Большая Советская энциклопедия II

ТУРИЗМ

(французское tourisme, от tour — прогулка, поездка)

путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека и др. Т. — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. (По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания.) Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24ч,считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный туризм». По данным международных официальных туристских организаций (См. Туристские организации),в середине 70-х гг. 20 в. от общего количества 700—800 млн. туристов в мире 75—80% приходится на внутренний Т.
Международный и национальный Т. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда.
В зависимости от цели путешествий Т. подразделяется на: познавательный (экскурсионный) — посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных и др. достопримечательностей; Спортивный туризмучастие в спортивных мероприятиях; любительский — охота, рыболовство и прочее; так называемый пригородный Т.— массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха; Т. с социальными целями — участие в общественных мероприятиях; деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес; религиозный — посещение «святых» мест и др. В международной статистике Т. поездки на курорты, в дачные местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы и др. также принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в которых доминирующая цель обусловливает Туристский маршрут,время года, продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья (гостиница, туристская база, палатка и т.п.) и др. условия — с группой или индивидуально, с семьей, с собственным туристским снаряжением (См. Туристское снаряжение),на принципах самообслуживания и пр. Цели и условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также материально-технической базой Т. и социальной поддержкой (выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и туристским организациям).
Принято различать Т. организованный — путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный,— путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.
Туризм в СССР.В России первая крупная туристская организация основана в 1885 в Петербурге — «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Были учреждены Альпийский клуб в Тбилиси (1877), Крымский горный клуб в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позже Крымско-Кавказский горный клуб), Русский туринг-клуб (общество велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др., преобразованный в 1901 в Российское общество туристов (РОТ). По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные чины. Общество организовывало поездки по стране и за границу. К 1914 насчитывалось около 5 тыс. членов РОТ, главным образом представителей имущих классов.
Возникновение советского туристского движения относится к началу 20-х гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся и красноармейцев — Наркомпрос. (Первая советская туристская организация создана в 1918 — Бюро школьных экскурсий Наркомпроса.) Однако туристские путешествия не носили массового характера.
В середине 20-х гг. возобновило (изменив устав) деятельность РОТ. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист», в 1929 акционерное общество «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, пришедшее на смену РОТ). В 1930 постановлением СНК СССР на базе «Советского туриста» и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), в 1932 — Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. В 1930 насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 их было уже 937 тыс., действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел. В 1936 постановлением ЦИК СССР руководство работой в области местных и дальних путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС, в составе которого образовано туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), заменившее ОПТЭ. К 1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз и лагерей. В период Великой Отечественной войны 1941—45 многие туристские базы были разрушены. В апреле 1945 советские профсоюзы приняли решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС. В 1945 туристско-экскурсионные управления были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, Грузинской ССР; в 50—60-е гг. — во всех союзных республиках, в 33 краях и областях РСФСР, в 144 городах — клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали практически во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах — экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн. экскурсантов.
В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).
В 1971—75 на развитие материальной базы Т. профсоюзами выделено 0,5 млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в 1975. По размаху туристского движения СССР занимает одно из первых мест в мире. В 1975 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за пределами постоянного места жительства, достигло 140—150 млн. чел. (оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, пионерские лагеря и др.), что составляет около 20% от всего числа туристов в мире.
ЦСТЭ является одной из крупнейших туристских организаций в мире, обслуживающей около 26 млн. туристов и около 130 млн. экскурсантов в год (1975). В системе ЦСТЭ функционирует свыше 350 маршрутов всесоюзного значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; организуется ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. автобусных туристских рейсов. Почти в 600 городах и населённых пунктах открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката туристского снаряжения. На предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, НИИ и учебных заведениях создано около 60 тыс. туристских секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного Т., включенными (с 1949) в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Регулярно проводятся соревнования (в том числе и всесоюзные) по видам спортивного Т. При советах по Т. созданы маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба. Свыше 100 тыс. чел. (1975) имеют спортивные разряды и свыше 600— звание мастера спорта СССР по Т. Нормативы спортивного Т. включены во Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».
В 1971—75 получила дальнейшее развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), работой которых руководит Центральный ДЭТС министерства просвещения СССР (основан в 1970). В 1975 было около 200 ДЭТС, свыше 300 детских туристских баз при них; на базах отдыхало около 1 млн., в экскурсиях участвовало около 8 млн., в самодеятельных походах — свыше 8 млн. школьников.
С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и развития культурно-экономических контактов между странами резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100 городах страны, «Спутник» имеет 19 международных молодёжных лагерей. Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными туристскими организациями. Число иностранных туристов в СССР возросло с 2 млн. чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10 ведущих туристских фирм мира, «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная туристская организация.
По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов СССР занимает 1-е место в мире. В стране насчитывается свыше 450 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 500 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер, например транссоюзный железнодорожный круиз: Владивосток — города Сибири — Москва — Ленинград — Рига — Таллин — Вильнюс — Киев — Крым — Кавказ — через Каспийское море (паромом) — столицы республик Средней Азии — Владивосток (путешествие длится 30 дней); авиационный: Москва — Хабаровск — Владивосток — Путятин — Камчатка (Долина гейзеров — вулкан Гремучий — Петропавловск) — Москва; речной: на плотах по р. Белой (Урал); морской: Мурманск — Северный Ледовитый океан — Дудинка (Норильск) — Мурманск; конный — по горному Алтаю.
Туристское движение в СССР развивается в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа, носит ярко выраженный социальный характер. Только из фондов государственного социального страхования ежегодно выделяется свыше 1 млрд. руб. на приобретение льготных путёвок и различные дотации учреждениям Т., отдыха, санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели расходуются значительные суммы из общественных фондов предприятий и совхозов. Для путешествия по путёвкам профсоюзных, молодёжных и детских туристских организаций существуют льготные транспортные тарифы. Социальная структура туристского потока (70-е гг.): рабочие промышленных предприятий и служащие — 33%, инженерно-технические работники и творческая интеллигенция — 28%, студенты и учащиеся — 18%, рабочие совхозов, колхозники — 9%, пенсионеры — 4%, прочее — 8%.
В 1975 75—80 млн. чел. (оценка) участвовали в длительных и кратковременных самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места организованного отдыха, в пригородные зоны, в другие города с оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и другими целями.
По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его проведения, население расходует в год 13—14 млрд. руб. (1975, оценка), или около 5,5% ко всему фонду потребления товаров и услуг. По показателю затрат Т. занимает одно из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг.
Научные исследования в области Т. ведут институт географии АН СССР, Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии министерства здравоохранения СССР, Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров СССР, специальный факультет в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС.
Издаются: ежемесячный иллюстрированный журнал «Турист» (ВЦСПС), регулярно — проспекты «Туристские маршруты» (ЦСТЭ ВЦСПС), для зарубежных туристов — иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» (на русском, английском, французском и немецком языках, издательства Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР). Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету «Московские новости» (на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. издательство «Физкультура и спорт» и Профиздат ежегодно выпускают серии книг и брошюр по вопросам Т., рассчитанные на массового читателя.
В. М. Кривошеев, Б. Г. Фадеев.
Международный туризм(М. т.). Получил развитие в середине 19 в., со 2-й половины 20 в. приобрёл массовый характер. М. т. развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует подъёмом или спадом темпов роста не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах (если они занимают место, оказывающее влияние на мировой рынок туристских услуг). Этим объясняется неравномерность развития М. т. в различные годы. Рост количества туристов в мире в 1950—75 представлен в табл. 1. (Под количеством туристов в международной статистике понимается количество зарегистрированных прибытий туристов в ту или иную страну, но, поскольку за одну поездку некоторые туристы посещают несколько стран, фактическое число их несколько меньше.)
Таблица 1.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Количество туристов, млн. чел.| 1950| 1960| 1965| 1970| 1975|
| Прирост к предыдущему году, %|---------------------------------------------------------------------------|
| Индекс| 25,3 | 71,2 | 115,5| 169,0| 220,0|
|| — | 13,0 | 6,9| 9,7| 10,5|
|| 100 | 281 | 436 | 668 | 870|
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Характерной чертой современного М. т. является высокая концентрация его в Европе и Северной Америке. В табл. 2 характеризуются объёмы и доля М. т. в различных регионах в 1965—75.
Таблица 2.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Европа | 1965| 1970| 1975|
| Северная Америка|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Латинская Америка| млн.| доля | индекс | млн.| доля| индекс| млн.| доля| индекс |
| Африка| чел.| %|| чел. | % || чел.| % ||
| Азия|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Австралия | 87,6| 75,8| 100| 126,2| 74,7| 144| 158,5| 72,0| 181 |
| Океания| 19,4| 16,8| 100| 27,3 | 16,1| 141| 47,0| 31,4| 213 |
| Ближний Восток| 2,7| 2,3| 100| 5,1| 3,1| 189| 3,5 | 1,6| 318 |
| | 1,1| 1,0| 100| 2,3| 1,4| 209| 8,0 | 3,6| 381 |
| | 2,1| 1,8| 100| 5,3| 3,1| 252| 8,0 | 3,6| 381 |
| | 2,1| 1,8| 100| 5,3| 3,1| 252| 8,0 | 3,6| 381 |
| | 2,1| 1,8| 100| 5,3| 3,1| 252| 3,0 | 1,4| 115 |
| | 2,6| 2,3| 100| 2,8| 1,7| 108|| ||
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего в мире | 115,5 | 100 | 100| 169,0| 100| 146| 220| 100| 190 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почтиколичества иностранных туристов, и такую же долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие годы имели
чёткое направление с С. на Ю. В 60—70-е гг. из-за перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития материально-технической базы М. т. в др. странах средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация европейского туристского потока на Ю.-З. (Испания), Ю.-В. (НРБ, СРР, СФРЮ).
Значительно расширились международные туристские связи европейских социалистических стран; в 1975 их посетило 45 млн. чел., то есть 18% всего количества туристов в мире. М. т. в европейских социалистических странах развивается преимущественно в рамках социалистического содружества. В 70-е гг. значительно увеличились туристские потоки в социалистические страны из капиталистических государств, частично из развивающихся стран, а также выезды за рубеж туристов из социалистических стран. В социалистических странах наиболее развит М. т. в СФРЮ, НРБ, СРР и ЧССР.
Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на который в 1975 приходилось около 16% мирового потока туристов. В основном это так называемый взаимный Т. между США, Канадой и Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т. и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, большинство развивающихся стран не имеет необходимой материально-технической базы для М. т.
Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и политического значения как средства укрепления взаимопонимания между народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет и экономическое значение. Поступления от М. т. в иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от М. т. в 50—70-е гг. увеличивались с некоторым опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 3), что объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в капиталистических странах.
Таблица 3.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Объём поступлений, млрд. долл.|1950|1960|1965|1970|1975|
|Поступления к предыдущему году, прирост в %|----------------------------------------------------------------------------------|
|Индекс|2,1|6,8|11,0|17,9|31,1|
|||17,2|14,6|16,2|10,7|
||100|324|524|852|1481|
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Географическое распределение туристских потоков прямо сказывается и на распределении доходов от М. т., их росте (табл. 4). Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и продолжительности пребывания туристов в стране.
Таблица 4.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Европа| 1965 | 1970 | 1975 |
| Сев. Америка |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Лат. Америка| млрд.| доля,%| индекс| млрд.| доля,%| индекс| млрд.| доля, | индекс|
| Африка | долл.||| долл.||| долл.| %||
| Азия|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
| Австралия| 7,14| 64,7| 100| 10,85 | 74,7| 151| 18,00 | 57,9 | 252 |
| Океания | 2,07| 18,8| 100| 3,50| 16,1| 169| 6,00| 19,3 | 204 |
| Ближний Восток | 0,87| 7,9| 100| 1,7| 3,1| 195| 2,50| 8,0| 1136|
|| 0,22| 2,0| 100| 0,41| 1,4| 186| 4,00| 12,9 | 833 |
|| 0,48| 4,3| 100| 1,2| 3,1| 250| 4,00| 12,9 | 833 |
|| 0,48| 4,3| 100| 1,2| 3,1| 250| 4,00| 12,9 | 833 |
|| 0,48| 4,3| 100| 1,2| 3,1| 250| 0,60| 1,9| 240 |
|| 0,25| 2,3| 100| 0,28| 1,7| 112| |||
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего в мире| 11,03 | 100| 100| 17,89 | 100| 162| 31,10 | 100 | 282 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Развитие М. т. связано с решением ряда технических, организационных и научных проблем, многие из которых носят общий характер для всех или большинства стран: развитие материально-технической базы, районирование страны для туристских нужд, выявление новых перспективных районов и центров М. т., расширение туристского сезона (поскольку свыше 50% годичного количества туристов приходится на июнь — август).
М. А. Ананьев.
Туризм как отрасль экономики.Т. — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция Т.— это комплексная услуга (так называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние оказывают вид Т., способ передвижения, продолжительность и способ организации путешествия. В СССР, например, структура познавательного тура (1975, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт — 30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и др.— 13%.
Различия в целях путешествий и способах их организации привели к появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов Т., способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и др. особенности клиентуры.
Материально-техническая база Т. с экономической точки зрения представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное население и туристов, ставших временными жителями данной местности). Существуют также предприятия и учреждения, которые обеспечивают функционирование первичных и вторичных туристских предприятий — производственные, ремонтные, снабженческие и др.; учебные заведения, готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, гидов, переводчиков; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и т.п. организации. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как правило, принадлежат (либо арендуются) туристским организациям, 2-го — преимущественно др. отраслям сферы обслуживания и материального производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через вторичные предприятия Т. активно влияет на местную экономику: средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый доход, так как никакого материального вознаграждения туристы не получают.
Доля участия первичных и вторичных предприятии в оказании туристам услуг меняется в зависимости от развитости материально-технической базы Т., продолжительности путешествия, вида Т., времени года и ряда др. причин. Например, в познавательном Т. обычно велика доля экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в лечебно-оздоровительном — междугородного транспорта и здравоохранения; зимой — предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т.д. В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20—30%, в некоторых случаях это соотношение может быть обратным (круизные путешествия).
В силу экономико-технологической особенности туристской услуги Т. практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или хотя бы большую часть его материально-технической базы. На этом основана другая точка зрения; Т. лишь рынок сбыта услуг и товаров др. отраслей.
Т. — сфера приложения труда значительной части экономически активного населения во всех развитых странах. В США, например, количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5,6% всех лиц наёмного труда, во Франции — 4,3% самодеятельного населения, в Великобритании — свыше 4%, в СССР — около 4% всех занятых в народном хозяйстве (1975, оценка). В экономике многих стран отрасль Т. занимает одно из ведущих мест. Во Франции, например, Т. опередил по доходам автомобильную промышленность и вышел на 1-е место среди отраслей материального производства и сферы обслуживания (1975). В некоторых районах Т. является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие производительных сил, вовлекая в хозяйственный оборот такие природные тела или их свойства, которые не могут быть основой деятельности ни для какой другой отрасли экономики,— горный воздух, снежный покров, теплое море, солнечная радиация, эстетические особенности ландшафта. Вместе с тем некоторые ресурсы, находящиеся в хозяйственной эксплуатации (леса, луга, реки и др.), также могут быть использованы для целей Т.
Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) устремляются именно в такие районы, в которых производительные силы развиты относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим воздействиям. При этом Т. по сравнению с другими отраслями народного хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства в экономическом освоении территорий, Т. способствует охране природы и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного хозяйства. Отрицательное влияние Т. на природу фиксируется в тех случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы территорий, подлежащих охране как объекты Т. в будущем, организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом. Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии — рекреационной географии.
Некоторые виды Т. — познавательный, деловой (путешествующие с этими целями составляют значительную часть от общего потока туристов), имея тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах Т. может оказаться даже ведущей отраслью экономики.
Т. характеризуется системой показателей которые в различных странах варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей: а) характеризующие развитость материально-технической базы Т. — количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности); 6) объём обслуживания — количествотуристов, посетивших конкретную местность, город, страну; в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, стране; г) объём туристских услуг — суммарные денежные поступления от туристов, поступленияв расчёте на душу населения; д) данные, показывающие место Т. в системе отраслей экономики, — количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех поступлений от населения (суммы продаж).
Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным Т., выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным Т.), доля поступлений от иностранного Т. в платёжном балансе страны и др.
В странах, находящихся на низкой ступени развития производит, сил (например, некоторые страны Азии, Африки), Т. практически отсутствует. Попытки некоторых развивающихся стран создать собственную материальную базу для иностранного Т. вынудили привлекать иностранный капитал.
Экономическое значение Т. обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений — министерства, комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь государственную политику в области Т., содействуют его развитию, ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, подготовку кадров. Политика капиталистических государств в области Т. сводится в основном к развитию национального Т. с целью сокращения пассивного Т. и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного Т.
В СССР государственную политику в области внутреннего Т. проводит ВЦСПС, иностранного Т. — Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР. Основные задачи Т. вытекают из его оздоровительного, культурно-познавательного и политико-воспитательного значения. Туристские организации освобождены государством от каких-либо налогов, в том числе и подоходных. Из государственного и профсоюзного бюджетов, фондов предприятий направляются значительные суммы на развитие материально-технической базы, приобретение населением льготных путёвок, дотации туристским организациям и пр.
Лит.:Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; Теоретические основы рекреационной географии, М., 1975; Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма, М., 1975; Гезгала Я., Туризм в народном хозяйстве пер. с польск., М., 1974; География и туризм в сборнике; Вопросы географии, М., 1973, сб. 93; Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1—2, М., 1975; Рекреационная география. Сб., М., 1976; Rogalewski O., Zagospodarowanie turystyczne, Warsz., 1964; География на туризма, София, 1973; Current problems of recreation geography, Moscow, 1976.
В. М. Кривошеев.

  1. туризмтермин относящийся к туризму...Аббревиатуры
  2. туризмРазнообразные по формам содержанию и длительности путешествия совершаемые в свободное от основной деятельности время. По используемым средствам различают Т. пеший водный ...Адаптивная физическая культура
  3. туризмэто временные выезды путешествия граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных пр...Административно-процессуальное право
  4. туризмвременные выезды путешествия граждан РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных профессиональноделовых с...Административное право. Словарь-справочник
  5. туризмм. turismo escursionismo m местный Итальянорусский словарь. Синонимы авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий м...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. туризмм вид спортаem Touristik f путешествияem Fremdenverkehr m Синонимы авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. туризмтуризм м . вид спорта Touristik t u ] f . путешествия Fremdenverkehr m Синонимы авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. туризмм.turismo m...Большой русско-испанский словарь
  9. туризмm Touristik f...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  10. туризмсущ. муж. рода только ед. ч.туризм уem...Большой русско-украинский словарь
  11. туризмм. tourisme m camping kpi m горный туризм tourisme en montagne alpinisme m...Большой русско-французский словарь
  12. туризмпутешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Осуществляется как правило туристскими организациями по туристским маршрутам....Большой толковый социологический словарь II
  13. туризмм.tourisme m camping mгорный туризм tourisme en montagne alpinisme m авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. туризмфранц. tourisme от tour прогулка поездка путешествиепоездка поход в свободное время один из видов активного отдыха.Распространен в большинстве стран мира. Осуществляетс...Большой энциклопедический словарь II
  15. туризмТУРИЗМ франц. tourisme от tour прогулка поездка путешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осущ...Большой Энциклопедический словарь V
  16. туризмфр.u tourisme временные выезды путешествия граждан РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных профессио...Большой юридический словарь
  17. туризмТУРИЗМ фр. tourisme временные выезды путешествия граждан РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных про...Большой юридический словарь II
  18. туризму ч.i Подорож як здйснюються за певними маршрутами по свой кран або за кордоном у ряд випадкв мають елементи спорту. Тимчасовий визд людини з мсця постйного проживання в ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  19. туризмот франц. tour прогулка поездка в ВС РФ массовый вид активного отдыха туристич. походы поездки путешествия экскурсии военнослужащих членов их семей гражд. персонала важ...Военный энциклопедический словарь
  20. туризмДля современного среднестатистического японца поездки и путешествия стали органической составляющей его образа жизни. На отдых и развлечения среди которых немалую долю за...Вся Япония
  21. туризмтуризм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  22. туризмфранцузское tourisme от tour прогулка поездка путешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осущест...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. туризмТУРИЗМ а м. tourisme m. Один из видов активного отдыха представляющий собой путешествия совершаемые с познавательной целью с целью закалки организма и т. пem. Лыжный тури...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. туризмтуризм....Киргизско-русский словарь
  25. туризмтуризм туристический пода туризм пеший туризм...Коми (зырянский)-русский словарь
  26. туризмТуризм periegesis is f turismus res periegetica periegesis is eos Gr...Латинский словарь
  27. туризма м.em Путешествия специально организованные совершаемые для отдыха и с познавательными целями иногда с элементами спорта.Водный туризм.em Средневековые костюмы маски уз...Малый академический словарь
  28. туризмэто временные путешествия граждан с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных профессиональноделовых спортивных религиозных и иных целях без занятия о...Маркетинг услуг
  29. туризмвид активного отдыха связанный с путешествиями одно из средств физической культуры. Туристские маршруты спортивного характера имеют различные категории сложности в зависи...Медицинская энциклопедия
  30. туризмвременные выезды путешествия граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных профес...Менеджмент и маркетинг в туризме
  31. туризмкорень ТУР суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТУРИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТУР ИЗМ Слово Туризм содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  32. туризмНачальная форма Туризм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. туризмtourism путешествия для развлечения по своей стране или в др. страны восходят к большим путешествиям по Европе вв. совершаемым богатыми семьями. Т. стал важной отраслью ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  34. туризмтуризм м. Путешествия как вид активного отдыха преследующего познавательную спортивную и т.п. цели....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. туризмтуризм туризм а...Орфографический словарь
  36. туризмu м авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм поездка поход путешествие секстуризм спелеология спелео...Орфографический словарь русского языка
  37. туризмтуризм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  38. туризмтуризмму м.em на м...Орфоепічний словник української мови
  39. туризмтуризм му м. на м....Орфоэпический словарь украинского языка
  40. туризмтуризм....Осетинско-русский словарь
  41. туризм.туризм временные выезды путешествия граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства далее лица с постоянного места жительства в лечебнооздоровит...Официальная терминология
  42. туризмтуризм туризмы туризма туризмов туризму туризмам туризм туризмы туризмом туризмами туризме туризмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. туризмОрфографическая запись слова туризм Ударение в слове туризм Деление слова на слоги перенос слова туризм Фонетическая транскрипция слова туризм [тризм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  44. туризмТуризм му мов...Правописний словник Голоскевича
  45. туризмфранц. tourisme OTtour прогулка поездка. детский и юношеский вид активного отдыха способствующий изучению родной страны физич. закаливанию восстановлению сил учащихся одн...Российская педагогическая энциклопедия
  46. туризмтуризм аСинонимы авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм поездка поход путешествие секстуризм спеле...Русский орфографический словарь
  47. туризмМ мн. нет turizm syaht....Русско-азербайджанский словарь
  48. туризмтуризм м.itourism пешеходныйi hiking горный туризм mountaineering trekking водный туризм boating морскойi cruising...Русско-английский словарь
  49. туризмтуризм м. tourism touring outdoor pursuits вид спорта walking hiking горный туризм mountain walking....Русско-английский словарь II
  50. туризмtourism...Русско-английский словарь политической терминологии
  51. туризмtourism tourist trade статья в платежном балансе travel account...Русско-английский экономический словарь
  52. туризмN...Русско-армянский словарь
  53. туризмТурызм...Русско-белорусский словарь
  54. туризмтурызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  55. туризмТуриuзъм м...Русско-болгарский словарь
  56. туризмtermszetjrs авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм поездка поход путешествие секстуризм спелеологи...Русско-венгерский словарь
  57. туризмтуризм м о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  58. туризмтури Синонимы авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм поездка поход путешествие секстуризм спелео...Русско-ивритский словарь
  59. туризмturismo...Русско-итальянский экономический словарь
  60. туризмattivit turistiche...Русско-итальянский юридический словарь
  61. туризмтуризм белгл бр маршрута жасалатын саяхат горный туризм тау туризм...Русско-казахский словарь
  62. туризмсаяхатшылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  63. туризмтуризм...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  64. туризмм. туризм знч билим алуу же спорттук максат менен жргзлгн саякат горный туризм тоо туризми....Русско-киргизский словарь
  65. туризмlxng отрасльem lyuyэкскурсионный туризм горный туризм авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм п...Русско-китайский словарь
  66. туризмtrisms...Русско-латышский словарь
  67. туризмЖуулчлал жуулчлалын...Русско-монгольский словарь
  68. туризмм. Tourismus m международный туризм internationaler Tourismus вид спорта Touristik f Wandersport m пешеходный Bergsteigen n горный....Русско-немецкий словарь
  69. туризмReiseverkehr Tourismus Touristik...Русско-немецкий экономический словарь
  70. туризмToerisme...Русско-нидерландский словарь
  71. туризмтуризмм иностранный спорт. горный ....Русско-новогреческий словарь
  72. туризмturisme авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм поездка поход путешествие секстуризм спелеология сп...Русско-норвежский словарь
  73. туризмturystyka...Русско-польский словарь
  74. туризммturismo m авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий мототуризм поездка поход путешествие секстуризм спелеология...Русско-португальский словарь
  75. туризмТуризмusafiri wa kutalii ед.em utalii ед....Русско-суахили словарь
  76. туризмтуризм саат аонгард...Русско-таджикский словарь
  77. туризмturizm групповой туризм grup turizmiмеждународный туризм d turizm авиатуризм автомототуризм автотуризм агротуризм загрантуризм индустрия отдыха индустрия путешествий м...Русско-турецкий словарь
  78. туризмmemmatkailu retkeily турист туристический...Русско-финский словарь
  79. туризмм tourisme внутренний туризмгрупповой туризмделовой туризминостранный туризминдивидуальный туризммеждународный туризммолодежный туризмнеорганизованный туризморганизованны...Русско-французский экономический словарь
  80. туризмtramping turismus turistika...Русско-чешский словарь
  81. туризмсущ.муж.туризм пллхе устерме сывлйха ирплетме ул сурени заниматься туризмом туризма хутшн...Русско-чувашский словарь
  82. туризмkamping.strong campingturism.strong turism...Русско-шведский словарь
  83. туризм.strong huvireisimine.strong matkamine turism...Русско-эстонский словарь
  84. туризмТуризм Знаниеstrong Истина Заблуждение Глупость Мудрость Образование Ошибка Путешествие Ум Учение Путешествие Странствие Туризм strong Когда путешествуешь главн...Сводная энциклопедия афоризмов
  85. туризмфранцузское tourisme от tour прогулка поездка путешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Т. наиболее эффективное средство удовлетворен...Словарь бизнес терминов
  86. туризмтуризм фр.em tourisme tour прогулка поездка путешествия в настоящее время обычно специально организованные и не индивидуальные по своей стране или в другие страны междуна...Словарь иностранных слов русского языка
  87. туризмтуризм поездка индустрия путешествий отдыха эгейщина путешествие поход Словарь русских синонимов. туризм сущ. колво синонимов авиатуризм автомототуризм автотуризм ...Словарь синонимов II
  88. туризмтуризм поездка индустрия путешествий отдыха эгейщина путешествие поход...Словарь синонимов
  89. туризмпутешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Осуществляется как правило туристскими организациями по туристским маршрутам....Словарь терминов по социальной статистике
  90. туризмвременные выезды путешествия граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства далее граждане с постоянного места жительства в оздоровительных позна...Словарь юридических понятий
  91. туризмТУРИЗМ фр. tourisme временные выезды путешествия граждан РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных про...Словарь юридических терминов
  92. туризмtourism lt англ. tour подорож з фр. tour прогулянка. Всупереч твердженням укладачв втчизняних словникв СС СИС СЭС та н. про французьке етимологчне джерело запозичення сло...Словник англіцизмів
  93. туризмтуризм ч. фр. вд обхд обзд подорож як здйснюються за певними маршрутами по свой кран або за кордоном поднуючи вдпочинок з пзнавальною метою у ряд випадкв мають елементи с...Словник іншомовних слів
  94. туризмтуризм франц. tourisme вд tour обхд обзд одна з форм активного вдпочинку й виховання подорож за певним маршрутом з метою пзнання Батьквщини або нших кран....Словник іншомовних слів Мельничука
  95. туризмвд фр. tourisme прогулянка подорож мандрування подорож тощо у вльний час один з видв активного вдпочинку який поднуться з елементами спорту напр. велосипедний або з пзна...Словник іншомовних соціокультурних термінів
  96. тури́змТУРИЗМ у ч. Подорож як здйснюються за певними маршрутами по свой кран або за кордоном поднують вдпочинок з пзнавальною метою у ряд випадкв мають елементи спорту. Туризм ...Словник української мови в 11 томах
  97. туризмТУРИЗМ у ч.Подорож як здйснюються за певними маршрутами по свой кран або за кордоном поднують вдпочинок з пзнавальною метою у ряд випадкв мають елементи спорту.Туризм од...Словник української мови у 20 томах
  98. туризмТУРИЗМ французское tourisme от tour прогулка поездка путешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. ...Современная энциклопедия
  99. туризмТУРИЗМ франц . tourisme от tour прогулка поездка путешествие поездка поход в свободное время один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осущ...Современный энциклопедический словарь
  100. туризмтуризм [фр. tourisme lt tour прогулка поездка] путешествия в настоящее время обычно специально организованные и не индивидуальные по своей стране или в другие страны меж...Толковый словарь иностранных слов
  101. туризмТУРИЗМ ал. . Вид спорта групповые походы имеющие цельюфизическую закалку организма. Горный т. Водный т. Лыжный т. Заниматьсятуризмом. . Вид путешествий совершаемых для о...Толковый словарь Ожегова
  102. туризмТУРИЗМ туризма мн. нет м. фр. tourisme от tour прогулка. Вид спорта путешествия в крых развлечение и отдых соединяются с образовательными целями. Горный туризм. Водный ...Толковый словарь русского языка II
  103. туризмтуризм туризм ам. Вид спорта групповые походы имеющие целью физическую закалку организма. Горный т. Водный т. Лыжный т. Заниматься ом. Вид путешествий совершаемых для отд...Толковый словарь русского языка II
  104. туризмТУРИЗМ ал. . Вид спорта групповые походы имеющие целью физическую закалку организма. Горный туризм Водный туризм Лыжный туризм Заниматься туризмом. . Вид путешествий сов...Толковый словарь русского языка
  105. туризму ч. Подорож як здйснюються за певними маршрутами по свой кран або за кордоном у ряд випадкв мають елементи спорту. Тимчасовий визд людини з мсця постйного проживання в ...Толковый словарь украинского языка
  106. туризмУдарение в слове туризмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове туризм...Ударение и правописание
  107. туризмTourism пшохднийem hikingводний туризм boatingгрський туризм mountaineeringдловий туризм business tourism...Українсько-англійський словник
  108. туризм...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  109. туризмTurisme...Українсько-датський словник
  110. туризмReiseliv turisme turistnring...Українсько-норвезький словник
  111. туризм[turyzm]...Українсько-польський словник
  112. туризму m turystyka...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  113. туризмTurism...Українсько-шведський словник
  114. туризмRzeczownik туризм m turystyka f...Универсальный русско-польский словарь
  115. туризмФорма активного вдпочинку поза мсцем постйного проживання з пзнавальними цлями мстить елементи спорту....Універсальний словник-енциклопедія
  116. туризмтуризм туризмы туризма туризмов туризму туризмам туризм туризмы туризмом туризмами туризме туризмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синони...Формы слова
  117. туризмТУРИЗМ путешествие по определенному маршруту с целью отдыха и знакомства с новыми интересными регионами и объектами или со спортивными целями. Туристы преодолевают горную...Экологический словарь
  118. туризмлюбое однодневное многодневное дальнее близкое путешествие с целью отдыха и знакомства с новыми интересными регионами и объектами. Туризм может быть спортивным культурным...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  119. туризмфр. tourisme временные выезды путешествия граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познават...Экономика и право
  120. туризмТур Труизм Тимур Ритм Рим Мур Мирт Мир Итр Изм Узи Тим Тир Тризм Туз Туризм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  121. туризмфр. tourisme временные выезды путешествия граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познава...Энциклопедический словарь экономики и права