Большая советская энциклопедия

ДЕ ФИЛИППО

ДЕ ФИЛИППО(De Filippo) Эдуарде (псевд.; наст. фам. Пассарелли, Passarelli)(p.24.5.1900, Неаполь), итальянский драматург, режиссёр и актёр. Род. в семье актёЪов и в 11 лет дебютировал на сцене. Лит. деятельность начал в 1926. В 1931 создал свою труппу. Автор мн. инсценировок и оригинальных пьес, развивавших демократии, традиции диалектального неаполитанского нар. театра, восходящего ккомедии дель арте.В кино Де ф. выступил как актёр в 1932, как режиссёр - в 1939 (фильм "В полях упала звезда").

Расцвет творчества Де Ф., испытавшего влияние Р.Вивиани,Э. Скарпетты, Л.Пиранделло,относится к периоду после падения фашизма - это комедии, в к-рых он исполнял гл. роли, преим. в авторских экранизациях: "Неаполь-миллионер" (пост. 1945, авторская экранизация 1950 - "Неаполь-город миллионеров", рус. пер. 1959); "Ох, уж эти призраки!" (1946, авторская экранизация 1954, и фильм реж. Д. Ризи 1968, в рус. пер. "Призраки", 1956); "Филумена Мартурано" (1947; авторская экранизация 1951 и фильм реж. В. Де Сика "Брак по-итальянски", 1964, рус. пер. 1956) и др. Гуманное и демократич. творчество Де ф. в послевоен. годы органически слилось с направлениемнеореализма.Из пьес 50-60-х гг. выделяются: "Страх номер один" (1951, рус. пер. 1957); "Моя семья" (1956, рус. пер. 1957); "Де Преторе Винченцо" (1957, в рус. пер. также*Никто" и " Вор в раю", 1958); "Суббота, воскресенье, понедельник" (пост. 1960, рус. пер. 1962); "Мэр квартала Санита" (1961, рус. пер. 1962); "Искусство комедии" (1965), "Контракт" (1967), "Монумент" (1970). В числе поставленных Де ф. фильмов: "Неаполитанцы в Милане" (1953), "Фортунелла" (1958). Наиболее значит, актёрские работы Де Ф. в кино (помимо авторских экранизаций) в фильмах: "Девушки с площади Испании" (1951), "Золото Неаполя" (1954), "Все по домам" (1961) и др.

В центре творчества Де ф.- жизнь рядового итальянца во враждебном ему бурж. обществе. В своих лучших пьесах он утверждает необходимость активной борьбы против зла. Социальная значимость, психологич. глубина пьес и в то же время их почти буффонная яркость, острая гротескность определяют своеобразие драматургии Де ф. Многие его пьесы идут на сов. сцене. В 1962 труппа Де ф. гастролировала в СССР.

Соч.: Cantata dei giorni dispari, v. 1-2, [Torino, 1957-58].

Лит.:Б о я д ж и е в Г., Э. Де Филиппе и его герои, "Театр", 1957, № 2; Молодцова М., Эдуарде де Филиппе, Л.- М., 1965; D e S a n с t i s G. В., Е. De Filippo -commediografo neorealista, Perugia, 1959; Mag1iu1о G., E. De Filippo, Bologna, [1959].Г. Д. Богемский.




  1. де филиппоDe Filippo наст. фам. Пассарелли Passarelli Эдуардо итальянский драматург режиссер актер. Творчество связано снеореализмом. В пьесах социальная значимость психологическа...Большой энциклопедический словарь II
  2. де филиппоДЕ ФИЛИППО De Filippo наст. фам. Пассарелли Passarelli Эдуардо итальянский драматург режиссер актер. Творчество связано с неореализмом. В пьесах социальная значимость п...Большой Энциклопедический словарь V
  3. де филиппоДЕ ФИЛИППО De Filippo наст . фам. Пассарелли Passarelli Эдуардо итальянский драматург режиссер актер. Творчество связано с неореализмом. В пьесах социальная значимость п...Современный энциклопедический словарь