Большой российский биографический словарь

ИВАНОВ АВТОНОМ ИВАНОВИЧ

- думный дьяк Поместного приказа конца XVII и начала XVIII века; замечателен скопленным им на этой должности богатством: 16 000 душ крестьян и огромные капиталы. ИВАНОВ (АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ) - знаменитый исторический живописец, родился в Санкт-Петербурге 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил *посторонним* учеником в Императорскую Академию Художеств и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения художникам, под главным руководством своего отца, профессора живописи А.И. Иванова . Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден, в 1824 г., малой золотой медалью за написанную по программе картину: *Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора* (находится у К.Т. Солдатенкова в Москве), а в 1827 г. - большой такой же медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: *Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона*. Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: *Белерофонт отправляется в поход против Химеры*. Удовлетворив этому требованию (картина находится у М.П. Боткина в Санкт-Петербурге), Иванов пустился в путь, в 1830 г., и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Здесь первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского *Сотворения человека*, в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этой целью написал, в 1834 г., *Явление воскресшего Христа Марии Магдалине* (находится в Императорском Эрмитаже) - картину, превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где художник был признан за нее, в 1836 г., академиком. Ободренный успехом, Иванов принялся за *Явление Мессии*, глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался с знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях и колебаниях. Начав работу с полной верой в божественность избранной темы, он подвергся впоследствии сомнению, благодаря в особенности чтению книги Штрауса о Христе, и уже не мог трудиться с прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемой усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком долго, двадцать лет (1836 - 1857), и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал Академии Художеств составила событие в русском художестве, небывалое со времен К. Брюллова . В печати она была встречена противоположными суждениями: одни восторгались картиной беспредельно; другие находили, что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по силам, не разрешил ее удовлетворительно, видны в ней лишь собрание более или менее интересных этюдов, недостаточно связанных одним общим движением и, в особенности, одним общим колоритным тоном. Но для большинства истинно-художественных людей она была явлением в высшей степени замечательным. Серьезное, вдумчивое отношение Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не в внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, - все это завоевало творцу *Явления Мессии* горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа. Однако Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 г. После его кончины *Явление Мессии* было приобретено императором Александром II и пожаловано московскому Румянцевскому музею, в котором красуется и поныне. Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми Иванов занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым . - Ср. М.П. Боткина *А. А. И., его жизнь и переписка* (СПб., 1880) и в биографической библиотеке Ф. Павленкова . А. С-в. См. также статьи: Ге Николай Николаевич ; Дягилев Сергей Павлович ; Иванов Андрей Иванович ; Иванов Сергей Андреевич ; Рабус Карл Иванович ; Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование ; Толбин Василий Васильевич ; Угрюмов Григорий Иванович ; Хвощинская София Дмитриевна ; Шебуев Василий Кузьмич .

  1. иванов автоном ивановичИванов Автоном Иванович думный дьяк Поместного приказа конца XVII и начала XVIII века замечателен скопленным им на этой должности богатством душ крестьян и огромные ка...Биографический словарь
  2. иванов, автоном ивановичдумный дьяк поместного приказа конца XVII и нач. XVIII вв. замечателен скопленным им на этой должности богатством душ крестьян и огромные капиталы.Брокгауз Иванов Автоно...Большая биографическая энциклопедия
  3. иванов, автоном ивановичИванов Автоном Иванович думный дьяк поместного приказа конца XVII и нач. XVIII вв. замечателен скопленным им на этой должности богатством душ крестьян и огромные капита...Энциклопедический словарь
  4. иванов автоном ивановичдумный дьяк поместного приказа конца XVII и нач. XVIII вв. замечателен скопленным им на этой должности богатством душ крестьян и огромные капиталы....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона