Большая советская энциклопедия

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕН-НОСТЬ,изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных художеств, изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художеств, стекло, фарфор, фаянс, металлич., в т. ч. ювелирные, изделия и т. д.).

X. п. является частью пром-сти, выпускающей предметы широкого потребления - ткани, стеклянную, фарфоровую, металлич. посуду и т. п.; однако изделия X. п. отличаются от прочих вещей бытового ассортимента (зачастую выпускаемых на тех же предприятиях) подчёркнутой выразительностью пластич., орнаментально-колористич. фактурных решений, нередко являясь подлинными произведениямидекоративно-прикладного искусства.

Значит, роль в X. п. играет творч. индивидуальность художника, создающего первонач. проект вещи. Серийный или массовый выпуск изделий осуществляется здесь под контролем и при участии автора проекта коллективом художников, инженеров, технологов, рабочих-исполнителей. Основу технологич. процесса составляет машинное произ-во (напр., механич. оборудование и станки-автоматы на ковровых комбинатах, жаккардовые и печатные машины на текст, ф-ках и т. д.). В то же время на мн. предприятиях X. п. наряду с механизированным (а часто и автоматизированным) исполнением большей части продукции сохраняется значит, доля ручного труда (изготовление сложных выдувных форм и алмазное гранение на стекольных з-дах, роспись фарфоро-фаянсовых изделий и т. д.). Но в целом именно интенсивное применение машин отличает предприятия X. п. от предприятийнародных художественных промыслов,где преобладает ручной труд.

Обособление X. п. от художеств,ремеслаи превращение её в особую отрасль произ-ва связано с формированием феод, городов, с эволюцией цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т. д.). Развитие мануфактурного способа произ-ва в 16-17 вв. способствовало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило сами методы их изготовления, всё более резко отделяя разработку проекта от процесса его воплощения в материале.

В Европе активнее других отраслей развивались изготовление художественных тканей (важнейшими центрами которого первоначально были города Сев. и Ср. Италии, Фландрии и Брабанта) и произ-во стеклянных и керамич. изделий (Венеция, Фаэнца и др.). В 18 в. в Европе появляются фарфор(Мейсенский фарфор, Севрский фарфор) якерамика Дж.Уэджвуда.В 18- нач. 19 вв. интенсивно развивалось произ-во художеств, изделий в России: фарфора (Императорский фарфоровый з-д в Петербурге), камнерезных изделий (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные з-ды на Урале) и др.

В странах Востока, до 19-20 вв. сохранявших ср.-век. уклад жизни, художеств, произ-во долго оставалось на уровне изготовления ремесл. изделий.

С упрочением капиталистич. производств, отношений индустр. пром. методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли X. п. Пром. переворот 18 - нач. 19 вв. сопровождался значит, демократизацией ассортимента художеств, изделий (наряду с произ-вом дорогих шёлковых и парчовых тканей бурно развивались хл.-бум. произ-во и ситцепечатное дело). Однако качество художеств, вещей резко снизилось: изделия фабричной X. п., вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художеств, ремесла, в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных ручным способом, отличались эклектичностью стилевых решений.

Во 2-й пол. 19 в. отд. художники и теоретики, напр. Дж.Рескини У.Моррисв Великобритании, рассматривая машинное произ-во как враждебное иск-ву, выдвинули утопич. идею улучшения качества художеств, изделий путём возврата к ремесл. культуре ср. веков. В кон. 19 - нач. 20 вв. на смену нигилистич. отношению к проблеме "машины и иск-во" пришли тенденции к широкому вовлечению художеств, сил в пром-сть (деятельность художеств.-пром. союзов типаНемецкого Веркбун-даи др.), к-рые привели к зарождению ранних формхудожественного конструирования(дизайна), создавшего предпосылки для преодоления антагонизма между художеств, творчеством и машинным производством.

После 1-й мировой войны 1914-18 изделия X. п. испытывали значит, воздействиефункционализма(художеств, предметы, создаваемые в мастерских"Баухауза"и т. д.). В сов. X. п. 1920-х гг.конструктивизм(и идеипроизводственного искусства)связывались с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, "пролетарский" стиль художеств, изделий. Партийная критика программы и практикиПролеткультаоткрыла в СССР дорогу культуре, социалистич. по содержанию и нац. по форме, что отразилось также и в X. п.

К сер. 20 в. технич. прогресс вновь (как и в 1920-е гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна декоративному иск-ву, к отрицанию нац. декоративно-орнаментальных культур, пропаганде и внедрению в X. п. упрощённых рационализиров. форм: стеллажной мебели, гладких поверхностей, резких геометрич. членений; художеств, стекло повторяло формы аптекарской посуды; фарфор "очищался" от декора и т. д. Однако с кон. 1960-х гг. идейная содержательность, пластич. разнообразие и декоративное звучание изделий X. п. восстанавливаются в своём значении. Усиливается тенденция к имитации приёмов старинного ремесла средствами совр. машинного произ-ва (при этом стилизаторское, ретроспективистское направление постоянно сосуществует с поисками новых функциональных форм).

Сов. X. п. - одна из важных областей социалистич. художеств, культуры, гл. задачей к-рой является внедрение иск-ва в повседневный быт. Изделия сов. X. п. отражают многие процессы, характерные для сов. и мирового декоративно-прикладного иск-ва. В совр. сов. X. п. ведутся интенсивные поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим значит, внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных преим. для оформления обществ, интерьеров). Богатые эстетич. возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологич. процесса, раскрываются в различных видах керамики, художеств, стекла, металлич., текст, изделиях и т. д. Среди важнейших предприятий совр. сов. X. п.-фарфоровый завод им. М. В. Ломоносовав Ленинграде,Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевской хрустальный завод, Дятъ-ковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла,Люберецкий ковровый комбинат и др. Успешно развивается и совр. X. п. др. социалистич. стран, сочетающая богатейшие нац. традиции с задачами совр., функционально обоснованного художеств.-прикладного творчества.

Илл. см. на вклейках, табл. XXIV-XXV (стр. 384-385).

Лит.:Русское декоративное искусство, т. 3, М., 1965; Искусство и промышленность. Сб. статей, М., 1967; Макаров К. А., Советское декоративное искусство, М., 1974; Hirzel S., Kunsthandwerk und Manufaktur in Deutschland seit 1945, В., 1953; S e Г-le G., Jugendstil und Kvmst-Industrie, Ra" vensburg, [1974].H. И. Каплан.




  1. художественная промышленностьизготовление индустриальными методами декоративноприкладных художественных изделий служащих для оформления быта и интерьера одежда плательные и декоративные ткани ковры м...Большая Советская энциклопедия II
  2. художественная промышленностьизготовление промышленными методамидекоративноприкладных изделий служащих для художественного оформлениябыта интерьера одежды....Большой энциклопедический словарь II
  3. художественная промышленностьХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ изготовление промышленными методами декоративноприкладных изделий служащих для художественного оформления быта интерьера одежды....Большой энциклопедический словарь III
  4. художественная промышленностьХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ изготовление промышленными методами декоративноприкладных изделий служащих для художественного оформления быта интерьера одежды....Большой Энциклопедический словарь V
  5. художественная промышленностьХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ изготовление промышленными методами декоративноприкладных изделий служащих для художественного оформления быта интерьера одежды....Современный энциклопедический словарь
  6. художественная промышленностьХудожественная промышленность изготовление индустриальными методами декоративно прикладных художественных изделий служащих для оформления быта и интерьера одежда плательн...Художественная энциклопедия
  7. художественная промышленностьХудожественная промышленность соединение искусства с промышленными производствами. Различие между чистым искусством и этим прикладным установилось только в новейшие врем...Энциклопедический словарь
  8. художественная промышленностьХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ изготовление промышленными методами декоративноприкладных изделий служащих для художественного оформления быта интерьера одежды....Энциклопедический словарь естествознания
  9. художественная промышленностьсоединение искусства с промышленными производствами. Различие между чистым искусством и этим прикладным установилось только в новейшие времена. Оно отличается некоторой у...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  10. художественная промышленностьизготовление индустриальными методами декоративноприкладных художественных изделий служащих для оформления быта и интерьера одежда платьевые и декоративные ткани ковры ма...Энциклопедия моды и одежды
  11. художественная промышленностьпромышленное производство серийных и массовых худож. изделий сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества составляющих существенную часть бытовой материальной ку...Эстетика