Большой толковый социологический словарь

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

(deschooling) мероприятия по замене установленных форм образования в школах. Аргументы в пользу изменений, популярные в США и Великобритании в конце 60-х — начале 70-х гг., обосновывались неудовлетворенностью характером индустриального общества и возрастающей концентрацией политической и экономической власти. Школы стали считать орудием социальной системы, которое узаконивало погоню за квалификацией в ущерб индивидуальному развитию. Такие авторы, как Иллич (1971), Раймер (1971) и Гудмен (1956), утверждали, что школы превращают либеральные и гуманные цели в репрессивные, выполняя не более чем опекунскую роль, а в худшем случае — функцию принуждения. Ученики, социализированные господствующей идеологией, воспринимают свое будущее с точки зрения конкуренции. Повиновение преподавателям и уроки скрытой программы готовят их к различным рабочим местам. Школы, претендуя на образовательную монополию, девальвируют все другие формы внешкольного знания. Такая форма обучения вредна для подлинных форм образования и должна, следовательно, быть заменена. Предложенные варианты простирались от странствующих учителей на манер древнего европейского *монаха* до сетей информационного обмена (США) и учреждения школ вне государственного и стандартного частного сектора (Великобритания). Эти идеи были встречены весьма не однозначно: либо с энтузиазмом, либо с гневом. Их можно покритиковать за сверхупрощенное отношение школ к обществу, хотя альтернативное обучение ценно своей постановкой под сомнение идеи о том, что обучение в школе — *хорошее дело*. Однако отрицание всего того, что было в школах, означало игнорирование положительного. Остается спорным, что действительно выиграли бы те, в чью защиту выступали сторонники альтернативного обучения, если бы были исключены стандартные и традиционные формы.

  1. альтернативное обучениеп.п. балама оыту...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  2. альтернативное обучениеобучение с применением новых технологий способствующих интенсификации образовательного процесса мобилизации потенциальных ресурсов личности усиливающих дидактическую знач...Педагогический терминологический словарь
  3. альтернативное обучениеприменение новых технологий обучения способствующих интенсификации образовательного процесса мобилизации потенциальных ресурсов личности усиливающих дидактическую значимо...Профессиональное образование
  4. альтернативное обучениес акцентом на индивидуальное развитие в отличие от сложившегося школьного обученияem deschooling...Русско-английский психологический словарь
  5. альтернативное обучениеприменение новых технологий обучения способствующих интенсификации образовательного процесса мобилизации потенциальных ресурсов личности усиливающих дидактическую значимо...Словарь терминов по общей и социальной педагогике