Большая Советская энциклопедия II

ТЬЕПОЛО ДЖОВАННИ БАТТИСТА

Тьеполо(Tiepolo) Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, ‒ 27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представительвенецианской школы18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П.Веронезеи Дж. Б. Пьяцетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731‒32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750‒1753), Мадриде (1762‒70), Для ранних работ Т. (1716‒34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и др.собрания). В 1735‒50 произведения Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737‒39, и Скальци, 1743‒44). В 1750‒60-х гг. Т. пользуется широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской АХ (1756‒58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750‒53, палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков. К 1740‒50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники («Триумф Амфитриты», около 1740, Картинная галерея, Дрезден; «Поклонение волхвов», 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762‒66 Т. исполнил ряд плафонов для Королевского дворца в Мадриде. Творчество Т. завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16‒18 вв. Фрески и картины Т. с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Т. выступал также как портретист (многофигурная композиция «Собрание в Арене», 1748‒50, Пинакотека, Удине), был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов «Вари каприччи» («Разнообразные причуды») и «Скерци ди фантазия» («Шутки фантазии»)].


Лит.:Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941; Ольшанская Н.И., Тьеполо, М., 1957; Morassi A., A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., [1962]; Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971; Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, [Mil., 1972].

  1. тьеполо, джованни баттистаTiepolo Джованни Баттиста итальянский живописец и график венецианской школы. Автор динамичных свободных по живописи наполненных светом и воздухом праздничных декоратив...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  2. тьеполо джованни баттистаТьеполо Джованни Баттиста Tiepolo итальянский живописец рисовальщик гравр. Крупнейший представитель венецианской школы XVIII в. Испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяц...Художественная энциклопедия
  3. тьеполо, джованни баттистаТЬЕПОЛО ДЖОВАННИ БАТТИСТАTiepolo Giovanni Battista венецианский живописец рисовальщик и гравер родился в Венеции в марте . Учился у Грегорио Ладзарини. Первые произведен...Энциклопедия Кольера II