Большая советская энциклопедия

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА,технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств отпожара.Осн. средствами П. т. являются пожарные машины(пожарные автомобили, пожарные поезда, пожарные суда, пожарные самолётыи вертолёты). К П. т. относятся также стационарные установки пожаротушений ипожарной сигнализации, огнетушители, пожарные гидрантыи др. пожарное оборудование для подачи огнетушащих средств к месту пожара. Попытки создания П. т. относятся к глубокой древности. Ещё до н. э. древнегреческим механиком-изобретателемКте-сибиембыла сконструирована машина, к-рая, по описанию рим. арх.Витрувия,была способна "выбрасывать воду вверх". Эта машина имела осн. конструктивные элементы т. н. водоливной пожарной трубы, т. е. поршневого двухцилиндрового насоса (см.Насос).Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 в. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил подобный ручной пожарный насос, с помощью к-рого можно было подавать воду в виде струй на расстояние 6-8мот машины. В 1672 в Амстердаме голландец

Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос гл. орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (ок. 70см),изготовляли их из листовой меди или из дерева.

После изобретенияпаровой машиныв Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы к-рой приводились в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их достигала 1000-2000л/минпри длине водяной струи до 40м.Произ-во насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10-15мин.

Рис. 1. Паровая пожарная труба.

Автомобили с двигателями внутр. сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механич. пожарным насосом; в 1907 появилась первая механич.пожарная лестница,смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров - увеличились границы р-нов, обслуживаемых пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на ложар; появилась возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая автолинейка была взята на вооружение Моск. пожарной охраной в 1907. Она была изготовлена в Москве на з-де "Густав Лист" и развивала скорость ок. 60км/ч(рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обухов-ский з-д), Риги, Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюц. России этот вид П. т. не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим более десятка автомобилей.

Рис. 2. Автомобильная линейка.

Длит, время осн. огнетушащим средством была вода, применение к-рой в нек-рых случаях не давало необходимого эффекта (напр., при тушении горящих масел, нефти). В нач. 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения - огнегасительную хим. пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент на пену и огнетушитель Лоран получил Е 1902) было основано на хим. реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию П. т. уделялось в СССР с первых месяцев Сов. власти (см.Пожарная охра-па).В стране было налажено произ-во пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры. С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР стали применять новый вид П. т.- установки газоводяного тушения, обеспечивающие тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газовтурбореактивных двигателейи паров воды.

Развитие П. т. в СССР идёт в направлении механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных огнетушащих средств; макс, облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный период их возникновения.

Для обеспечения безопасности аэродромов, предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимич., химии, пром-сти применяют спец. виды П. т., в к-рых используются высокоэффективные огнетуша-щие составы на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена ср. кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.

Пром-стью освоено произ-во пожарных автоцистерн, автонасосов, насосных станций, автомобилей спец. служб, водопен-ной аппаратуры и т. д. Напр., тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3), оборудованный насосом производительностью 60л/сек,лафетным стволом, водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс.л,обеспечивает проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых типов. Для сев. р-нов конструируются спец. виды П. т., обеспечивающие тушение пожаров при темп-ре воздуха от -50 до 35 °С. Созданы новые виды П. т. для борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских нефт. промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа "Генерал Гамидов" могут применяться на мор. нефтепромыслах в любых погодных условиях.

За рубежом ведущее место в произ-ве П. т. занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц, пожарных автомобилей, мотопомп имеют з-ды "Метц" и "Магирус" (ФРГ), "Ангус", "Деннис" и "Симон" ^Великобритания) и др.

Рис.3.Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).

На рис. 4 показана 30-метровая пожарная автолестница фирмы ч Метц", к-рая смонтирована на спец. шасси "Фаун"; она обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис. 5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы "Симон".

Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы "Метц" (ФРГ).

Из зарубежных фирм, производящих автоматич. установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы "Симплекс" (США) и "Церберус" (Швейцария), я. С.Савельев.

Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы "Симон" (Великобритания).




  1. пожарная техникатехнические средства предназначенные для спасания людей защиты материальных ценностей и природных богатств от Пожара. Основными средствами П. т. являются пожарные машины ...Большая Советская энциклопедия II
  2. пожарная техникатехнические средства для спасения людей защитыматериальных ценностей и природных богатств от пожара. Основные средствапожарные автомобили поезда суда самолеты и вертолеты...Большой энциклопедический словарь II
  3. пожарная техникаПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА технические средства для спасения людей защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Основные средства пожарные автомобили поезда суда с...Большой энциклопедический словарь III
  4. пожарная техникаПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА технические средства для спасения людей защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Основные средства пожарные автомобили поезда суда ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. пожарная техникаТехнические средства для предотвращения ограничения развития тушения пожара защиты людей и материальных ценностей от пожара. Энциклопедический словарь военностроительного...Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
  6. пожарная техникатехнические средства для предотвращения ограничения развития тушения пожара защиты людей и материальных ценностей от пожара....Российская энциклопедия по охране труда
  7. пожарная техникаfire engineering...Русско-английский политехнический словарь
  8. пожарная техникаfire engineering...Русско-английский строительный словарь
  9. пожарная техникаattrezzature antincendio...Русско-итальянский политехнический словарь
  10. пожарная техникарт сндру техникасы...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  11. пожарная техникапожежна технка...Русско-украинский политехнический словарь
  12. пожарная техникаПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА технические средства для спасения людей защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Основные средства пожарные автомобили поезда суда с...Современный энциклопедический словарь
  13. пожарная техникаПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА технические средства для спасения людей защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Основные средства пожарные автомобили поезда суда ...Энциклопедический словарь естествознания