Большой российский биографический словарь

ПЛАТОН ЛЕВШИН

митрополит московский (1737 - 1812). Уроженец Московской губернии, сын сельского причетника, он обучался в Московской славяно-греко-латинской академии и восполнил школьное образование чтением книг, особенно исторических. Языки: латинский, греческий и французский, он знал настолько, что на каждом из них мог объясняться совершенно свободно. Еще будучи учителем риторики в троицкой семинарии, получил известность как проповедник. Приняв монашество, Платон был назначен, в 1761 г., ректором троицкой семинарии. В 1763 г., когда Екатерина II посетила Троице-Сергиеву лавру, Платон обратил на себя ее внимание проповедью *О благочестии* и был ею избран в законоучители к наследнику престола. Успех его проповедей при дворе был так велик, что императрица однажды сказала: *Отец Платон делает из нас, что хочет: хочет, чтобы мы плакали - мы плачем*. Искусно и твердо отстаивая свои религиозные убеждения среди придворных вольтерьянцев, Платон умел ладить с окружающими, обнаруживая много такта и находчивости (см. Платон Казанский , *Отношения митрополита Платона к императрице Екатерине и Павлу I* в *Чтениях Московского Общества Истории и Древностей*, 1875, III). В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. - членом Синода, в 1770 г. - архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. С бракосочетанием наследника окончились его законоучительские обязанности, и он уехал в Тверь. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. Его *Инструкция благочинным* надолго вошла в общее употребление; он уничтожил класс, так называемых, *крестцовых* попов, улучшил во всех отношениях Московскую академию и семинарию, а также нравственный и материальный быт всего духовенства епархии. Описанию его деятельности посвящен весь III т. *Истории Московского епархиального управления* Н. Розанова (М., 1775), *Православное учение веры* (1-е изд., 1765; переводы: латинский, Санкт-Петербург, 1774; французский, 1776; немецкий, Лейпциг, 1770; английский, Эдинбург, 1814; греческий, Вена, 1786). Эти сочинения до появления *Катехизисов* митрополита Филарета московского были единственными учебниками и курсами богословия на русском языке и имели значение символических книг православной церкви, которого не утратили, отчасти, и доселе. Затем Платон справедливо признается одним из первоклассных русских проповедников; известно до 500 его проповедей (см. исследование о нем, как проповеднике, А. Надежина в *Православном Собеседнике*, 1882 - 1883). Его теоретические понятия о проповеди, изложенные в предисловии к собранию его проповедей, составляют одну из лучших страниц в русской гомилетике. Составленная Платоном *Краткая российская церковная история* (2-е изд., 1822) - первый по времени в русской литературе систематический курс русской церковной истории. *Житие св. Сергия Радонежского* имело не менее 5 изданий. Когда, в 1778 г., последовал указ Синода о присылке летописей и других достопримечательностей из всех монастырей, исполнение этого дела поручено было Платону, и затем под его наблюдением изданы были московской Синодальной типографией списки летописей Архенгелогородский, Новгородский и Типографский. По его распоряжению был сохранен и приведен в порядок архив старой московской консистории. Письма Платона (например, к архиеп. Амвросию и Августину , напеч. в *Православном Обозрении*) полны интереса, как и его автобиография, доселе издаваемая с большими пропусками (об отношениях Платона ко двору и придворным). Спрошенный о Новикове , во время возбужденного о последнем деле, Платон, с благородной откровенностью, отозвался, что желал бы побольше видеть таких христиан. Платону принадлежит если не первоначальная идея, то первое осуществление так называемого единоверия (см.). Составленные им инструкции для московской академии и семинарии, для вифанской семинарии, для толкователей Св. писания, для преподавателя истории, для преподавателя каноники, для *старших* над учениками, обнаруживают в Платоне выдающегося педагога. См. И. Снегирев *Жизнь москов ского митрополита Платона* (М., 1857); А. Барсов *Очерк жизни митрополита Платона* (М., 1891). Н. Б-в. См. также статьи: Августин (Алексей Васильевич Виноградский) ; Арсений (имя духовных писателей и проповедников) ; Костров Ермил Иванович ; Левшин ; Левшин Александр Егорович ; Лжедимитрий I ; Максим Грек ; Новиков Николай Иванович ; Павел Петрович (император Всероссийский) ; Панин Никита Иванович ; Россия, разд. Богословие ; Россия, разд. Церковное право ; Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) ; Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский) ; Чулков Михаил Дмитриевич .

  1. платон левшинПлатон Левшин митрополит московский . Уроженец Московской губернии сын сельского причетника он обучался в Московской славяногреколатинской академии и восполнил школьно...Биографический словарь
  2. платон левшинstrongмитрополит московский сын причетника Георгия Данилова бывшего впоследствии священником родился го июня г. в с. Чарушникове в верстах от Москвы. Рассказывают что е...Большая биографическая энциклопедия
  3. платон (лёвшин)Платон Лвшин митрополит Московский с известный своей просветительской деятельностью катехизисы проповеди первый систематический курс русской церковной истории и др....Большой Энциклопедический словарь V
  4. платон левшинМитрополит Московский Сергиевой Лавры Архимандрит Св. Синода Член Орденов Св. Апостола Андрея Св. Александра Невского и Св. Владимира й степени Кавалер Почетный Член Импе...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  5. платон (левшин)Платон Левшин см. Левшин Петр Георгиевич в монашестве Платон...Словарь русского языка XVIII века