Большая советская энциклопедия

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ,важнейший принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских партий, социалистич. гос-ва, управления социалистич. экономикой. Суть Д. ц. состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистич. обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в ди-алектич. единстве.

Идея Д. ц. как основополагающего организац. принципа строения революц. пролетарской партии была впервые выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и нашла своё практич. выражение в организац. структуреСоюза коммунистов(осн. 1847) (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 524-29). В. И. Ленин, обобщая опыт классовой борьбы пролетариата, развил принцип Д. ц. В его трудах "Что делать?", "Письмо к товарищу о наших организационных задачах", "Шаг вперед, два шага назад" и др. разработаны организац. принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного вхождения в одну из парт, орг-ции, железная дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение парт, решений, подчинение меньшинства большинству, низших орг-ции высшим, выборность и отчётность парт, органов, развитие активности и самодеятельности парт. масс. Выработанные Лениным нормы парт, жизни закреплены в Уставе партии, к-рый был принятВторым съездом РСДРП(1903), затем уточнялся и дополнялся последующими съездами и конференциями.Первая конференция РСДРП(1905) признала бесспорным принцип Д. ц.Четвёртый (Объединительный) съезд РСДРП(1906) впервые внёс в Устав положение о том, что: "Все организации партии строятся на началах демократического централизма" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 182).Восьмая Всероссийская конференция РКП(б)(1919) признала Д. ц. "руководящим принципом организационного строения партии" (там же, т. 2, с. 12).

Став после Окт. социалистич. революции 1917 правящей партией, Коммуни-стич. партия распространила осуществление Д. ц. и в гос. строительстве. Против Д. ц. выступали троцкисты (см.Троцкизм),т. н. "левыекоммунисты","де-цисты" (см.Гриппа"демократическогоцентрализма")и др. антипарт, группировки, стремившиеся под предлогом развития парт, демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство её рядов.Десятый съезд РКП(б)(1921) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию "О единстве партии".

Развёрнутое определение Д. ц. дано в Уставе, принятомСемнадцатым съездом ВКП(6)(1934). Согласно действующему ныне Уставу КПСС, Д. ц. означает: "... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчётность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших" (Устав КПСС, 1971, с. 22).

На основе Д. ц. КПСС действует как монолитная орг-ция, спаянная едиными идейными, организац. и тактич. принципами, обязательными для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра. Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные орг-ции и их к-ты в своей деятельности руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии, организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы к.-л. проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив вышестоящих орг-ций. Строгое подчинение орг-ций центру, низших орг-ций -высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность и оперативность в её работе. Централизм органически связан с внутрипартийной демократией (см.Демократия внутрипартийная).

Двадцатый съезд КПСС(1956) подчеркнул необходимость строгого соблюдения принципов Д. ц. Их развитие после Октябрьского (1964) пленума ЦК КПСС нашло своё выражение в дальнейшем укреплении принципа коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов парт, органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипарт. информации.

По принципу Д. ц. построены и работают в СССРСоветы депутатов трудящихся, профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжии др. Д. ц. стал основой построения органов Сов. власти, что означает: выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность депутатов перед избирателями и право последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование органов гос. управления представительными органами. Все органы гос. власти и гос. управления образуют единую систему и работают на основе подчинения нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты сов. гос. органов обязательны к исполнению на всей терр. деятельности данного органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения сов. гос. органов на основе Д. ц. закреплены в Конституции СССР (1936).

В сов. многонациональном гос-ве Д. ц. сочетается с социалистич. федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д. ц. не исключает, а предполагает автономию и федерацию (см. Поля. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д. ц. является руководящая роль Коммунистич. партии.

Принцип Д. ц. осуществляется и в др. марксистско-ленинских партиях. Ленин, определяя условия приёма в Коминтерн, писал: "Партии, принадлежащие к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического централизма" (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение коммунизма. Не случайно совр. ревизионисты с особой яростью нападают на Д. ц., предлагая "отделить демократию от централизма", обеспечить свободу фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т. д. Разрыв неделимого принципа Д. ц. означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и, в конечном итоге, бессилие политич. партии. "Левые"

ревизионисты отрицают демократию и стремятся насаждать бюрократич. централизм.

Как показывает ист. опыт, какое бы то ни было извращение принципов Д. ц., попытки противопоставления демократии централизму, отрицание руководящей роли Коммунистич. партии ведут к серьёзным последствиям и несут угрозу социалистич. строю. Решительно отметая ревизионистские измышления, Совещание представителей Коммунистич. и рабочих партий в нояб. 1960 в своём Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм парт, жизни на основе принципа Д. ц. непреложным законом своей деятельности. Хотя в междунар. Коммунистич. движении в наст, время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания коммунистич. и рабочих партий 17 июня 1969 "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" отмечается, что "национальная и интернациональная ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага, 1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных решений обеспечивает единство всего мирового коммунистич. и рабочего движения, укрепляет его как ведущую политич. силу современности.

Л. В. Шириков.

Д. ц. в управлении народным хозяйством, коренной принцип хозяйств, руководства при социализме, соответствующий отношениям обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва. Принцип Д. ц. охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Демократич. характер экономич. управления при социализме, предопределённый отношениями социалистич. собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев х-ва, в результате чего процесс экономич. управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Основополагающие методологич. и те-оретич. идеи относительно Д. ц. в управлении нар. х-вом выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. "Наша задача теперь,- указывал Ленин,- провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское учение о Д. ц. в хоз. строительстве получило в теоретич. и практич. деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистич. стран, в работах экономистов-марксистов оо экономич. управлении социалистич. х-вом.

Обществ, социалистич. собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего нар. х-ва важнейшие функции экономич. управления. В то же время Д. ц. предполагает хоз. самостоятельность отд. объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономич. задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехоз. руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистич. общества в целом. Это единство выражается в наличии обществ, экономич. интереса, в неантагонистич. характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего х-ва. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хоз. целей. Отсюда необходимость разнообразить хоз. решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехоз. установок в рамках единого нар.-хоз. плана.

Социализму присуще демократич. осуществление централизации при решении экономич. задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хоз. жизни общества: в первую очередь формирование нар.-хоз. структуры и нар.-хоз. пропорций, определение направления и темпов экономич. развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой гос. политики в области технич. прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хоз. поведения для всех хоз. звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства х-вом и реальное подчинение действий относительно обособленных хоз. звеньев интересам развития обществ, произ-ва в целом. Хоз. самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хоз. руководства.

Отход от Д. ц., забвение приоритета обществ, интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению Д. ц. "Мы стоим за демократический централизм,- указывал Ленин.- И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма" (там же, с. 151).

Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хоз. развития. Борьба с централизмом бюрократическим - одна из гл. проблем совершенствования управления социалистич. обществом. Д. ц. "...нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни,- отмечал Ленин.-Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией" (там же, с. 151-52).

Не меньший вред социалистич. строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хоз. обособленности.

Конкретные соотношения централизации и самостоятельности,единоначалияи коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т. п.- всё это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-историч. условий развития х-ва. Круг централизованно решаемых проблем хоз. руководства может изменяться - быть больше или меньше в зависимости от объективных условий х-ва и хоз. задач, к-рые должно решить общество на том или ином этапе своего развития. В то же время закономерности развития социалистич. общества таковы, что, как бы ни менялся "механизм" управления нар. х-вом, Д. ц. должен неизменно расширяться и углубляться. Как указано в Программе КПСС, "В рамках единого народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий" (1971, с. 86-87). Демо-кратич. характер социалистич. управления - преимущество социалистич. строя, и реализуется он в интересах коммунистич. строительства.

СССР и др. страны социализма накопили большой опыт хоз. руководства на основе Д. ц. В ходе ист. развития социалистич. строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления Д. ц. в управлении х-вом, как централизованное планирование и управление, хоз. самостоятельность предприятий и объединений, сочетание терр. и отраслевого принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве х-вом, хоз. дисциплина и ответственность, подконтрольность управляющих управляемым, активное участие масс в управлении произ-вом и т. п.

Все эти общие формы и принципы осуществления Д. ц. получают новое конкретное развитие в ходе экономич. реформ, проводимых с сер. 60-х гг. в СССР и др. социалистических странах. Совр. этап хоз. развития требует повышения эффективности обществ, произ-ва. Решить эту задачу можно путём всемерного развития хоз. самостоятельности предприятий, объединений, отраслей, экономич. р-нов на основе и в рамках укрепляющегося и совершенствующегося централизованного перспективного планирования и общехоз. управления. В ходе реформы происходит расширение круга хоз. задач, самостоятельно решаемых предприятиями, объединениями, отраслями, р-нами, и в то же время сосредоточение центр, плановых

и управляющих хоз. органов на решении ключевых проблем хоз. развития.

Б. В. Ракитский.

Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х же. Устав Союза Коммунистов, там же; Ленин В. И., Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Письмо к товарищу о наших организационных задачах, там же, т. 7; е г о же, Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; его же, Свобода критики и единство действий, там же, т. 13; его же, Как организовать соревнование ?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти", там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, Условия приема в Коммунистический Интернационал, там же; его же, Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; его же, Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о единстве партии, там же, т. 43; его ж е, Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям, там же, т. 43; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1970; XXIII съезд КПСС. Стенографический отчёт, т. 1 - 2, М., 1966; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5 - 17 июня 1969 г., М., 1969; Пронин И. И. иСтепичев М. И., Ленинские нормы партийной жизни, М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1917 - 1969 годы, т. 1 - 7, М., 1967 - 70; Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, М., 1965; Примерный устав колхоза, М., 1969; Положение об органах народного контроля в СССР, М., 1969; Рубин А. М., Организация управления промышленностью в СССР (1917 -1967 гг.), М., 1969; Венедиктов А. В., Организация государственной промышленности в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961.




  1. демократический централизмважнейший принцип организационного строения деятельности руководства марксистсколенинских партий социалистического государства управления социалистической экономикой. Сут...Большая Советская энциклопедия II
  2. демократический централизмсочетание полновластия самодеятельности и инициативы трудящихся выборности их руководящих органов и их подотчетности массам с централизацией руководством из одного центр...Краткий политологический толковый словарь
  3. демократический централизмруководящий принцип организационного построения Коммунистической партии Советского Союза и других коммунистических и рабочих партий. Ленинский принцип демократического це...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  4. демократический централизмпринцип организации управления государственного устройства предполагающие сочетание иерархических и демократических методов регулирования политической деятельности....Политико-терминологический словарь
  5. демократический централизмпринцип организации управления государственного устройства предполагающие сочетание иерархических и демократических методов регулирования политической деятельности...Политическая наука - Словарь-справочник
  6. демократический централизмленинский принцип партийной организации основанный по крайней мере в теории на сочетании свободы дискуссии с дисциплиной исполнения....Политология - глоссарий по книге
  7. демократический централизмДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ democratic centralism Официальный принцип организации и процедуры принятия решений в коммунистических партиях. Формально он осуществляется чере...Политология. Словарь.
  8. демократический централизмdemocratic centralism...Русско-английский словарь политической терминологии
  9. демократический централизмдемократиялы орталышылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  10. демократический централизм...Русско-китайский словарь
  11. демократический централизмdemokratischer Zentralismus...Русско-немецкий юридический словарь
  12. демократический централизмcentralismo democrtico...Русско-португальский словарь
  13. демократический централизмдемократический централизм руководящий принцип организационного строения и деятельности коммунистических и рабочих партий социалистического государства управления социали...Словарь иностранных слов русского языка
  14. демократический централизмвозникший на определенном этапе общественного развития принцип управления и государственного устройства построения и деятельности некоторых политических партий и обществе...Словарь конфликтолога
  15. демократический централизмруководящий принцип организац. строения всех марксистсколенинских партий а в социалистич. странах также гос. органов и обществ. оргций трудящихся. Д. ц. гармонически соче...Советская историческая энциклопедия
  16. демократический централизмважнейший принцип организац. строения и деятельности коммунистич. и рабочих партий а в социалистич. госвах также принцип гос. устройства строения и деятельности органов г...Советский философский словарь
  17. демократический централизмруководящий принцип организационного строения Коммунистической партии Советского Союза означающий а выборность всех руководящих органов партии снизу доверху б периодическ...Советский юридический словарь
  18. демократический централизмdemocratic centralism. Тип политической организации бывший характерным для стран Восточной Европы и Советского Союза при котором выборные органы организованы в виде пирам...Социология
  19. демократический централизмпринцип демократического централизма явление возможное только в жестких тоталитарных системах меньшинство подчиняется большинству данный тезис ведет к тому что в партии...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  20. демократический централизмДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ важнейший принцип организац. строения и деятельности коммунистич. и рабочих партий а в социалистич. государствах также принцип гос.em устройст...Философская энциклопедия
  21. демократический централизмодин из принципов руководства государственными делами проповедовавшийся в период советской власти. Нашел свое закрепление в ст. Конституции СССР г. Конституции РСФСР г...Энциклопедический словарь конституционного права
  22. демократический централизм. см. ЦЕНТРАЛИЗМ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии
  23. демократический централизмпринцип в соответствии с которым строилась организация и деятельность социалистического государства а также политических партий и общественных объединений. Его содержание...Юридическая энциклопедия