Большая советская энциклопедия

АВИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА

АВИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА,один из осн. агрегатов авиац.газотурбинных двигателей;по сравнению со стационарнымигазовыми турбинами,А. г. т. при большой мощности имеет малые габариты и массу, что достигается конструктивным совершенством, большими осевыми скоростями газа в проточной части, высокими окружными скоростями рабочего колеса (до 450м/сек)и большим (до 250кдж/кгили 60ккал/кг)теплоперепадом. А. г. т. позволяет получать значит, мощности; напр., одноступенчатая турбина (рис. 1)совр. двигателя развивает мощность до 55Мвт(75 тыс.л. с.).Преимуществ, распространение получили многоступенчатые А. г. т. (рис. 2), в к-рых мощность одной ступени обычно 30-40Мвт(40- 50 тыс.л. с.). Для А. г. т. характерна высокая темп-pa газа (850-12000С)на входе в турбину. При этом необходимый ресурс и надёжная работа турбины обеспечиваются применением спец. сплавов, отличающихся высокими механич. свойствами при рабочих темп-pax и устойчивостью в отношении ползучести, а также охлаждением сопловых и рабочих лопаток, корпуса турбины и дисков ротора.

Рис. 1. Одноступенчатая авиационная газовая турбина: 1 - диск турбины; 2 - вал турбины; 3 - лопатки рабочего колеса; 4 - лопатки соплового аппарата.

Распространено возд. охлаждение, при к-ром воздух, отбираемый из компрессора, пройдя через каналы системы охлаждения, поступает в проточную часть турбины.

Рис. 2. Трёхступенчатая авиационная газовая турбина.

А. г. т. служат для привода компрессоратурбореактивного двигателя,компрессора и вентилятора двухконтур-ного турбореактивного двигателя и для привода компрессора и винтатурбовинтового двигателя.А. г. т. используются также для привода вспомогат. агрегатов двигателей и летат. аппаратов -пусковых устройств (стартеров), электрич. генераторов, насосов горючего и окислителя вжидкостном ракетном двигателе.

Развитие А. г. т. идёт по пути аэродина-мич. конструктивного и технологич. совершенствования; улучшения газодинамич. характеристик проточной части для обеспечения высокого кпд в широком диапазоне изменения режимов работы, характерном для авиац. двигателя; уменьшения массы турбины (при заданной мощности); дальнейшего повышения темп-ры газа на входе в турбину; применения новейших высокожаропрочных материалов, покрытий и эффективного охлаждения лопаток и дисков турбины. Развитие А. г.‘т. характерно также дальнейшим увеличением числа ступеней: в современных А. г. т. число ступеней доходит до восьми.

Лит.:Теория реактивных двигателей, Лопаточные машины, М., 1956; Скубачевский Г. С., Авиационные газотурбинные двигатели, М., 1965; А б иан ц В. X., Теория газовых турбин реактивных двигателей, 2 изд., М., 1965. С.3. Копелев.




  1. авиационная газовая турбинаодин из основных агрегатов авиационных газотурбинных двигателей См. Газотурбинный двигательem по сравнению со стационарными газовыми турбинами См. Газовая турбина А. г. т...Большая Советская энциклопедия II
  2. авиационная газовая турбинаFlugzeuggasturbine...Русско-немецкий политехнический словарь
  3. авиационная газовая турбинаleteck plynov turbna...Русско-чешский словарь