Большая советская энциклопедия

РЕНУАР

РЕНУАР(Renoir) Пьер Огюст (25.2. 1841, Лимож,-17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателейимпрессионизма. С1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862-64 учился в Школе изящных иск-в и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К.Моне, А. Сислееми Ф. Базилем. В ранних работах Р. с их плотным письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г.Курбеи Э.Мане(портрет четы Сислей, 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). На рубеже 1860-70-х гг. Р. переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-возд. среду ("Купание на Сене", 1869, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок - вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон ("Ложа", 1874, Ин-т Курто, Лондон). В отличие от большинства импрессионистов, Р. (как и Э.Дега)интересует прежде всего индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении с др. людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет эмоциональность артистич. натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность юного характера ("Мадмуазель Гримпель с голубой лентой", 1880, частное собрание, Париж). И в портретах и в жанровых композициях Р. стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей ("Мулен де ла Галет", 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха ("После обеда", 1879, илл. см. т. 10, табл. V, стр. 208-209). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Р. из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены. Особым обаянием проникнуты женские образы Р.; различные по внутр. характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи ("Зонтики", 1879, Нац. гал., Лондон; "Девушки в чёрном", 1883, Музей изобразит, иск-в им. А.С. Пушкина). Современный тип женской красоты Р. утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканностикарнации(построенной на сочетании осн. золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). С 1880-х гг. Р. всё более тяготеет к классич. ясности образов (в 1881-82 он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона.

О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915.

Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисл. рисунки Р. Скульптурные работы Р. (гл. обр. нач. 1900-х гг.) стилистически сближаются с произв. А.Майоля("Венера", бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Жизнерадостное, глубоко гуманистич. творчество Р. оказало значит, воздействие на развитие реалистич. иск-ва 20 в.

Лит.:Воллар А., Ренуар, [пер. с франц., вступ. ст. А. В. Луначарского], Л., 1934; О. Ренуар. [Альбом. Вступ. ст. М. Прокофьевой, М., 1966]; В е л ь ч и нс к а я И., Ренуар. [Альбом], М., [1970]; Riviere G., Renoir et ses amis, P., 1921; Renoir J., Renoir, P., 1962 (рус. пер.- М., 1970).В. А. Калмыков.

РЕНУВЬЕ

(Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), французский философ-идеалист, лидер франц.неокантианства(неокритицизма). С 1900 чл. Академии моральных и политич. наук. В. И. Ленин охарактеризовал его философию как "...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Поэтому Р. отрицал существование"вещей в себе"и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия - принципиальная координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта, Р. строил систему категорий, в к рой центр, место занимает категория отношения. Но в отличие от Канта, Р. не проводил различия между формами чувственности и рассудка, поэтому пространство и время также оказываются у него категориями. В более поздних работах Р. занимался гл. обр. проблемами нравственности и свободы воли. Его философия сближается с этич.персонализмом.Этика Р., первоначально созвучная кантов-ской, впоследствии основывается на отрицании необходимости в мире и утверждении свободного творчества множества духовных существ - личностей. Философия Р. оказала влияние на формирование франц. персонализма.

Соч.: Manuel de philosophic moderne, P., 1842; Essais de critique generale, v. 1 - 4, P., 1854 - 64; Esquisse d‘une classification syste-matique des doctrines philosophiques, v. 1 - 2, P., 1885 - 86; La nouvelle monadologie, P., 1899; Le personnalisme, P., 1903.:

Лит.:Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Ренувье, в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ, 1914; История философии, т. 3, М., 1959, с, 481-85; М i 1 h a u d G., La philosophic de Ch. Renouvier, P., 1927; Verneaux R., L‘idealisme de Renouvier, P., 1945.А. П. Огурцов,




  1. ренуарRenoir Жан французский кинорежиссер. Сын О.Ренуара. Фильмы Жизнь принадлежит нам На дне оба Великаяиллюзия Марсельеза Французский канкан Завтрак на траве Пришпиленн...Большой энциклопедический словарь II
  2. ренуарПьер Огюст Renoir Pierre Auguste Лимож КаньсюрМер Приморские Альпы. Французский живописец график скульптор. Играл важную роль в деятельности группы импрессионистов. Ху...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  3. ренуарПьер Огюст французский живописец график скульптор один из основоположников импрессионизма. Еще во время обучения в Школе изящных искусств в Париже сблизился с будущими ...Мировая художественная культура. Словарь
  4. ренуарРенуар прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  5. ренуарРЕНУАР Renoir Жан французский кинорежиссер. Сын О. Ренуара. Пройдя в х гг. через увлечение авангардизмом обратился в х гг. к реалистическому изображению социальных кон...Современная энциклопедия
  6. ренуарРЕНУАР Renoir Жан французский кинорежиссер. Сын О. Ренуара. Фильмы Жизнь принадлежит нам На дне оба Великая иллюзия Марсельеза Французский канкан Завтрак на траве П...Современный энциклопедический словарь
  7. ренуарРЕНУАР Огюст французский живописец график и скульптор. Представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи портреты динамичные бытовые сцены воспевают...Современный энциклопедический словарь
  8. ренуарI франц. маляр скульптор один з найвидатнших представникв мпресонзму жанров композиц Мулен де ла алетem портрети Пан котра чита книгуem ню пейзаж квти рисунки графка ску...Універсальний словник-енциклопедія
  9. ренуарI Renoir Оюст франц. маляр скульптор один з найвидатнших представникв мпресонзму жанров композиц Мулен де ла алет портрети Пан котра чита книгу ню пейзаж квти рисунки гр...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  10. ренуарРенуарrenoir Пьер Огюст Лимож КаньсюрМер близ Ниццы французский живописец один из лидеров импрессионизмаem. Сын портного из провинции переехавшего в Париж он уже в ле...Художественная энциклопедия