Большой энциклопедический словарь II

РАФАЭЛЬ

- (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483- Урбино - 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор.БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился уПеруджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал вРим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников,работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.Ранние работыУже вранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущийРафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречноесогласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, - и в таких небольших поформату работах, почти миниатюрах, как ""Мадонна Конестабиле"" (ок. 1502-03,Эрмитаж), ""Сон рыцаря"" (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), ""Триграции"" (Музей Конде, Шантильи), ""Св. Георгий"" (ок. 1504, Национальнаягалерея, Вашингтон), и в более крупном по формату ""Обручении Марии"" (1504,Брера, Милан).Флорентийский период (1504-08)Переезд сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имелознакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинаетмного работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позыи ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционныеформулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (""Положение во гроб"",1507, галерея Боргезе, Рим; ""Св. Екатерина Александрийская"", ок. 1507-08,Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формуламдраматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.Главнаятема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которойпосвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких покомпозиционному решению картины: ""Мадонна со щегленком"" (ок. 1506-07,Уффици), ""Мадонна в зелени"" (1506, Музей истории искусств, Вена),""Прекрасная садовница"" (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив,изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ногмаленьких детей - Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигурыустойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды,излюбленной мастерами Возрождения. Римский период (1509-20) Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность ""художника апостольскогоПрестола"" и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной идворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям,отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологическиераскопки.Росписи Ватиканского дворца Центральное место в творчестве этогопериода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. РосписиСтанцы делла Сеньятура (1509-11) - одно из самых совершенных творенийРафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющиеот 40 до 60 персонажей) ""Диспута"" (""Спор о причастии""), ""Афинская школа"",""Парнас"", ""Основание канонического и гражданского права"" и соответствующиеим четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие,философию, поэзию и юриспруденцию.Не повторяя ни одной фигуры и позы, ниодного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным,естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы кдругой.В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен (""ИзгнаниеЭлидора из храма"", ""Чудесное изведение апостола Петра из темницы"", ""Мессав Больсене"", ""Встреча папы Льва I с Аттилой"") и библейских сценах насводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало,нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложныхконтрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В ""Чудесном изведенииапостола Петра из темницы"" Рафаэль с необычной для художника СреднейИталии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения -ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны,красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.К числулучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказубанкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок.1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостностифреска ""Триумф Галатеи"" (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).Выполненные в1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла(Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц,однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классическогостиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищнымначалом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степениэто свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17),выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф.Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чистодекоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам взале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях РафаэляВатиканского дворца (1518-19).Римские МадонныВ римский период Рафаэльзначительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокоеего решение. В ""Мадонне делла Седия"" (ок. 1513, Питти, Флоренция) юнаямать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христоссвязаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы стараетсяукрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезнымвзглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашланаиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля -алтаре ""Сикстинская Мадонна"" (ок. 1513, Картинная галерея,Дрезден).ПортретыПервые портреты относятся к флорентийскому периоду(""Аньоло Дони"", ок. 1505, Питти, Флоренция; ""Маддалена Строцци"", ок 1505,там же; ""Донна Гравида"", ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэльпреодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов.Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне(ок. 1514-15, Лувр) и т. н. ""Донна Велата"", возможно - модель ""Сикстинскоймадонны"" (ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническимстроем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатствомцветового решения.Архитектурные произведенияРафаэль оставил заметный следи в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь СанЭлиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капеллаКиджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьеркоторой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единстваархитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей,мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.Рафаэль оказал огромноевлияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, ставнаряду с мастерами античности высшим образцом художественногосовершенства.Литература:Элиасберг Н. Е. Рафаэль. М., 1961.Гращенков В. Н.Рафаэль. М., 1975.Дажина В. Д. Рафаэль и его время. М., 1983.Рафаэль и еговремя. Сб. Под ред. Л. С. Чиколини. М., 1986.Dussler L. Raphael. ACritical Catalogue of his Pictures, Wall-Paintings and Tapestries. London,1971.De Vecchi P. L. Raffaello. La pittura. Roma, 1981.Frommel C. L., RayS. Tafuri M. Raffaello architettura. Roma, 1984.И. А. СмирноваРАФАЭЛЯНЦ Арам Назарович (1897-1960) - авиаконструктор. В авиации современ 1-й мировой войны. Участник Гражданской войны. Первые самолетыпостроил в конце 1920-х гг. Занимался вопросами прокатки нержавеющей сталина авиазаводах. В 1937-39 спроектировал и построил легкие пассажирскиесамолеты РАФ-11 и РАФ-11бис. В 1957 сконструировал аппарат с вертикальнымвзлетом ""Турболет"".

  1. рафаэльРафаэль Санти родился апреля года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода его пред...100 великих архитекторов
  2. рафаэльВыдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его большому морю вбиравшему в себя воду всех рек. Природа сделала миру этот дар когд...100 великих художников
  3. рафаэльРафаэлло Санти один из величайших художников и архитекторов Высокого Ренессанса стиль его сооружений следует поздним образцам творчества Браманте как изображенных в жив...Архитектурный словарь
  4. рафаэльРАФАЭЛЬ [собств. Раффаэлло Санти Санцио Raffaello Santi Sanzio] [ или . по др. данным . Урбино . Рим] итальянский живописец и архитектор. Искво Р. привлекающее своей гар...Большая советская энциклопедия
  5. рафаэль[собственно Раффаэлло Санти Санцио Raffaello Santi Sanzio] [ или . по др. данным . Урбино . Рим] итальянский живописец и архитектор. Искусство Р. привлекающее своей гар...Большая Советская энциклопедия II
  6. рафаэльимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. рафаэльРАФАЭЛЬ наст. имя Рафаэлло Санти Raffaello Santi или марта Урбино апреля Рим итальянский художник и архитектор. БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетель...Большой Энциклопедический словарь V
  8. рафаэльмуж. Рафаэль означает исцелил Бог. Рафаэль ангел исцеления он навестил Авраама после обрезания Берешит гл. . Традиция говорит что Рафаэль стоит позади нас во время ночно...Еврейские мужские имена
  9. рафаэльСанти великий итальянский живописец и архитектор в творчестве которого с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном...Мировая художественная культура. Словарь
  10. рафаэльНачальная форма Рафаэль единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. рафаэльRaffael...Русско-немецкий словарь по искусству
  12. рафаэльРАФАЭЛЬ Raphael псевдоним британского астролога Роберта Кросса Robert Cross Smith . Издавал учебники календари альманахи начал выпускать популярные эфемериды выходящие и ...Словарь астрологических терминов
  13. рафаэльОпера А.Аренского...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  14. рафаэльРАФАЭЛЬ муж. Рафаэль означает исцелил Бог. Рафаэль ангел исцеления он навестил Авраама после обрезания Берешит гл. . Традиция говорит что Рафаэль стоит позади нас во вре...Словарь личных имен
  15. рафаэльНастоящее имя Михайловu Константин АрсеньевичПериодические изданияi Стрекоза Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  16. рафаэльрафаэль сущ. колво синонимов имя Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы имя...Словарь синонимов II
  17. рафаэльРафаэль Санти итал. художник и архитектор см. тж РАФАИЛ Распорядитель вечера слуге За Рафаэлем пошли. Кто это пришли Слуга Маркиза Дэзес! Хл Рафаэль Я слышал зов. Наде...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  18. рафаэльРАФАЭЛЬ Рафаэль Санти итал. художник и архитектор см. тж РАФАИЛ Распорядитель вечера слуге За Рафаэлем пошли. Кто это пришли Слуга Маркиза Дэзес! РП Хл Рафаэль Я слыша...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  19. рафаэльРАФАЭЛЬ наст . имя Рафаэлло Санти Raffaello Santi или марта Урбино апреля Рим итальянский художник и архитектор. БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетель...Современный энциклопедический словарь
  20. рафаэльВыдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его большому морю вбиравшему в себя воду всех рек. Природа сделала миру этот дар когд...Сто великих художников
  21. рафаэльRzeczownik Рафаэль Rafael...Универсальный русско-польский словарь
  22. рафаэльРафаэль собственно Раффаэлло Санти Санцио Raffaello Santi Sanzio итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гума...Художественная энциклопедия
  23. рафаэльРафаэль Фара Лафа Ларь Лара Эра Афар Арфа Альф Эрл Эфа Эльф Эль Фра Раф Фал...Электронный словарь анаграмм русского языка
  24. рафаэльРАФАЭЛЬсобств. Рафаэлло Санти или Санцио Raphael Raffaello Santi Sanzio итальянский живописец и архитектор один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Ра...Энциклопедия Кольера II