Большой психологический словарь

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) — выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л. С. Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком — как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии. Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые классификации нарушений речи (афазий), движений (апраксий), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию — описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические, Памяти расстройства). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций». Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Л. сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию. Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода.

Еще в 1920-1930 гг. Л. С. Выготский и Л. с группой сотрудников (А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, Р. Е. Левиной, Н. Г. Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии. Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии.

Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Л. в «психологически ориентированную» физиологию. Он автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление — психофизиология локальных поражений головного мозга.

Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. — автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См. Метод семантического радикала, Харьковская школа. (Е. Д. Хомская.)


  1. лурия александр романовичАлександр Романович Лурия родился июля г. в Казани в семье врача. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После око...100 великих психологов
  2. лурия, александр романовичРод. ум. . Психолог специалист по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Стоял у истоков нейропсихологии. С г. академик АПН Р...Большая биографическая энциклопедия
  3. лурия александр романовичроссийский психолог основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в х гг. аффективные состояния человека см. аффект разработал сопряженную моторную методику выявляющую ...Большая психологическая энциклопедия
  4. лурия александр романовичЛурияstrong Александр Романович [родился . Казань] советский психолог действительный член АПН РСФСР и АПН СССР . Профессор МГУ с заведующий кафедрой нейропсихологии пси...Большая Советская энциклопедия II
  5. лурия александр романовичЛУРИЯ Александр Романович российский психолог один из основателей нейропсихологии действительный член АПН РСФСР АПН СССР . Основные труды по исследованию нарушений выс...Большой Энциклопедический словарь V
  6. лурия александр романовичроссийский психолог специалист в области теории и методологии психологии дефектологии психофизиологии локальных поражений мозга нейропсихологии и нейролингвистики. Один и...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  7. лурия, александр романовичпсихолог действительный член АПН РСФСР и АПН СССР др педагогических и медицинских наук. Вл научную и преподавательскую работу в Казани Москве и Харькове. С профессор...Педагогический терминологический словарь
  8. лурия александр романович. . российский психолог основоположник отечественной нейропсихологии. Биография. Окончил в г. факультет общественных наук Казанского университета в г. й Московский м...Психологический словарь II
  9. лурия александр романович[з Л. Казань . Москва] психолог д. ч. АПН РСФСР и АПН СССР др пед. и мед. наук проф. . Окончил Казанский унт и й Моск. мед. инт . В на науч. и пед. работе в Казан...Российская педагогическая энциклопедия
  10. лурия александр романовичроссийский психолог. С г. доктор педагогических с г. медицинских наук. С г. профессор Московского университета. Действительный член АПН СССР. Автор более научных р...Словарь конфликтолога
  11. лурия александр романовичр. сов. психолог др педагогич. наук по психологии с др мед. наук с действит. член АПН РСФСР с проф. Моск. унта. Окончил Казанский унт по факту обществ. наук и й Мос...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. лурия, александр романовичЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ советский психолог один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические ф...Энциклопедия Кольера II