Большая Советская энциклопедия II

ФУТУРИЗМ

(от латинского futurum — будущее)

авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они сближались некоторыми эстетическими декларациями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России термин «Ф.» вскоре стал также обозначением всего фронта «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще.
В Италии рождение Ф. отмечено «Манифестом футуризма», опубликован в 1909 в парижской газете «Фигаро»; автор — Ф. Т. Маринетти — вождь и теоретик движения. Развитию Ф. содействовал журнал «Лачерба»(«Lacerba», Флоренция, 1913—15, издатель. Дж. Папини). Установки Ф. разделяли поэты Дж. П. Лучини, П. Буцци, А. Палаццески, К. Говони, композитор Б. Прателла, живописцы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, архитекторы А. Сант-Элиа и М. Кьяттоне.
Подобно др. течениям Авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на Декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. В отличие от течений, испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ. признаков наступающей индустриальной эры.С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). Отвергая культурное и художественное наследие, футуристы выдвигали в искусстве принципы эксцентричности, издёвки над традиционными вкусами и шокирующей антиэстетичности. Интимные чувства, идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями»; эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств — силы, энергии, движения, скорости. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» — динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. Абстрагированная от духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов, произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя.
Поэтические принципы Ф.: передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций (См. Аллитерация); фигурные стихи, обращение к рисункам, Коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков). В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому Кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы.
Жёсткий механицизм эстетики Ф., политический «активизм» группы Маринетти (в т. ч. милитаристская и шовинистическая пропаганда) привели в 1913—15 к расколу движения. В 20-е гг. некоторые его участники пришли к апологии фашистского режима, видя в нём воплощение мечты о великом будущем Италии; другие же вообще отказались от принципов Ф.
В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной — петербургской «Гилей» (Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц; первые издания — сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И. Северянин, К. К. Олимпов и др.; первое издание — «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси. Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи» (См. Союз молодежи)). Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии), их частые совместные выступления закрепляли название «Ф.» за «левыми» течениями в живописи. Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, «№ 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915, и др.), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение — отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета» (См. Бубновый валет), декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому Экспрессионизму и французскому Фовизму или же близкие Примитивизму, «беспредметничеству», Дадаизму.
Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира». В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение абсолютной автономности творчества. Столь же противоречивой была и практика русского Ф. Наряду с программным освоением новейших сфер человеческого опыта, урбанистическими видениями, глобальными масштабами поэтических предчувствий, наряду с воинствующим антиэстетизмом и эпатажем, демонстративным разрушением художественных традиций русские футуристы отдавали дань историко-культурным реминисценциям, фольклорности и архаике, интимизму и чисто лирической эмоциональности. Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне — мы бросились в будущее от 1905 года» — Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914).
Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи — кубизма и др.; отсюда их название — «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики — «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т.п. Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой (См. Фоника), к обилию поэтических неологизмов (См. Неологизмы) и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге — к зауми (См. Заумь). В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). Отождествление слова с фактом, программная ориентация на современность и антиэстетическая реальность вводили в поэтическую ткань материал, прежде чуждый поэзии, — вульгарную лексику, прозаизмы городского быта, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи.
Наряду с общей разнородностью ответвлений Ф. в 10-е гг. происходило расслоение и внутри отдельных группировок. Так, внутри «Гилей» контрастировали социальный пафос Маяковского (не случайно особо отмеченного М. Горьким) и замкнутое в абстракциях словотворчество Кручёных; эгофутуризм со временем оказался представленным творчеством одного Северянина, варьировавшего жеманно-экзотические мотивы ранних «поэз».
Политическая позиция русских Ф., обозначившаяся в годы 1-й мировой войны в антивоенных выступлениях Маяковского, Хлебникова, Асеева, ясно проявилась после Октября.
Приняв установление Советской власти, большинство футуристов активно участвовало в её политико-агитационных начинаниях; исключительная роль принадлежит здесь Маяковскому. Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ. В 20-е гг. отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак).
Лит.:Тастевен Г., футуризм, М., 1914; Луначарский А. В., Футуристы..., Собр. соч., т. 5, М., 1965: Петрочук О., Футуризм, в сборнике: Модернизм, М., 1973; Clough R. Т., Futurism, N. Y.,1961; Poeti futuristi. A cura di G. Ravegnani, Mil., 1963; Baumgarth Chr., Geschichte des Futurismus, Reinbek i Hamb., 1966; llfuturismo, в кн.: L'arte moderna, v. 13—14, Mil., 1967; Rye J., Futurism, L.,1972; Lucini G. P., Marinetti. Futurismo. Futuristi, Bologna, [1975].
Ф. в России:Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, т. 7, М., 1967; Горький М., О футуризме, «Журнал журналов», 1915, № 1; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Горлов Н., Футуризм и революция..., М., 1924; Кручёных А., 15 лет русского футуризма, М., 1928; Литературные манифесты..., 2 изд., М., 1929; Манифесты и программы русских футуристов, hrsg. von V. Markov, Münch., 1967; Тимофеева В. В., Поэтические течения в русской поэзии 1910-х гг., в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Bowra С. М,, The creative experiment, L., 1949; Tschižewskij D., Anfänge des russischen Futurismus, Wiesbaden. 1963; Baumgarth С h., Geschichte des Futurismus, Bd 2, Hamb., 1966; Markov V., Russian futurism: a history, [L., 1969].
Е. Ю. Сапрыкина(Ф. в итал. литературе),В. А. Марков.

  1. футуризмФУТУРИЗМ от лат. futurum будущее авангардистские художественные движения хнач. х гг. в. в Италии и России. Будучи разной подчас противоположной идейной ориентации они с...Большая советская энциклопедия
  2. футуризмм. futurismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. футуризмм иск.Futurismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. футуризмфутуризм м иск. Futurismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. футуризмм. иск.futurismo m...Большой русско-испанский словарь
  6. футуризмсущ. муж. рода только ед. ч.футуризм уem...Большой русско-украинский словарь
  7. футуризмм. иск. futurisme m...Большой русско-французский словарь
  8. футуризмот лат. futurum будущее гахгл. futurism нем. Futurismus ujpp.futurisme Авангардистское направление в европейском искусстве начала XX в. отрицающее нравственные и художе...Большой толковый социологический словарь II
  9. футуризмм. иск.futurisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. футуризмот лат. futurum будущее авангардистское направление вевропейском искусстве х гг. преимущественно в Италии и России.Стремясь создать искусство будущего декларировал в ...Большой энциклопедический словарь II
  11. футуризмФУТУРИЗМ от лат. futurum будущее авангардистское направление в европейском искусстве х гг. преимущественно в Италии и России. Стремясь создать искусство будущего декл...Большой Энциклопедический словарь V
  12. футуризму ч.i Формалстичний напрям у мистецтв та лтератур перев. поез на початку ст. який заперечував реалзм вдкидав класичну спадщину....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  13. футуризмфутуризм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  14. футуризмлат.будущее одно из художественных течений авангардистского искусства первой четверти в. Наиболее ярко футуризм проявился в поэзии и изобразительном искусстве. Обвиняя п...Евразийская мудрость от А до Я
  15. футуризмФУТУРИЗМ а м. futurisme m. ит. futurismo m. Формалистическое направление в литературе и искусстве начала в. противопоставлявшее необычную форму своих произведений канона...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. футуризмлат. будущее авангардистское направление в искусстве х годов ХХ века. Футуризм появился в результате стремления деятелей художественной культуры изобрести искусство н...История и теория культуры
  17. футуризмфутуризм....Киргизско-русский словарь
  18. футуризмfuturisme от латинск. futurum будущее Одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. XX в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Итал...Лексикон нонклассики
  19. футуризмлат. futurum будущее букв. будетлянство термин В. Хлебникова художественное течение в европейском искусстве поэзии и живописи начала в. Идеолог и основатель футуристск...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. футуризмлат. futurum будущее букв. будетлянство термин В. Хлебниковаem художественное течение в европейском искусстве поэзии и живописи начала в. Идеолог и основатель футурист...Литературная энциклопедия
  21. футуризмФУТУРИЗМ от лат. futurum будущее одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в. см. Авангардизм получившее наибольшее развитие в Италии и ...Литературный энциклопедический словарь
  22. футуризма м.em Направление в европейском искусстве х х гг. в. отвергавшее культурное и художественное наследие прошлого проповедовавшее урбанизм разрушение форм и условностей и...Малый академический словарь
  23. футуризмлат. futurum будущее авангардистское направление в европейскоском искусстве х гг. преимущественно в Италии и России. Основоположником принято считать итальянского Поэт ...Мировая художественная культура. Словарь
  24. футуризмкорень ФУТУР суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ФУТУРИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ФУТУР ИЗМ Слово Футуризм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  25. футуризмНачальная форма Футуризм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. футуризмФУТУРИЗМ лат. future будущее идейнохудожественное течение в рамках модернизма в период с х по е в Италии и отчасти Франции и России. Основоположниктеоретик Маринетти к...Новейший философский словарь
  27. футуризмлат. future будущее идейнохудожественное течение в рамках модернизма в период с х по е в Италии и отчасти Франции и России. Основоположниктеоретик Маринетти классическ...Новейший философский словарь II
  28. футуризмфутуризм м. Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в. отрицавшее художественное и нравственное наследие противопоставлявшее необычную форму...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. футуризмфутуризм футуризм а...Орфографический словарь
  30. футуризмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  31. футуризмфутуризм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  32. футуризмфутуризм футуризмы футуризма футуризмов футуризму футуризмам футуризм футуризмы футуризмом футуризмами футуризме футуризмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. футуризмОрфографическая запись слова футуризм Ударение в слове футуризм Деление слова на слоги перенос слова футуризм Фонетическая транскрипция слова футуризм [фтризм] Характери...Полный фонетический разбор слов
  34. футуризмФутуризм му мов...Правописний словник Голоскевича
  35. футуризмФУТУРИЗМ от лат. futurum будущее Худож. течение авангарда х гг. Получило распространение в странах Европы особенно в Италии Ф. Маринетти Манифест футуризма и в России...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. футуризмфутуризм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  37. футуризмМ мн. нет futurizm ci srin vvlind incsnt v dbiyyatda realizmi inkar edn v khn incsnt nn v sullarn datmal olan yeni bir slub yaratmaa alan formalist cryan....Русско-азербайджанский словарь
  38. футуризмфутуризм м. иск.ifuturism...Русско-английский словарь
  39. футуризмфутуризм м. futurism....Русско-английский словарь II
  40. футуризмФутурызм...Русско-белорусский словарь
  41. футуризмиск. лит.i футурызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  42. футуризмфутури Синонимы направление...Русско-ивритский словарь
  43. футуризмфутуризм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. футуризмм. футуризм сртт искусствосундагы жана поэзиядагы реализмди четке каккан формалисттикти маанайы бастыкты кл чгтткт кздгн кылымда Италияда чыгып башка мамлекеттерге тараг...Русско-киргизский словарь
  45. футуризмwilizhy wilipiСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  46. футуризмfutrisms...Русско-латышский словарь
  47. футуризмм. Futurismus m....Русско-немецкий словарь
  48. футуризмхудожественное направление в Италии и России гг. содержит элементы кубизма модерна пуантилизма абстрактной живописиem Futurismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  49. футуризмфутуризмм ....Русско-новогреческий словарь
  50. футуризмfuturyzm...Русско-польский словарь
  51. футуризмм искu futurismo m направление...Русско-португальский словарь
  52. футуризмм иск. лит. направление...Русско-турецкий словарь
  53. футуризмftrizm gelecekilik...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  54. футуризмfuturismus...Русско-чешский словарь
  55. футуризмFuturism...Русско-эстонский словарь
  56. футуризмФУТУРИЗМ [lt лат. futurum будущее] авангардное АВАНГАРДНЫЙ направление в искусстве и литературе первой четверти XX в. гл. обр. в Италии и России провозглашавшее идеи ан...Словарь иностранных слов русского языка
  57. футуризмбудущее авангардистское направление в европейском искусстве х гг. XX в. Стремясь создать искусство будущего декларировал отрицание традиционной культуры особенно ее мора...Словарь исторических терминов
  58. футуризмФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России будетлянами. Футуризм как устремление к будуще...Словарь литературных терминов
  59. футуризмот лат. futurum будущее авангардистское см. авангардизм течение в искусстве и литературе ХХ в. зародившееся в Италии Манифест футуристов г. и получившее широкое распро...Словарь литературоведческих терминов
  60. футуризмлат. future будущее идейнохудожественное течение в рамках модернизма в период с х по е в Италии и отчасти Франции и России. Основоположниктеоретик Маринетти классическ...Словарь постмодернизма
  61. футуризмфутуризм сущ. колво синонимов направление этнофутуризм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  62. футуризмфутуризм ч. т. вд лат. майбутн формалстичний напрям у мистецтв та лтератур переважно поез на початку ст. який заперечував реалзм вдкидав класичну спадщину намагаючись зр...Словник іншомовних слів
  63. футуризмфутуризм тал. futurismo вд лат. futurum майбутн формалстичний занепадницький напряму буржуазнй лтератур переважно поез мистецтв ст. в тал Франц Англ Рос. Борючись прот...Словник іншомовних слів Мельничука
  64. футури́змФУТУРИЗМ у ч. Формалстичний занепадницький напрям в буржуазному мистецтв та лтератур перев. поез на початку XX ст. який заперечував реалзм вдкидав класичну спадщину намаг...Словник української мови в 11 томах
  65. футуризмФУТУРИЗМ у ч.Формалстичний напрям у лтератур перев. у поез та в мистецтв на початку ст. який розвивав культ ндивдуалзму заперечував класичну спадщину вдкидаючи загальноп...Словник української мови у 20 томах
  66. футуризмФУТУРИЗМ от лат . futurum будущее авангардистское направление в европейском искусстве х гг. преимущественно в Италии и России. Стремясь создать искусство будущего декл...Современный энциклопедический словарь
  67. футуризмот лат.u futurum будущее авангардистское направление в европейском и русском искусстве х гг. ХХ в. Футуристов объединяло стихийное ощущение неизбежного краха традиционн...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  68. футуризмфутуризм [...Толковый словарь иностранных слов
  69. футуризмФУТУРИЗМ а м. Формалистическое направление в искусстве и литературеначала в. отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль крыйдолжен был бы разрушить все традици...Толковый словарь Ожегова
  70. футуризмощущение времени при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  71. футуризмФУТУРИЗМ футуризма мн. нет м. от латин. futurus будущий. Направление в искусстве стремившееся создать новый динамический стиль разрушающий все традиции каноны и приемы с...Толковый словарь русского языка II
  72. футуризмфутуризм футуризм а м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала в. отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль крый должен был бы разрушить ...Толковый словарь русского языка II
  73. футуризмФУТУРИЗМ а м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала в. отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль который должен был бы разрушить все тр...Толковый словарь русского языка
  74. футуризму ч. Формалстичний напрям у мистецтв та лтератур перев. поез на початку ст. який заперечував реалзм вдкидав класичну спадщину....Толковый словарь украинского языка
  75. футуризмУдарение в слове футуризмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове футуризм...Ударение и правописание
  76. футуризммист....Українсько-англійський словник
  77. футуризмFuturisme...Українсько-датський словник
  78. футуризмem em...Українсько-китайський словник
  79. футуризм[futuryzm]...Українсько-польський словник
  80. футуризму m futuryzm...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  81. футуризмиск. лит. футуризм...Українсько-російський словник
  82. футуризмRzeczownik футуризм m futuryzm m...Универсальный русско-польский словарь
  83. футуризмАвангардний напрямок у лтератур та мистецтв поч.em ХХ ст.em поширений гол.em чином в тал основоположник Ф.Т. Марнетт та Рос брати Бурлюки В. Хлебников А. Кручених В. Маяк...Універсальний словник-енциклопедія
  84. футуризмавангардний напрямок у лтератур та мистецтв поч. ХХ ст. поширений гол. чином в тал основоположник Ф.Т. Марнетт та Рос брати Бурлюки В. Хлебников А. Кручених В. Маяковськи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  85. футуризмфутуризм футуризмы футуризма футуризмов футуризму футуризмам футуризм футуризмы футуризмом футуризмами футуризме футуризмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  86. футуризмФутуризм от лат. futurum будущее общее название авангардистских художественных движений х начала х гг. в некоторых европейских странах прежде всего в Италии и России бл...Художественная энциклопедия
  87. футуризмТруизм Туз Триумф Туф Фри Тиф Фриз Фру Фут Тир Тим Рифт Рим Мур Миф Мирт Мир Итр Изм Футуризм Ритм Риф Тимур Фиум Тризм Узи Туризм Тур...Электронный словарь анаграмм русского языка
  88. футуризмФУТУРИЗМ от лат. будущееem одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России....Энциклопедия культурологии
  89. футуризмФУТУРИЗМ от лат. будущее одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Н...Энциклопедия Культурология XX век
  90. футуризмот лат. futurum будущее гахгл. futurism нем. Futurismus ujpp.futurisme Авангардистское направление в европейском искусстве начала XX в. отрицающее нравственные и художе...Энциклопедия социологии
  91. футуризмот лат. futurum будущее авангардистское течение в европ. искве х гг. XX в. Сложился в Италии. В творческой практике итал. живописцев У. Боччони Дж. Северини и др. прояв...Эстетика
  92. футуризмФутуризмstrong. Заимств. из итал. яз. где futurismoi суф. производное от лат. futurumi будущее....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  93. футуризмЗаимств. из итал. яз. где futurismoem суф. производное от лат. futurumem будущее.Синонимы направление...Этимологический словарь русского языка