Большая советская энциклопедия

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ,вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным(каналы, водохранилища,шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в т. ч. международные, обслуживающие внешнеторг. перевозки нескольких гос-в (напр., Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными р-нами внутри страны (напр., Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Речной вокзал в Ульяновске. 1965. Архитекторы Т. П. Садовский, Б. Ф. Сёмин.

Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с др. видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8-10 раз меньше соответствующих затрат на создание жел. дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3-5 раз - автомобильных.

СудаР. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см.Буксирное судно).Пасс, флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на к-рых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строит. материалов. Нефтеналивные су да-танкерыперевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещённых на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда - нефтерудовозы, к-рые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятсядебаркадеры, брандвахты,плавучие магазины, ремонтные мастерские,паромы,плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимаютледоколы,обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся напароходы, теплоходыи дизель-электроходы (см.Электроход);по типам движителей - на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Н е-самоходные суда представленыбаржами, лихтерами,баркасами и др. Во мн. странах, особенно в Юго-Вост. Азии, на реках используютсяджонкии др. мелкие суда, парусные и гребные.

Люди с давних времён используютрекидля передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Др. Египте, Др. Китае применялись гребные ипарусные суда. Сразвитием средневековых городов (12- 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10-20т.Стр-во шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преим. по берегам рек и озёр, к-рые были удобными естеств. путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому м. с торг, целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское м. с Чёрным м. (великому водномупути"изваряг в греки"),шли караваны судов. Размеры судов, плававших по рус. рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250-300т.В период царствования Петра I (кон. 17 - нач. 18 вв.), к-рый поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 - нач. 19 вв. на местеволоковбыли построены первые искусств, водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др. В нач. 19 в. в рус. речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механич. двигателя (см.Судовой двигатель).До введения механич. тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см.Бурлаки).Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: "Общество по Волге" (1843), "Кавказ и Меркурий" (1850-59), "Самолёт" (1853), Камско-Волжское пароходное об-во "Польза" (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С нач. 20 в. паровую машину на речных судах вытесняетдвигатель внутреннего сгорания.Впервые его использовали сормовские судостроители, установившиедизельна самоходном наливном судне "Вандал" (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс.км.Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн.т,в т. ч. за тягой 35,1 млн. т, а остальные - самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европ. части страны. Реки Сибири и Д. Востока в дореволюц. России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cудa. Удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов составлял ок. 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход: мощность 1470 кет (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход смешанного плавания ("река - море"): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность 2000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 4. Советский пассажирский теплоход: мощность 885 кет (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость 25 км/ч.

Рис. 5. Советский пассажирский теплоход на подводных крыльях "Метеор": мощность 1250 кет (1700 л. с.), пасса-жировместимость 150 чел., скорость 65 км/ч.

Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 янв. (8 февр.) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), к-рый управлял и мор. флотом. На базе национализированного флота была созданаВолжская военная флотилия,к-рая активно участвовала в Гражданской войне 1918-20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) планГОЭЛРОпредусматривал приведение в совершенный вид внутр. водных путей Европ. части РСФСР, широкое использование гидроресурсов страны. В плане намечалось создание осн. транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, стр-во речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (дек. 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов (см.Волховская ГЭС).Высоконапорной плотинойДнепрогэсим. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в стройБеломорско-Балтийский канал,соединивший Белое м. с Балтийским м.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европ. части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них - Иваньковский - вступил в эксплуатацию вместе сМосквы имени каналом.За годы довоенных пятилеток (1929-40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный - в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузоч-ных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Р. т. перевезено для фронта и тыла ок. 200 млн.тгрузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском оз., через к-рое проходила"Дорога жизни" восаждённый Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фаш. оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946-50) Р. т. был восстановлен.

В 1952 завершено стр-воВолго-Донского судоходного каналаим. В. И. Ленина, к-рый соединил важнейшие экономич. р-ны Европ. части СССР - Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла - Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9м(см.Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище).В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды к-рого подошли к Куйбышеву.

Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см.Камское водохранилище).В 1964 введено в эксплуатациюБоткинское водохранилище.В том же году завершено стр-воВолга-Балтийского водного путиим. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономич. р-нами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европ. часть СССР, внутр. глубоководными речными магистралями.

Р. т. СССР - составная часть единой транспортной системы страны (см.Единая транспортная сетьСССР). Большое значение имеет Р. т. для развития пром-сти и с. х-ва вост. р-нов; он обслуживает пром-сть, особенно освоение нефтегазоносных р-нов Зап. Сибири; доставляет грузы дляНорильского горно-металлургического комбинатаи экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной пром-сти Якутии и др. В 50-60-е гг. развернулись гидротехнич. работы на вост. реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше (см.Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище).Закончено стр-во первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972) (см.Красноярское водохранилище).Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанныеСеверным морским путёмс портами Европ. части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%.

Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строит. грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 - качеств, показатели работы Р. т.

Табл. 1. -Перевозки грузов на речном транспорте СССР

1940

1965

1970

1974

Протяжённость внутренних водных судоходных путей сообщения, эксплуатировавшихся всеми организациями, тыс.км

107,3

142,7

144,5

146,1

Перевезено грузов, млн. m

73,1

269

357,8

452,0

Грузооборот, млрд.т • км

36,1

133,9

174,0

212,3

Табл. 2. - Использование речного флота СССР

1940

1965

1970

1974

Производительность на 1л. с.*мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках,т- км:

нефтегрузов

686

585

571

557

леса в плотах

977

997

1025

967

сухогрузов

203

323

312

320

Производительность на 1тгрузоподьёмности за сутки экс-

плуатации,т -км:сухогрузного самоходного флота

37,7

108

110,7

121

сухогрузного несамоходного флота

13,5

41,3

46,4

52,7

нефтеналивного самоходного флота

132

144,0

145

нефтеналивного несамоходного

флота

36,6

71,2

71,7

81,4

* 1 л. с. = 0,736 квт.

Количеств, и качеств, состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились ср. мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см.Судостроение).Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс.ти скоростью св. 20км/ч.Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция к-рых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также сев. и вост. берега СССР.

Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950кет(4000л. с.).Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000ти выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000т.С нач. 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов вконтейнерах.Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа "Ракета" и "Метеор", имеющие скорость 60-65км/ч,составляют основу скоростного пасс, флота. Большое пополнение получил пасс, речной флот: трёхпалубные комфортабельные пасс, теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885квт(1200л. с.),приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590квт(800л. с.),небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания "река-море" и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок.

За годы социалистич. строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные совр. погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97,9%.

30 мая 1956 пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР было упразднено общесоюзное Мин-во речного флота и создано Мин-во речного флота РСФСР; в др. союзных республиках, там, где это необходимо,- соответствующие управления при Сов. Мин. союзных республик.

Успешно развивается Р. т. и в др. социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутр. транспорта стран - членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3).

Табл. 3. - Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран-членов СЭВ

Страны

Протяжённость внутренних водных путей (1973),км

Доля Р. т. в грузообороте всех видов транспорта, %

1970

1973

НРБ

470

3,1

3,7

ВНР

1688

6,1

5,0

ГДР

2546

1,7

1,6

ПНР

3853

1,0

0,9

СРР

1691

1,5

1,7

ЧССР

458

3,0

2,9

Ведущая роль в системе Р. т. стран - членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутр. водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.

В состав водных путей Польши входит р. Одра, к-рая в верх, течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. басс. р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с басс. Днепра (СССР) (см.Днепров-ско-Бугский канал).Гл. речные пути в ГДР - Ниж. Одер и Ср. Эльба, к-рые соединены двумя системами каналов. Одна из систем - Эльба - Шпре - Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются pp. Дунай, Тиса, Кёрёш и оз. Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по pp. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.

В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. m грузов, грузооборот ок. 2 млрд.т-км, вВНР - соответственно 2,8 млн.ти 1,4 млрд.т-км,в ГДР - 12,5 млн.т и2,0 млрд.т-км,в ПНР - 10,8 млн. m и 2,5 млрд.т-км, вСРР - 5,3 млн.ти 1,6 млрд.т-км,в ЧССР - 4,8 млн.ти 2,6 млрд.т-км.

В послевоенные годы речной флот стран - членов СЭВ значительно пополнился новыми совр. судами, построенными на отечеств, предприятиях и на су достроит, з-дах др. социалистич. стран.

В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется след, данными (табл. 4).

Табл. 4. - Состав речного флота развитых капиталистических стран

Страны

Годы

Протяжённость водных путей,км

Буксиры и толкачи

Несамоходные суда

Самоходный грузовой флот

число судов

мощность, тыс. л.с.

число судов

грузоподъёмность, тыс.т

число судов

грузоподъёмность, тыс .т

мощность, тыс. л.с.

1971

41 100

4092

3847

19 480

22 160

• -

США

ФРГ

1972

5900

401

207,7

1120

1106,9

4394

3447,8 1970,0

Франция

1972

8600

222

135,4

1560

884,0

5436

2109,5 808,9

Р. т. США перевезено в 1972541,7 млн.тгрузов, грузооборот 335,2 млрд.т-км.Осн. виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты - 38% , уголь - 20%, минерально-строительные грузы - 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет ок. 16,4%, в т. ч.Великие озёра-5,3%. Значит, часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения ср. мощности толкачей и ср. грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300кет(10060л. с.).Они оснащены электрорадионавигац. оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20-40 барж общей грузоподъёмностью 20-50 тыс.т.

В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн.тгрузов, грузооборот 47,5 млрд.т-км.Осн. виды грузов: минерально-строительные - 37,5%, нефть и нефтепродукты - 18,3, руды и металлолом - 14,6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значит, часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость к-рых 1800км.В нач. 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 m и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400кет(6000л. с.),оснащённые средствами механизации и автоматикой управления.

Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн.тгрузов, грузооборот - 15 млрд.т-км.Осн. перевозимые грузы: минерально-строительные - 51,1%, нефть и нефтепродукты - 19,6, с.-х. сырьё - 9,9%. Значит, объём перевозок приходится на Рейн - 22,1%, а также на pp. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9% . В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается ср. мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов. В развивающихся странах общая протяжённость внутр. водных путей в нач. 70-х гг. 20 в. составляла св. 164 тыс.км,в т. ч. в странах Лат. Америки - 82 тыс.км(ок.2/3сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки - 34 тыс.км[ок. 1/3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер, 3-е место - р. Нил]; в странах Азии - 48 тыс.км(ок. 1/5 - на реки Индостанского п-ова и Бирмы). Водные пути отличаются

низким технич. уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.

Лит.:Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 40; его ж е, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М., Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798 - 1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта, М., 1973.

В. Н. Масляков.




  1. речной транспортвид транспорта осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям как естественным реки озра так и искусственным Каналы водохранилища См. ...Большая Советская энциклопедия II
  2. речной транспортвид транспорта осуществляющего перевозки пассажиров и грузов в осн. по внутр. водным путям как естественным реки озра так и искусственным каналы водохранилища шлюзованные...Большой энциклопедический политехнический словарь
  3. речной транспортосуществляет перевозки пассажиров и грузов по воднымпутям естественным реки озера и искусственным каналыводохранилища. Выделяют магистральные речные пути обслуживающиевн...Большой энциклопедический словарь II
  4. речной транспортРЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным реки озера и искусственным каналы водохранилища. Выделяют магистральные речные п...Большой энциклопедический словарь III
  5. речной транспортРЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным реки озера и искусственным каналы водохранилища. Выделяют магистральные речные ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. речной транспортРЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ вид водного транспорта. По грузообороту внутренних водных путей рек озер каналов выделяются США Россия Канада ФРГ Нидерланды Китай. Здесь находится больш...Географическая энциклопедия
  7. речной транспортРечной транспорт осуществляет перемещение перевозку грузов и пассажиров судами по рекам судоходным каналам и озрам. Состоит из судоходных путей естественных и искусствен...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  8. речной транспортПрогулочный пароход на реке Москве.е гг.Москва.речной транспорт В Москве обеспечивает работу мощного речного транспортного узла располагающего тремя портами Северным Зап...Москва (энциклопедия)
  9. речной транспортriver transport...Русско-английский словарь политической терминологии
  10. речной транспортriver transport...Русско-английский технический словарь
  11. речной транспортtransporte fluvial...Русско-испанский автотранспортный словарь
  12. речной транспортtransporte fluvial...Русско-испанский экономический словарь
  13. речной транспортtrasporto fluviale mezzi di trasporto fluviale...Русско-итальянский политехнический словарь
  14. речной транспортFluverkehr...Русско-немецкий политехнический словарь
  15. речной транспортрчковий транспорт...Русско-украинский политехнический словарь
  16. речной транспортtransports fluviaux...Русско-французский экономический словарь
  17. речной транспортn doprava...Русско-чешский словарь
  18. речной транспортРЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным реки озера и искусственным каналы водохранилища. Выделяют магистральные речные п...Современный энциклопедический словарь
  19. речной транспортРЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным реки озера и искусственным каналы водохранилища. Выделяют магистральные речные ...Энциклопедический словарь естествознания