Большой российский биографический словарь

НАРЕЖНЫЙ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ РУССКИЙ

писатель (1780 - 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя . Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете. Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь, Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи. Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в *Приятном и полезном препровождении времени* Подшивалова и Сохацкого (1798) и в *Ипокрене* Сохацкого (1799 - 1800). Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: *Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова* не выделяется из ряда ей современных. Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе - все это изображено им в сатирическом романе *Черный год, или Горские князья*, наполненном, по образцу модных тогда romans d'aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 г., по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию *Дмитрий Самозванец* - неудачный сколок с *Разбойников* Шиллера. Открытие *Слова о Полку Игореве*, переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть *Славенских вечеров* (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 г. Нарежный печатает в журнале *Цветник* еще две повести, несколько более удобочитаемые. В 1814 г. появились первые три части романа Нарежного: *Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова*. Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за *предосудительные и соблазнительные места*. Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это - настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: *Аристион, или Перевоспитание* (1822). Талантливо начертан только тип скупца - пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 г. Нарежный издал *Новые повести*, часть в сентиментальном роде (*Мария*), часть в восточном, поучительном (*Турецкий суд*), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в *Жильблазе*. Повести *Богатый бедняк*, *Запорожец*, *Заморский принц* являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с *Ревизором*. Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, *Бурсак*, вышло в свет в 1824 г. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, - совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть *Два Ивана, или Страсть к тяжбам* вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его *Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем*). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие *образованного вкуса*, за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Нарежного *Теньером русской литературы*, но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер *местности и народности*. По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному *одному и первому* из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность - схватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века. - См. Н.А. Белозерская *Василий Трофимович Нарежный* (2-е изд., 1896); академик К.Н. Бестужев-Рюмин , в *Отчете о 35-м присуждении наград графа Уварова* (1895). Романы и повести Нарежного изданы Смирдиным в 1835 - 1836 годы; позже отдельно издан А. Сувориным *Бурсак*. В. Перетц. См. также статьи: Гоголь Николай Васильевич ; Измайлов Александр Ефимович ; Свидницкий Анатолий ; Сохацкий Павел Афанасьевич .