Большой российский биографический словарь

ЕВГЕНИЙ БУЛГАРИС САМЫЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ

богослов новой Греции (1716 - 1806). В 1737 г. сделался учителем Янинской школы, которую сразу оживил и поднял, но должен был ее оставить вследствие разногласия с товарищами, считавшими его атеистом. В 1753 - 57 годах он был преподавателем в только несколько лет просуществовавшей *Афонской академии*. До него число учеников здесь не превышало 20, а при нем сразу достигло 200. Но монахи обвинили в *недостаточном послушании святой церкви*, и он, покинув Афон, стал во главе патриаршей академии в Константинополе. Вскоре, однако, патриарх стал *отрицательно относиться к мыслям Евгения, усматривая в них новшество*. Евгений отправился в Германию, слушал лекции в Лейпциге, жил в Берлине. Фридрих Великий рекомендовал его Екатерине : Евгений получил место придворного библиотекаря и принял русское подданство. В 1775 г. Екатерина назначила Евгения архиепископом вновь открытой епархии словенской и херсонской. Умер на покое в Невской лавре. Только после его смерти греки стали ценить своего знаменитого соотечественника. Современный греческий историк говорит, что *рядом с Евгением нельзя поставить никого из последующих (греческих) ученых*. Главные его работы: *Orthodoxos homologia* (греч.) - изложение веры православной с полемикой против католиков и протестантов; *Zchdiasma peri tes aniexithrescheias* (греч.) (1768) - о веротерпимости, в приложении к его переводу Вольтерова *Essai historique et critique sur les dissensions des eglises de Pologne*; *Theologia dogmatiche* (греч.); *Eсatontaeteris ton apo Christu soteros evavthropesantos he prote* (греч.) (1805) - история века апостольского; *Adoleschia philotheos* (греч.) (т. I - II, 1801) - толкование на пятикнижие. На русском языке: *Како униатов воссоединять с православной церковью* (*Христово Чтение*, 1886); *Историческое разыскание о времени крещения великой княгини Ольги* (Санкт-Петербург, 1792); *Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг евангельских* (Москва, 1803); *Рассуждение против ужасов смерти* (Москва, 1805). - Литература: M. Tedeon *Chronica tes patriarchices Academias* (греч.) (Константинополь, 1883); Zathas *Neoellenice philologia* (греч.) (Афины, 1868); Gudas *Biot paralleloi* (греч.) (т. II, Афины, 1874); *Zeitschrift fur Kirchengeschichte* (т. XI); *Ecclesiastice Aletheia* (греч.) (т. III и за многие другие годы); А.П. Лебедев *История греко-восточной церкви под властью турок* (2-е изд., Санкт-Петербург, 1904); статьи в *Трудах киевской духовной академии*, в *Херсонских епарх. Ведомостях* (1863, 1875); в *Страннике* (1867). См. также статьи: Булгарис Евгений .