Большой толковый социологический словарь

ИЛЛИЧ ИВАН

(Illich, Ivan) (1926— ) — родившийся в Вене философ, сторонник доктрины свободы воли, социальный критик и одно время священник римско-католической церкви, в настоящее время обосновавшийся в Мексике, чей провокационный критический анализ экономического развития привлек большое внимание. Иллич считал, что так называемое экономическое развитие в действительности ведет к разрушению народных навыков, которыми прежде обладали люди в самодостаточных доиндустриальных экономиках. Согласно Илличу, люди становились все более зависимыми от профессионалов, экспертов и специалистов в удовлетворении многих своих фундаментальных потребностей (например, в медицинском обслуживании и обязательном обучении). Обеспечение такими услугами часто превращалось в радикальные монополии, и с разрушением прежних традиций не остается иного варианта, кроме как обращаться за помощью к такому сервису, а предлагаемые им услуги разными способами истощают и дегуманизируют людей, ведя к *пассивному потреблению* и зависимости. Предложенные Илличем решения состоят в более демократических, парти-сипационных структурах, способствующих человеческой автономии. Так, вместо обязательного образования — доступ к выбору *рамок образования*; вместо иерархически управляемых услуг — учреждение *сети коммуникаций* для взаимного их обмена. Кроме того, *высококвантовые виды энергии ухудшают социальные отношения* , а также физическую среду. Соответственно велосипед является средством транспорта, наиболее совместимым с принципами равноправия. Хотя идеи Иллича утопичны и полемичны, сочетание религиозного романтического консерватизма с радикальным критическим анализом стимулировало социологические поиски. Главные работы Иллича: *Общество альтернативного обучения* (1972), *Инструментальные средства для сосуществования* (1973), *Медицинская Немезида: конфискация здоровья* (1975) и *Призрачный труд* (1981). См. также Альтернативное обучение; Скрытая программа; Иатрогеническая болезнь.