Большая советская энциклопедия

ВОЛГОДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛимени В. И. Ленина, соединяет pp. Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути 101км(из них 45кмпроходят по рекам и водохранилищам).

Проблема соединения Волги и Дона имеет многовековую историю. Попытку построить судоходный канал предпринял Пётр I в конце 17 в. Позднее были разработаны ещё неск. проектов соединения этих рек, но они не были осуществлены. Сооружение В.-Д. с. к. началось перед Великой Отечеств, войной 1941-45, прервавшей работы по строительству канала. В 1948-52 В.-Д. с. к. был построен и стал важным звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР.

В.-Д. с. к. идёт от Сарептского затона Волги (в юж. части Волгограда) по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней, по водоразделу Волги и Дона, выходит в долину р. Червлёной, проходит через водохранилища Варваровское, Береславское (на р. Червлёной), Карповское (на р. Карповке) и выходит в р. Дон у г. Калача-на-Дону наЦимлянском водохранилище,образованном плотиной Цимлянской ГЭС. На волжском склоне (на участке в 20км)расположено 9 однокамерных однониточных шлюзов, поднимающих суда на 88м,на донском склоне - 4 таких же шлюза со спуском в 44м.Канал Питается донской водой, к-рая подаётся на его водораздельную часть тремя мощными насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Часть воды используется для орошения. Габариты шлюзовых камер на канале меньше волжских, но допускают движение судов грузоподъёмностью до 5 тыс.т,к-рые, однако, не могут проходить с полным грузом по ещё не шлюзованному ниж. Дону. Главные массовые грузы с Дона на Волгу: донецкий уголь (перегрузка с жел. дороги гл. обр. в Усть-Донецком порту) в основном в волжские города и в Центральный р-н, минеральные стройматериалы, зерно. С Волги на Дон: верхневолжский, камский и сибирский лес (последний с перевалкой с жел. дороги в портах басс. Камы), серный колчедан с Урала, нефтепродукты с Поволжья. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов.

В.-Д. с. к. совместно с Цимлянским гидроузлом (группа архитекторов под рук. Л. М. Полякова) - единый архит. ансамбль, тематика к-рого посвящена сражениям за Царицын в годы Гражданской войны, за Сталинград в годы Великой Отечеств, войны.

Один из шлюзов Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина.

Лит.:Бернштей н-К о г а н С. В., Волго-Дон. Историко-географический очерк, М., 1954; Стражевский А., Шмелев А., Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. [Путеводитель], М., 1968.

М. Б. Вольф.




  1. волгодонской судоходный каналимени В. И. Ленина соединяет рр. Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути кмem из них кмem проходят по рекам и водохранилищам. Проблема соединен...Большая Советская энциклопедия II
  2. волгодонской судоходный каналder WolgaDonSchiffahrtskanal s...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. волгодонской судоходный каналCanal del VolgaDon...Большой русско-испанский словарь
  4. волгодонской судоходный каналВОЛГОДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ им. В. И. Ленина соединяет Волгу у г. Волгоград с Доном у г. КалачнаДону. Дл. км. шлюзов. Открыт в .Источник Энциклопедия Отечество...Русская энциклопедия
  5. волгодонской судоходный каналВолгоДонской канал. ВолгоДонской судоходный канал им. В. И. Ленина судоходный соединяет реку Волга у города Волгоград с рекой Дон у города КалачнаДону. Длина км. шлюзо...Словарь «География России»