Большая советская энциклопедия

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ,двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги путём преобразования исхоДной энергии в кинетическую энергию реактивной струирабочего тела;в результате истечения рабочего тела из сопла двигателя образуется реактивная сила в виде реакции (отдачи) струи, перемещающая в пространстве двигатель и конструктивно связанный с ним аппарат в сторону, противоположную истечению струи. В кинетическую (скоростную) энергию реактивной струи в Р. д. могут преобразовываться различные виды энергии (химическая, ядерная, электрическая, солнечная). Р. д. (двигатель прямой реакции) сочетает в себе собственнодвигательсдвижителем,т. е. обеспечивает собственное движение без участия промежуточных механизмов.

Для созданияреактивной тяги,используемой Р. д., необходимы: источник исходной (первичной) энергии, к-рая превращается в кинетич. энергию реактивной струи; рабочее тело, к-рое в виде реактивной струи выбрасывается из Р. д.; сам Р. д. - преобразователь энергии. Исходная энергия запасается на борту летательного или др. аппарата, оснащённого Р. д. (хим. горючее, ядерное топливо), или (в принципе) может поступать извне (энергия Солнца). Для получения рабочего тела в Р. д. может использоваться вещество, отбираемое из окружающей среды (напр., воздух или вода); вещество, находящееся в баках аппарата или непосредственно в камере Р. д.; смесь веществ, поступающих из окружающей среды и запасаемых на борту аппарата. В совр. Р. д. в качестве первичной чаще всего используется хим. энергия. В этом случае рабочее тело представляет собой раскалённые газы - продукты сгорания хим. топлива. При работе Р. д. хим. энергия сгорающих веществ преобразуется в тепловую энергию продуктов сгорания, а тепловая энергия горячих газов превращается в механич. энергию поступат. движения реактивной струи и, следовательно, аппарата, на к-ром установлен двигатель. Основной частью любого Р. д. являетсякамера сгорания,в которой генерируется рабочее тело. Конечная часть камеры, служащая для ускорения рабочего тела и получения реактивной струи, называетсяреактивным соплом.

В зависимости от того, используется или нет при работе Р. д. окружающая среда, их подразделяют на 2 осн. класса-воздушно-реактивные двигатели(ВРД) иракетные двигатели(РД). Все ВРД -тепловые двигатели,рабочее тело к-рых образуется при реакции окисления горючего вещества кислородом воздуха. Поступающий из атмосферы воздух составляет осн. массу рабочего тела ВРД. Т. о., аппарат с ВРД несёт на борту источник энергии (горючее), а большую часть рабочего тела черпает из окружающей среды. В отличие от ВРД все компоненты рабочего тела РД находятся на борту аппарата, оснащённого РД. Отсутствие движителя, взаимодействующего с окружающей средой, и наличие всех компонентов рабочего тела на борту аппарата делают РД единственно пригодным для работы в космосе. Существуют также комбинированные ракетные двигатели, представляющие собой как бы сочетание обоих осн. типов.

Принцип реактивного движения известен очень давно. Родоначальником Р. д. можно считать шарГерона. Твёрдотопливные ракетные двигатели-пороховые ракеты появились в Китае в 10 в. н. э. На протяжении сотен лет такие ракеты применялись сначала на Востоке, а затем в Европе как фейерверочные, сигнальные, боеВыс. В 1903 К. Э.Циолковскийв работе "Исследование мировых пространств реактивными приборами" впервые в мире выдвинул осн. положения теориижидкостных ракетных двигателейи предложил осн. элементы устройства РД на жидком топливе. Первые сов. жидкостные ракетные двигатели - ОРМ, ОРМ-1, ОРМ-2 были спроектированы В. П.Глушкои под его руководством созданы в 1930-31 вГазодинамической лаборатории(ГДЛ). В 1926 Р.Годдардпроизвёл запуск ракеты на жидком топливе. Впервые электротермический РД был создан и испытан Глушко в ГДЛ в 1929-33. В 1939 в СССР состоялись испытания ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями конструкции И. А. Меркулова. Первая схематурбореактивного двигателябыла предложена русским инженером Н. Герасимовым в 1909.

В 1939 на Кировском з-де в Ленинграде началась постройка турбореактивных двигателей конструкции А. М.Люльки.Испытаниям созданного двигателя помешала Великая Отечеств. война 1941-45. В 1941 впервые был установлен на самолёт и испытан турбореактивный двигатель конструкции Ф. Уиттла (Великобритания). Большое значение для создания Р. д. имели теоретич. работы рус. учёных С. С. Неждановского, И. В.Мещерского,Н. Е.Жуковского,труды франц. учёного Р. Эно-Пельтри, нем. учёного Г.Оберта.Важным вкладом в создание ВРД была работа сов. учёного Б. С.Стечкина-"Теория воздушно-реактивного двигателя", опубликованная в 1929.

Р. д. имеют различное назначение и область их применения постоянно расширяется. Наиболее широко Р. д. используются на летательных аппаратах различных типов. Турбореактивными двигателями идвухконтурными турбореактивными двигателямиоснащено большинство воен. и гражд.самолётовво всём мире, их применяют навертолётах.Эти Р. д. пригодны для полётов как с дозвуковыми, так и со сверхзвуковыми скоростями; их устанавливают также па самолётах-снарядах, сверхзвуковые турбореактивные двигатели могут использоваться на первых ступеняхвоздушно-космических самолётов.Прямоточные воздушно-реактивные двигатели устанавливают на зенитных управляемыхракетах, крылатых ракетах,сверхзвуковых истребителях-перехватчиках. Дозвуковые прямоточные двигатели применяются на вертолётах (устанавливаются на концах лопастей несущего винта). Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели имеют небольшую тягу и предназначаются лишь для летательных аппаратов с дозвуковой скоростью. Во время 2-й мировой войны 1939-45 этими двигателями были оснащены самолёты-снаряды ФАУ-1.

РД в большинстве случаев используются на высокоскоростныхлетательных аппаратах.Жидкостные ракетные двигатели применяются на ракетах-носителях космич. летательных аппаратов и космич. аппаратах в качестве маршевых, тормозных и управляющих двигателей, а также на управляемыхбаллистических ракетах.Твёрдотопливные ракетные двигатели используют в баллистических, зенитных, противотанковых и др. ракетах воен. назначения, а также наракетах-носителяхи космич. летательных аппаратах. Небольшие Твёрдотопливные двигатели применяются в качестве ускорителей при взлёте самолётов.Электрические ракетные двигателииядерные ракетные двигателимогут использоваться на космич. летат. аппаратах.

Осн. характеристики Р. д.: реактивная тяга, удельный импульс - отношение тяги двигателя к массеракетного топлива(рабочего тела), расходуемого в 1сек,или идентичная характеристика-удельный расход топлива (кол-во топлива, расходуемого за 1секна 1нразвиваемой Р. д. тяги), удельная масса двигателя (масса Р. д. в рабочем состоянии, приходящаяся на единицу развиваемой им тяги). Для мн. типов Р. д. важными характеристиками являются габариты и ресурс.

Тяга - сила, с к-рой Р. д. воздействует на аппарат, оснащённый этим Р. д., -определяется по формуле

гдет -массовый расход (расход массы) рабочего тела за 1сек; Wс-скорость рабочего тела в сечении сопла; Fс- площадь выходного сечения сопла;рс-давление газов в сечении сопла;рn-давление окружающей среды (обычно атм. давление). Как видно из формулы, тяга Р. д. зависит от давления окружающей среды. Она больше всего в пустоте и меньше всего в наиболее плотных слоях атмосферы, т. е. изменяется в зависимости от высоты полёта аппарата, оснащённого Р. д., над ур. м., если речь идёт о полёте в атмосфере Земли. Удельный импульс Р. д. прямо пропорционален скорости истечения рабочего тела из сопла. Скорость же истечения увеличивается с ростом темп-ры истекающего рабочего тела и уменьшением молекулярной массы топлива (чем меньше молекулярная масса топлива, тем больше объём газов, образующихся при его сгорании, и, следовательно, скорость их истечения). Тяга существующих Р. д. колеблется в очень широких пределах - от долейгсу электрических до сотентсу жидкостных и твёрдотопливных ракетных двигателей. Р. д. малой тяги применяются гл. обр. в системах стабилизации и управления летательных аппаратов. В космосе, где силы тяготения ощущаются слабо и практически нет среды, сопротивление к-рой приходилось бы преодолевать, они могут использоваться и для разгона. РД с макс. тягой необходимы для запуска ракет на большие дальность и высоту и особенно для вывода летательных аппаратов в космос, т. е. для разгона их до первой космич. скорости. Такие двигатели потребляют очень большое кол-во топлива; они работают обычно очень короткое время, разгоняя ракеты до заданной скорости. Макс. тяга ВРД достигает 28тс(1974). Эти Р. д., использующие в качестве осн. компонента рабочего тела окружающий воздух, значительно экономичнее. ВРД могут работать непрерывно в течение мн. часов, что делает их удобными для использования в авиации. Историю и перспективы развития отд. видов Р. д. и лит. см. в статьях об этих двигателях.

Л. А, Гилъберг.




  1. реактивный двигательВ реактивном двигателе сила тяги необходимая для движения создается путем преобразования исходной энергии в кинетическую энергию рабочего тела. В результате истечения раб...100 знаменитых изобретений
  2. реактивный двигательдвигатель создающий необходимую для движения силу тяги путм преобразования исходной энергии в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела См. Рабочее тело emв рез...Большая Советская энциклопедия II
  3. реактивный двигательдвигатель. создающий реактивную тягуi в результате истечения из него рабочего тела. Для преобразования и разгона рабочего тела могут использоваться хим. ядерная электрич....Большой энциклопедический политехнический словарь
  4. реактивный двигательдвигатель прямой реакции двигатель тяга которогосоздается реакцией отдачей вытекающего из него рабочего тела.Подразделяются на воздушнореактивные и ракетные двигатели....Большой энциклопедический словарь II
  5. реактивный двигательРЕАКТИВНЫЙ двигатель двигатель прямой реакции двигатель тяга которого создается реакцией отдачей вытекающего из него рабочего тела. Подразделяются на воздушнореактивные ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. реактивный двигательдвигатель прямой реакции двигатель создающий реакт. тягу в резте истечения из него реакт. струи. В отличие от двигателей др. типов в Р.д. отсутствует движитель как спец. ...Военный энциклопедический словарь
  7. реактивный двигательКлассификация реактивных двигателейДвигатель создающий необходимую для движения силу тяги путм преобразования исходной энергии в кинетическую энергию реактивной струи раб...Военный энциклопедический словарь
  8. реактивный двигательдвигатель тяга которого создается прямой реакцией отдачей истекающего из него рабочего тела например продуктов сгорания химического топлива. Подразделяются на ракетные дв...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. реактивный двигательРеактивный двигатель двигатель преобразующий какойлибо вид первичной энергии в кинетическую энергию рабочего тела реактивной струи которая создает реактивную тягу. В реак...Морской словарь
  10. реактивный двигательРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬstrong двигатель который обеспечивает продвижение вперед быстро выпуская струю жидкости или газа в направлении противоположном направлению движения. Ч...Научно-технический энциклопедический словарь
  11. реактивный двигательmoteur mu raction...Политехнический русско-французский словарь
  12. реактивный двигательjet engine...Русско-английский аэрокосмический словарь
  13. реактивный двигательjet motor...Русско-английский морской словарь
  14. реактивный двигательjet engine jet reaction engine...Русско-английский политехнический словарь
  15. реактивный двигательjet engine...Русско-английский словарь по авиации
  16. реактивный двигательjet engine...Русско-английский словарь по нефти и газу
  17. реактивный двигательjet engine...Русско-английский словарь по физике
  18. реактивный двигательjet...Русско-английский словарь по электронике
  19. реактивный двигательampLTastr.ampGT jet jet machine reactionpropulsion unit...Русско-английский технический словарь
  20. реактивный двигательjet...Русско-английский химический словарь
  21. реактивный двигательреактивный дви...Русско-ивритский словарь
  22. реактивный двигательmotor reactivo motor a de reaccin motor de propulsin a chorro...Русско-испанский автотранспортный словарь
  23. реактивный двигательmotore a reazione...Русско-итальянский автомобильный словарь
  24. реактивный двигательmotore a reazione a getto reattore m...Русско-итальянский политехнический словарь
  25. реактивный двигательreaktvais dzinjs...Русско-латышский словарь
  26. реактивный двигательDsentriebwerk Dsenmotor Rckstotriebwerk Strahlantrieb Strahlantriebswerk Strahltriebwerk...Русско-немецкий политехнический словарь
  27. реактивный двигательjet motoru tepkili motor...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  28. реактивный двигательproudov motor...Русско-чешский словарь
  29. реактивный двигательпреобразует какойлибо вид первичной энергии в кинетическую энергию реактивной струн создающей реактивную тягу. Сила тяги приложена непосредственно к корпусу Р. д. и без п...Словарь военных терминов
  30. реактивный двигательРЕАКТИВНЫЙ двигатель двигатель тяга которого создается прямой реакцией отдачей истекающего из него рабочего тела например продуктов сгорания химического топлива. Подразде...Современная энциклопедия
  31. реактивный двигательРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ двигатель прямой реакции двигатель тяга которого создается реакцией отдачей вытекающего из него рабочего тела. Подразделяются на воздушнореактивные и...Современный энциклопедический словарь
  32. реактивный двигательРеактивный двигатель двигатель прямой реакции условное наименование большого класса двигателей для летательных аппаратов различного назначения. В отличие от силовой уста...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  33. реактивный двигательреактивный двигатель двигатель тяга которого создатся реакцией отдачей вытекающей из него струи рабочего тела. Под рабочим телом применительно к двигателям понимают вещес...Энциклопедия техники