Большая советская энциклопедия

ЗВУКОВОЕ КИНО

ЗВУКОВОЕ КИНО,производство и показ кинофильмов, изображение в к-рых, в отличие от "немых", сопровождается речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами).

Попытки соединить (синхронизировать) изображение со звуком делались ещё на ранней стадии существования кинематографа: использовался муз. аккомпанемент (пианино, оркестр и др.), привлекались актёры, к-рые синхронно с изображением воспроизводили речь, песни персонажей фильма. В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались многочисл. попытки создать устройство для синхронного воспроизведения звука с показом фильма [кинетофон Т. Эдисона (США, 1899), хронефон Л. Гомона (Франция, 1901), использование спец. граммофонных пластинок и др.]. Только изобретение и совершенствование метода совмещения изображения и фотографической (позже магнитной) звукозаписи на общем носителе - киноплёнке - позволило достичь их синхронности при показе звукового фильма. Рус. учёные А. Ф. Виксцемский в 1889 и И.Л.Поляков в 1900 впервые предложили схему воспроизведения фотографич. записи звука посредством фотоэлемента и использования позитивафонограммы.Перспективным явилось также изобретение Ю. Лооста (США), разработавшего в 1906 систему фотографич. записи звуковых колебаний на киноплёнку. Практич. системы 3. к. были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. Сов. системы 3. к. с фотографич. записью звука начали разрабатываться в 1926 в Москве группой изобретателей под руководством П. Г. Тагера (система "Тагефон") и в 1927 в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи, в системе "Тагефон" - переменную оптич. плотность. Первая кинопрограмма с записью звука по системе Шорина показана в 1929. Первый сов. полнометражный художеств. фильм с записью звука по системе "Тагефон" - "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк).

Разработка и внедрение в 50-х гг. 20 в. магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значит. повышению качества показа фильмов. Широкие углы рассматривания цветных изображений создали т. н. эффект присутствия зрителя. Впечатление усиливалось стереофонич. воспроизведением звука, позволившим создавать "пространственную звуковую перспективу": звук как бы "следует" за изображением его источника, вызывая иллюзию реальной действительности (см.Стереофоническая звукозапись).

Техника съёмки и показа звуковых фильмов иллюстрируется структурной схемой (см. рис.). Объект съёмки фиксируется на киноплёнку съёмочным аппаратом. Звуковые колебания воспринимаются микрофоном и после предварит. усиления, регулировки уровня записи, последующего усиления поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отд. магнитной ленте. Различные звучания (речь, музыка, шумы), записанные при произ-ве фильма, обычно располагаются на неск. лентах (от 2 до 8 и более). После окончаниямонтажакинофильма осуществляется перезапись звука: сигналы с речевых, музыкальных и шумовых фонограмм сводятся на одной фонограмме с необходимым соотношением уровней громкости. С негативов изображения и фонограммы, сдаваемых киностудиями на кинокопировальные фабрики, производится массовая печать (тиражирование) совмещённых позитивных копий фильма, поступающих затем в кинотеатры. Вкинопроекционном аппаратесовмещённая позитивная копия продвигается со скоростью, соответствующей в общем случае скорости съёмки, и изображение проецируется на экран; фотографич. фонограмма переменной шириныили переменной плотности (см.Звукозапись),полученная перезаписью с магнитной фонограммы, пересекает световой поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты (в звуковом блоке) и изменяет (модулирует) его в соответствии с записанными звуковыми колебаниями.

Фотоэлемент превращает падающий на него переменный световой поток в электрич. колебания, к-рые после усилителя фототоков и усилителя воспроизведения поступают на громкоговоритель, установленный у экрана в зрительном зале кинотеатра. В случае магнитной звуковой дорожки воспроизведение звука осуществляетсямагнитной головкойвместо фотоэлемента. В 3. к. применяются: синхронная запись - запись звука одновременно со съёмкой в павильоне и вне его (наиболее распространённый, сложный вид, требующий определённой акустики павильона, соблюдения режима тишины и пр.); предварительное и последующее озвучение с раздельной записью звука и изображения; дублирование звуковых фильмов - процесс изготовления новой фонограммы, обычно на др. языке; специальные виды звукозаписи, проводимые для получения особых эффектов (телефонный разговор, эхо, изменение высоты звука и пр.). Введение 3. к. явилось революционным этапом в развитии кинематографа как иск-ва, значительно выросли его идейно-художеств. возможности, обогатился арсенал выразительных средств.

Лит.:ШоринА.Ф., Как экран стал говорящим, М., 1949; Тагер П. Г., Из истории развития советского звукового кино, "Изв. АН СССР. Серия физическая", 1949. т. 13, № 6; Высоцкий М. 3., Магнитная звукозапись кинофильмов, М., 1960; Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

М, 3. Высоцкий.




  1. звуковое кинопроизводство и показ кинофильмов изображение в которых в отличие от немых сопровождается речью музыкой звуковыми эффектами шумами. Попытки соединить синхронизировать изоб...Большая Советская энциклопедия II
  2. звуковое киноЗВУКОВОЕ КИНО вид кинематографа в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью музыкой и другими звуками записанными на звуковую дорожку и воспроизвод...Большой энциклопедический словарь III
  3. звуковое киноЗВУКОВОЕ кино вид кинематографа в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью музыкой и другими звуками записанными на звуковую дорожку и воспроизво...Большой Энциклопедический словарь V
  4. звуковое киноЗВУКОВОЕ КИНО фильмы в крых изображение сопровождается теми или иными видами звука речь музыка шумовые эффекты и др. Появление звука в кинематографе определяет водоразде...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  5. звуковое киноTonfilm...Русско-немецкий политехнический словарь
  6. звуковое киноЗВУКОВОЕ КИНО вид кинематографа в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью музыкой и другими звуками записанными на звуковую дорожку и воспроизвод...Современный энциклопедический словарь
  7. звуковое киноЗВУКОВОЕ КИНО вид кинематографа в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью музыкой и другими звуками записанными на звуковую дорожку и воспроизво...Энциклопедический словарь естествознания