Большой российский биографический словарь

ГАВРИИЛ АРХИМАНДРИТ КАЗАНСКОГО ЗИЛАНТОВА

монастыря (в миру Василий Иванович Воскресенский), родился в Москве в 1795 г., учился в тамошней духовной академии; с 1835 по 1850 г. был профессором Казанского университета сначала по кафедре церковного права, потом по кафедре философии. Сочинение его - *История философии* (6 ч., Казань, 1839 - 40) - замечательно уже по одному тому, что в свой обзор автор включил и русскую философию, которую начинает с Владимира Мономаха . В свое время Полевой восхищался этим опытом русского философского ума и только отмечал неисправность в слоге, которую объяснял поспешностью работы (*Сын Отечества*, 1839, часть XI); архиепископ Филарет находил, что и в мыслях Гавриила не везде выдержана последовательность и отчетливость. Кроме того, Гавриилу принадлежат: *Философия правды* (Казань, 1843); *Описание опытной психологии* (Казань, 1858); *Понятие о церковном праве и его история* (Казань, 1844); *Описание Зилантова монастыря* (Казань, 1850 - стоит внимания по грамотам, здесь помещенным) и другие. Ср. заметку Можаровского в *Русской Старине* 1880 г., № 7. В Казани имя Гавриила было очень популярно; но он не пользовался расположением всесильного в то время в духовном мире Филарета, митрополита московского, не любившего Гавриила за недостаток смирения и благопокорливости. *Пока я жив - не видать Гавриилу зилантовскому архиерейской мантии*, - говорил Филарет, когда спрашивали его мнения на счет повышения архимандрита Гавриила. Под конец жизни Гавриила удалили, по настоянию казанского архиепископа Григория Пострикова, в Усть-Киренский монастырь иркутской епархии. Только при назначении на петербургскую митрополию высокопреосвященного Исидора , бывшего когда-то учеником Гавриила, этот последний получил позволение возвратиться в Россию. Ему назначен был для жительства муромский Спасский монастырь, где он и умер в 1868 г. См. также статьи: Коваленский М. И. .