Большой российский биографический словарь

ЦВЕТАЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

родился в 1852 г.) - историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц., по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, прослушал педагогические курсы при 2-й санкт-петербургской военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и Императрицы Марии в Орле и Москве. По защите магистерской диссертации, Ц. поступил (1886) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на *немецком* вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношения русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи монографии: *Марья Владимировна и Магнус Датский* (*Журнал Министерства Народного Просвещения*, 1878, III); *Протестантство в Польше и Литве, в его лучшую пору* (*Чтения в обществе любителей духовного просвещения*, 1881, XII); *Вновь открытый закон Петра Великого о протестантах* (*Московские Ведомости*, 1882, № 319); *Положение протестантов в России до Петра Великого* (*Журнал Министерства Народного Просвещения*, 1883, IX - X); *Протестантство в России в правление Софьи* (*Русский Вестник*, 1883, XI); *Из истории брачных дел в царской семье московского периода* (ib., 1884, VII - VIII и отдельно); *Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке* (Москва, 1884); *История сооружения первого костела в Москве* (Москва, 1886); *Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках* (*Русский Вестник*, 1885 и отдельно); *Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве* (Москва, 1886); *Положение западного иноверия в Московском государстве* (*Московские Ведомости*, 1886, № 273 - 74, вступительная речь, читанная в Московском университете); *Литературная борьба с протестантством в Московском государстве* (Москва, 1887); *Иностранцы в России в XVI - XVII веках* (*Русский Вестник*, 1887, XII); *Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра* (*Варшавские Университетские Известия*, 1889, VIII; *Православное Обозрение*, 1890, V - VII и отдельно); *К истории культуры в России в XVI и XVII веках* (Воронеж, 1890); *История основания русского флота* (*Русская Старина*, 1896, VII и отдельно); *Медики в Московской России и первый русский доктор* (*Труды Русского Медицинского Общества при Варшавском университете*, 1896, II и отдельно); *Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте* (*Московские Ведомости*, 1899, № 316) и прочее. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям, в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: *Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках* (Москва, 1886, магистерская диссертация) и *Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований* (Москва, 1890, докторская диссертация). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. *Исчерпывая все существующие стороны предмета*, это сочинение является *как бы введением в историю Петровской реформы* (профессор Багалей , Брикнер и Завитневич ). Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под заглавием *Памятники к истории протестантства в России* (часть I, Москва, 1888). В речи *К истории изучения вопроса об иностранцах в России* (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным. За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании главным образом данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: *Царь Василий Шуйский в Польше* (*Варшавские Университетские Известия*, 1894, IV - V; *Варшавский Дневник*, 1897, № 86); *Об усыпальнице Шуйского в Варшаве* (*Варшавский Дневник*, 1897, декабря, 20; *Исторический Вестник*, 1898, II, V) и др., затем составляется цельный труд, под заглавием: *Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше*; вышел второй его том в двух книгах, заключающий *приложение к историческому исследованию* (Варшава, 1901 - 1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: *Сношения с Абиссинией* (*Русский Архив*, 1888, I); *Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве* (*Христианское Чтение*, 1896, I); *Новые материалы к истории Москвы* (*Московские Ведомости*, 1885, № 75); *Петр Великий во Франции* (*Русское Обозрение*, 1894; *Московские Ведомости*, 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулируются им в статье *Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях* (*Русское Обозрение*, 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что *по своей природе и истории Россия, как самостоятельное государство, безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов* (стр. 714 - 715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством профессора Кояловича , Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С.М. Соловьева . В педагогической литературе наиболее известны его *Баллады Шиллера. Опыт объяснения их* (помещались в *Филологических Записках* 1881 - 1882 гг. и отдельно). А. С-ов. См. также статьи: Барсовы (А.К., А.А., Е.В., Н.И., Н.П., Т.В.) ; Василий IV Иоаннович Шуйский ; Грегори Иоанн-Готфрид ; Ирина Михайловна ; Мария Владимировна (дочь старицкого князя) ; Наседка Иван Васильевич ; Постников Петр Васильевич ; Россия, разд. Источники русской истории и русская историография ; Россия, разд. Русское государственное право ; Россия, разд. Уголовное право ; Френчем Джеймс .

  1. цветаев дмитрий владимировичЦветаев Дмитрий Владимирович родился в г. историк. Сын сельского священника Владимирской губернии Ц. по окончании курса в СанктПетербургской духовной академии прослушал...Биографический словарь
  2. цветаев, дмитрий владимировичрод. в г. историк. Сын сельского священника Владимирской губернии Ц. по окончании курса в СПб. духовной академии прослушал педагогические курсы при ой СПб. военной гимн...Большая биографическая энциклопедия
  3. цветаев, дмитрий владимировичЦветаев Дмитрий Владимирович род. в г. историк. Сын сельского священника Владимирской губернии Ц. по окончании курса в СПб. духовной академии прослушал педагогические к...Энциклопедический словарь
  4. цветаев дмитрий владимировичрод. в г. историк. Сын сельского священника Владимирской губ. Ц. по окончании курса в СПб. дух. академии прослушал педагогические курсы при ой СПб. военной гимназии. Пр...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона