Большая советская энциклопедия

ВОЗДУШНОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ(ВРД),реактивный двигатель,в к-ром для сжигания горючего используется кислород, содержащийся в атм. воздухе. ВРД приводит в движение летат. аппараты (самолёты, вертолёты, самолёты-снаряды). Сила тяги в ВРД возникает в результате истечения рабочих газов из реактивного сопла. Для получения большой скорости истечения газов из сопла воздух, поступающий в камеру сгорания ВРД, подвергается сжатию. В зависимости от способа сжатия воздуха ВРД делятся на турбокомпрессорные (ТРД), пульсирующие (ПуВРД) и прямоточные (ПВРД).

Турбокомпрессорные ВРД (ТРД) имеют компрессор с приводом от газовой турбины, что позволяет независимо от скорости полёта создавать сжатие воздуха, обеспечивающее большие скорости истечения газов из выходного (реактивного) сопла и большую силу тяги. ТРД широко применяется на самолётах, вертолётах, беспилотных самолётах-снарядах. ТРД можно устанавливать на катерах, гоночных автомобилях, аппаратах на воздушной подушке и др. (см.Турбокомпрессорный двигатель).

Пульсирующий ВРД (ПуВРД) имеет (рис. 1) входной диффузор (для сжатия воздуха под влиянием кинетич. энергии набегающего потока), отделённый от камеры сгорания входными клапанами, и длинное цилиндрич. выходное сопло. Горючее и воздух подаются в камеру сгорания периодически. При сгорании смеси давление в камере повышается, т. к. клапаны на входе автоматически закрываются, а столб газов в длинном сопле обладает инерцией. Газы под давлением с большой скоростью вытекают из сопла, создавая силу тяги. К концу процесса истечения давление в камере сгорания падает ниже атмосферного, клапаны автоматически открываются и в камеру поступает свежий воздух, впрыски вается топливо; цикл работы двигателя повторяется. ПуВРД способен создавать тягу на месте и при небольших скоростях полёта. Когда клапаны закрыты, ПуВРД имеет большое аэродинамич. сопротив ление по сравнению с др. типами ВРД небольшую тягу и используется лишь для аппаратов со скоростью полёта меньше звуковой.

Рис. 1. Схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД): 1 - воздух; 2 - горючее; 3 - клапанная решётка; 4 - форсунки; 5 - свеча; 6 - камера сгорания; 7 - выходное (реактивное) сопло.

Рис. 2. Схема прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД): / - воздух; 2 - диффузор; 3 - впрыск горючего; 4 - стабилизатор пламени; 5 - камера сгорания; 6 - сопло; 7 - истечение газов.

Рис. 3. Области применения двигателей различных типов в зависимости от скорости полёта: Н - высота полёта; М - число Маха; 1 - турбореактивные двигатели; 2 - турбореактивные двигатели с форсажной камерой; 3 - прямоточные воздушно-реактивные двигатели.

В прямоточном ВРД (ПВРД) во входном диффузоре (рис. 2) воздух сжимается за счёт кинетич. энергии набегающего потока воздуха. Процесс работы непрерывен, поэтому стартовая тяга у ПВРД отсутствует. При скоростях полёта ниже половины скорости звука (ниже 500км/ч)повышение давления воздуха в диффузоре незначительно, поэтому получаемая сила тяги мала. В связи с этим при скоростях полёта, соответствующих М<0,5 (гдеМ -число Маха, см.М-число),ПВРД не применяется; приМ = 3(скорость полёта ок. 3000км/ч)давление в камере сгорания повышается примерно в 25 раз. ПВРД могут работать как на химическом (керосин, бензин и др.), так и на атомном горючем. При установке ПВРД на самолётах с меняющейся скоростью полёта, напр, на истребителях-перехватчиках, входное устройство должно иметь регулируемые размеры и изменяемую форму для наилучшего использования скоростного напора набегающего потока воздуха. Реактивное сопло также должно иметь регулируемые размеры и форму. Взлёт самолёта-перехватчикасПВРД производится при помощи ракетных двигателей (на жидком или твёрдом топливе) и только после достижения скорости полёта, при к-рой воздух в диффузоре имеет достаточно высокое давление, начинает работу ПВРД. Осн. преимущества ПВРД: способность работать на значительно больших скоростях и высотах полёта, чем ТРД; большая экономичность по сравнению с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), т. к. в ПВРД используется кислород воздуха, а в ЖРД кислород вводится в виде одного из компонентов топлива, транспортируемого вместе с двигателем; отсутствие движущихся частей и простота конструкции. Главные недостатки ПВРД: отсутствие статич. (стартовой) тяги, что требует принудит, старта; малая экономичность при дозвуковых скоростях полёта. Применение ПВРД наиболее эффективно для полёта с большими сверхзвуковыми скоростями. ПВРД со сверхзвуковой скоростью сгорания топлива (в камере сгорания) наз. гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Его применение целесообразно на летат. аппаратах при скоростях полёта, соответствующих М = 5-6. Области применения различных типов двигателей показаны на рис. 3.

Лит.:Бондарюк М. М., Ильяшенко С. М., Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, М., 1958.

Г. С. Скубачевский.




  1. воздушнореактивный двигательВРД Реактивный двигатель в котором для сжигания горючего используется кислород содержащийся в атмосферном воздухе. ВРД приводит в движение летательные аппараты самолты ве...Большая Советская энциклопедия II
  2. воздушнореактивный двигательВРД реактивный двигательi в кром осн. массу рабочего тела составляет атм. воздух. Термодинамич. цикл ВРД включает процессы сжатия воздуха подвода теплоты и расширения на...Большой энциклопедический политехнический словарь
  3. воздушнореактивный двигательВОЗДУШНОРЕАКТИВНЫЙ двигатель ВРД реактивный двигатель использующий для сжатия горючего кислород атмосферного воздуха. По способу сжатия воздуха различают турбокомпрессор...Большой Энциклопедический словарь V
  4. воздушнореактивный двигательВРД реактивный двигатель использующий кислород атм. воздуха в качестве окислителя при сжигании горючего. Различают бескомпрессорные ВРД сжатие поступающего в камеру сгора...Военный энциклопедический словарь
  5. воздушнореактивный двигательВРД реактивный двигатель использующий для сжигания горючего кислород атмосферы воздуха. В ВРД осуществляются процессы сжатия воздуха подвода теплоты и расширения нагретог...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. воздушнореактивный двигательВоздушнореактивный двигатель ВРДдвигатель в котором для сжигания горючего в качестве окислителя используется атмосферный кислород. По способу подготовки горючей смеси раз...Морской словарь
  7. воздушнореактивный двигательmoteur mu raction pulsoracteur arofuse aroracteur...Политехнический русско-французский словарь
  8. воздушнореактивный двигательcompressorless engine...Русско-английский аэрокосмический словарь
  9. воздушнореактивный двигательairbreather air breathing engine airfeed jet engine airfeed jet engine...Русско-английский политехнический словарь
  10. воздушнореактивный двигательcompressorless engine...Русско-английский словарь по авиации
  11. воздушнореактивный двигательairbreathing engine...Русско-английский словарь по авиации
  12. воздушнореактивный двигательjet engine...Русско-английский технический словарь
  13. воздушнореактивный двигательавиац. esogetto m esoreattore m...Русско-итальянский политехнический словарь
  14. воздушнореактивный двигательJetantrieb Luftstrahltriebwerk...Русско-немецкий политехнический словарь
  15. воздушнореактивный двигательповтрянореактивний двигун повтрянореактивний рушй...Русско-украинский политехнический словарь
  16. воздушнореактивный двигательВОЗДУШНОРЕАКТИВНЫЙ двигатель ВРД реактивный двигатель использующий для сжигания горючего кислород атмосферы воздуха. В ВРД осуществляются процессы сжатия воздуха подвода ...Современная энциклопедия
  17. воздушнореактивный двигательВОЗДУШНОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВРД реактивный двигатель использующий для сжатия горючего кислород атмосферного воздуха. По способу сжатия воздуха различают турбокомпрессорн...Современный энциклопедический словарь
  18. воздушнореактивный двигательРис. . Схема ПВРД прямой реакции.воздушнореактивный двигатель ВРД реактивный двигатель в котором атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамиче...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  19. воздушнореактивный двигательВоздушнореактивный двигатель ВРД реактивный двигатель в котором атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле а также при создании р...Энциклопедия техники