Большой российский биографический словарь

ЕВГЕНИЙ ЕВЕИМИЙ БОЛХОВИТИНОВ

- известный ученый (1767 - 1837). Родился в семье бедного священника. Учился в Московской духовной академии, посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок Н.И. Новикова , оказало заметное на него влияние. В Воронеже, куда он был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над *Российской историей*. Недостаток в книгах принудил его оставить эту задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся *Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских* (Москва, 1794), *Полное описание жизни преосвященного Тихона* и *Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии* (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Евгения была написана *История воронежской семинарии*. В 1800 г. Евгений приехал в Петербург, постригся в монахи и определен префектом духовной академии и учителем философии и красноречия. По поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения церквей, Евгений составил *Каноническое наследование о папской власти в христианской церкви*, разрушившее замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в Петербурге в 1803 г., дал в результате *Записку с двумя духоборцами* (*Чтения Общества Истории и Древностей Российских*, 1871, книга II). Так же *случайно*, как и *Записка*, составлено было Евгением весьма ценное *Историческое изображение Грузии* (Санкт-Петербург, 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и другими, а также исследования архивного материала. Евгений издал еще *Памятный церковный календарь*, заключающий в себе немало материала для *Истории российской иерархии*, задуманной Евгением. В 1804 г. Евгений был назначен викарием новгородским и, пользуясь библиотекой Софийского собора, написал *Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода*. К тому же времени относятся: *Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ*, *Рассмотрение исповеданий духоборческой секты* и *Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна*, напечатанные в журнале *Любитель Словесности* (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Евгений написал *Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской церкви*, *Описание Пекинского монастыря*, *Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских вологодских и устюжских архиереях*, *О личных собственных именах у славяно-руссов* и статью *О древностях вологодских зырянских* (*Вестник Европы* 1813, ч. 70 и 71). В Калуге он продолжал писать *Историю княжества Псковского* (Калуга, 1831), пишет о *Летописях древнего славяно-русского княжества гор. Изборска* (*Отечественные Записки*, 1825, ч. 22, № 61) и *О русской церковной музыке* (для гейдельбергского профессора Тибо), составляет *Описание шести псковских монастырей*, посылает в *Сибирский Вестник* исправленную им *Записку о камчатской миссии* (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). Его *Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина*, печатавшийся сначала в журнале *Друг Просвещения* (1805), появился отдельно в 1818 г., а в 1827 г. вышел в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть словаря была в 1845 г. издана Погодиным под названием *Словарь российских светских писателей*. Эти *Словари* не утратили своего значения и до настоящего времени. В 1822 г. Евгений был назначен киевским митрополитом. Здесь составлены им *Описание Киево-Софийского собора* (Киев, 1825), *Описание Киево-Печерской лавры* (1826) и *Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся* (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд: *Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.*, а также статья *Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту* (*Записки Общества Истории и Древностей*, 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей *Историей российской иерархии*, которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятиной церкви, Золотых ворот и к другим важным находкам. Кроме трудов исторического характера, Евгению принадлежат еще *Собрание поучительных слов* (Киев, 1834), *Пастырское увещание о прививании коровьей оспы* (Москва, 1811), *Новая латинская азбука*, *Рассуждение о надобности греческого языка для богословия* и др. Евгений постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с писателями того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (например, Державину ). Будучи горячим противником *вольномыслия*, он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что *отцы церкви нам в физике не учители*, что само св. Писание учит нас *только нравственной и благочестивой физике*. Нападая на увлечение иностранцами, Евгений высказывал убеждение, что *лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное*. История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, без субъективного к ним отношения. Такой характер и носят все труды его; за массой цифр и фактов не видно ни *причин*, ни *следствий*, ни духовной жизни. К преобразованиям духовных училищ в начале XIX в. и к лицам, стоявшим во главе этих преобразований, Евгений относился отрицательно. - Ср. Е. Шмурло *Митрополит Евгений как ученый* (Санкт-Петербург, 1888); Н. Полетаев *Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви* (Казань, 1899); Д. Сперанский *Ученая деятельность Евгения* (*Русский Вестник*, 1885, № 4, 5 и 6); И. Чистович *Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине XIX столетия* (Санкт-Петербург, 1894); С. Пономарев *Материалы для биографии митрополита Евгения* (в *Трудах киевской духовной академии*, 1867, № 8); Пр. Н. Фаворов *Речь на годичном собрании университета св. Владимира* (там же); И. Малышевский *Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции киевской духовной академии* (там же, 1867, № 12); А. Ивановский *Преосвященник Евгений, митрополит Киевский и Галицкий*. См. также статьи: Амвросий (в миру Авраам Серебренников или Серебряков) ; Амвросий (в миру Андрей Антипович Орнатский) ; Болховитинов Евгений ; Бороздин Константин Матвеевич ; Боян (Баян) ; Бурцов-Протопопов (Василий Федоров) ; Варлаам (в миру псковский священник Василий) ; Варлаам Вонатович ; Востоков Александр Христофорович ; Дмитревский Иван Афанасьевич ; Ермолаев Александр Иванович ; Золотницкий Владимир Трофимович ; Иннокентий Полянский ; Кирилл III ; Луговской Алексей Иванович ; Мартынов Иван Иванович ; Маттеи Христиан-Фридрих ; Миллер Герард-Фридрих (Федор Иванович) ; Миславский или Милославский (Афанасий) ; Мурзакевич Николай Никифорович ; Россия, разд. Археология ; Россия, разд. История русской литературы ; Россия, разд. История русской литературы (библиография) ; Россия, разд. Источники русской истории и русская историография ; Румянцев Николай Петрович ; Феодосий Печерский ; Фирсов Авраам Панкратович ; Фишер Иоганн-Эбергард ; Фотий (в миру Феодор) ; Хвостов Дмитрий Иванович ; Эмин Федор Александрович .