Большой российский биографический словарь

РАЗБОЙНИКА БЛАГОРАЗУМНАГО*

поет И.Козловский) Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять: его Allegro исполнялось кадетским оркестром. Служа в новгородском кирасирском полку, написал несколько пьес военной музыки и руководил в Елисаветграде оркестром, имевшим свыше 100 исполнителей. При его участии основана школа регентов, где он был преподавателем многих предметов. К этому времени относятся его церковные сочинения: концерты *Изми мя от враг моих* и *Услыши Господи глас мой*, причастные стихи - *Чашу спасения приму* и *В память вечную будет праведник*, херувимская песнь (d-moll). С 1843 по 1848 г. был преподавателем пения в придворной певческой капелле и занимался переложением церковных песнопений для предпринятого А.Ф. Львовым издания *Круга простого нотного пения*. *Главнейшее условие этого огромного труда, - говорит Воротников в своей автобиографической записке, - состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом*. Многие из церковных произведений Воротникова до сих пор исполняются при богослужении. В технических приемах и характере самостоятельных церковных сочинений Воротников - последователь Львова; они большей частью просты по гармонии и написаны в несимметричном ритме, чтобы оставить текст неизменным. Он собирал народные русские песни, но гармонизация их не вполне отвечает у него характеру их и складу. Песни, положенные им на 4-голосный хор, изданы в 1870 - 1871 и 1894 гг. Изданы и некоторые романсы Воротникова для одного голоса с сопровождением фортепиано. Педагогические сочинения Воротникова: *Практические голосовые упражнения, или Сольфеджио для двух сопран и альта или для двух теноров и баса* (Санкт-Петербург, без обозначения года); *Руководство к преподаванию хорового пения* (Москва, 1894). В литературе о русском церковном пении имеют значение статьи Воротникова: *Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии* (Труды 1-го Археологического съезда в Москве 1869 г., Москва, 1871, т. II); *Церковное пение в настоящее время* (*Московские Ведомости*, 1876, № 48). В первой из них он является сторонником унисонного пения, как чрезвычайно величавого, умилительного и наиболее носящего истинно-церковный характер. - См. Антон Преображенский , *Павел Максимович Воротников и его статьи по церковному пению* (*Русская Музыкальная Газета*, 1902, № 41, 44; здесь приведены автобиографическая записка и письма Воротникова к священнику Д. Разумовскому ); В. Металлов *Очерк истории православного церковного пения в России* (Москва, 1900); М. Лисицын *Современная и новейшая церковная музыка* (*Музыка и Пение*, 1903). Г. Т. См. также статьи: Львовы (русские музыкальные деятели) ; Россия, разд. Церковная музыка (XIX век) ; Россия, разд. Церковная музыка (доисторический и древний период) .