрастающего числа нуждающихся в нем людей. В Великобритании это направление зародилось в 1982 г. с ряда публикаций, но наибольшее значение имели *Зеленая книга* сэра Роя Гриффитса под названием Коммунитарное попечительство: программа действий*, приведшая к *Белой книге* в 1989 г., названной *Попечительство о людях: коммунитарное попечительство в следующем десятилетии и далее*. В *Белой книге* коммунитарное попечительство определяйся как средство обеспечения *услуг и поддержки, в которых нуждаются люди, столкнувшиеся с проблемами старости, душевных заболеваний, умственного расстройства или физической, чувственной неприспособленности и стремящиеся обрести способность жить по возможности независимо у себя дома либо в *домашних* общественных Учреждениях*. *Белая книга* признала также необходимость оказывать поддержку тем, кто осуществляет попечительство. Другим важным значением *Гриффитс рипорт* и *Белой книги* стала философия, согласно которой коммунитарное попечительство должно обеспечиваться в контексте плюрализма благоденствия; то есть государство всеобщего благоденствия и местные власти не должны быть главными субъектами программы. Ее необходимо выполнять совместно с частными и добровольными организациями. Хотя коммунитарное попечительство — альтернативное средство институциональной заботы (ведущее, как считалось, к зависимости), его подвергали критике в разных направлениях: (а) нечеткость определения создает исследователям трудности в решении вопроса о том, является ли оно дихотомным в отношении институциональной заботы или же покоится на концепции достижения всеобщего благосостояния; (б) вполне можно подразумевать, что оно — немного больше, чем забота, предпринимаемая родственниками, друзьями и соседями за небольшое вознаграждение или без него; (в) феминистские социологи, в частности, признают его за отражение работы, выполняемой женщинами в семье и обществе; поднять общую заботу означает укрепить идеологию этой ее роли в обществе; (г) источники его финансирования часто не определены, в связи с чем появляется возможность сокращения средств на всеобщее благосостояние. Ряд эмпирических исследований показал, что большинство забот по уходу выполняют женщины, обычно дочери и невестки. Однако число мужчин-сиделок увеличилось за 1980-е гг., и некоторые авторы предсказывали дальнейший рост, поскольку многие женщины вынуждены *возвращаться на рынок труда* , чтобы устранить его нехватку в 21-м столетии, а также наряду с заботой о членах семьи получить оплачиваемую работу. Поэтому цинично высказывание, будто бы коммунитарное попечительство — средство обеспечения благосостояния других при минимуме правительственных расходов. Проведение таких программ в других странах, в частности, в Швеции, доказало их преимущества в предоставлении нуждающимся людям возможности жить с определенной степенью независимости в обществе, хотя эффективное выполнение программ может обходиться дороже институциональной помощи.

  1. коммунитарное попечительствоcommunity care...Русско-английский психологический словарь