Большая советская энциклопедия

РОССИНИ

РОССИНИ(Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро,-13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Род. в семье музыкантов (отец- трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церк. хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематич. муз. образование получил в Болонском муз. лицее (1806-10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 чл. Болонской филармонич. академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 ("Вексель на брак", Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренёрами Болоньи, Венеции и др. городов, писал по неск. муз.-драматич. произв. ежегодно. Эти оперы, в т. ч. "Шёлковая лестница" (1812, Венеция), "Пробный камень" (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творч. индивидуальности Р. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотич. звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего нац.-освободит, движения итал. народа против австр. гнёта это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал "Гимн независимости", исполненный под его управлением. Австр. полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в основном для театра "Сан-Карло"),- "Отелло" (по Шекспиру, 1816), "Моисей в Египте" (1818), "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), "Зельмира" (1822) - претворилось тяготение Р. к па-тетич. стилю, к драматизации оперы-сериа, перестройке её в нар.-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного муз. развития, драматич. характерности. Одновременно он работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произв. этого жанра реалистич. содержанием. С наибольшим блеском муз.-комедийный талант Р. проявился в опере "Севильский цирюльник" (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре итал. оперы-буффа. Р. стремился к драматургич. и образному обновлению комич. оперы, он создал бытовую муз. комедию (лирико-комич. опера "Золушка", 1817, Рим), реалистич. муз. драму ("полусерьёзная" опера "Сорока-воровка", 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комич. операх появляются драматич. и даже трагич. ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итал. нар. песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые муз. жанры, богатейшие возможности бельканто.

В 1823 в Венеции была поставлена "Семирамида" - последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был муз. руководителем Итал. театра, с 1826- королев, композитором и генеральным инспектором пения. Изучив франц. оперное иск-во, переработал свои оперы "Магомет II" и "Моисей в Египте" (в Париже - под назв. "Осада Коринфа", 1826; "Моисей", 1827), сочинил произв. в жанре франц. комич. оперы - "Граф Ори" (1828). Р. многое воспринял от франц. муз. культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции. В 1829 в обстановке обществ, подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была создана последняя опера Р.- "Вильгельм Телль", сыгравшая видную роль в развитии жанрабольшой оперы.Это - лучшая из нар.-героич. опер Р., в ней по-новому трактована героика, произв. исполнено патриотизма, рождённого мечтой об освобождении родины. В монархич. странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России - под назв. "Карл Смелый"). Создав ок. 40 опер, Р. после "Вильгельма Телля" отошёл от оперного творчества. В последующие годы им написаны фп., вокальные миниатюры, из произв. крупной формы - "Стабат матер" (1842), "Маленькая торжественная месса" (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским муз. лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших муз. салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европ. оперного иск-ва 19 в. Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.

Дж. Россини.

Э. Ростан.

Лит.: СеровА. Н., Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М.- Л., 1950; Б р о н ф и н Е. Ф., Джоак-кнно Россини. Сизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; R a d i с i о t t i G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, ooere ed influenza su 1‘arte, v. 1 - 3, Tivoli, 1927 - 29; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968.

Я. Ф. Бронфин




  1. россиниимя собств. сущ. муж. рода неизм.Россн власна назва мен. незмн....Большой русско-украинский словарь
  2. россиниRossini Джоаккино итальянский композитор. Створчеством Россини связан расцвет итальянской оперы в. Его музыкуотличают неистощимое мелодическое богатство меткость остро...Большой энциклопедический словарь II
  3. россиниДжоаккино Антонио выдающийся итальянский композитор возродивший традиции итальянского национального искусства утвердивший в нем идеалы гражданственности. Музыка Россини...Мировая художественная культура. Словарь
  4. россиниДжоаккино Антонио Р. итал. композитор см. тж ПЕЗАРСКИЙ Теперь и пенного Россини Поновому впиваю вновь И вижу только чрез любовь Что небеса так детски сини. Куз...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  5. россиниРОССИНИ Джоаккино Антонио Р. итал. композитор см. тж ПЕЗАРСКИЙ Теперь и пенного Россини Поновому впиваю вновь И вижу только чрез любовь Что небеса так детски сини. Куз...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  6. россиниРОССИНИ Rossini Джоаккино итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы в. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство метко...Современный энциклопедический словарь
  7. россиниРоссини Gioachino Rossini знаменитый итальянский композитор составивший эпоху в истории развития итальянской оперы хотя многие его оперы в настоящее время забыты. В мол...Энциклопедический словарь
  8. россиниGioachino Rossini знаменитый итальянский композитор составивший эпоху в истории развития итальянской оперы хотя многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона