Большая Советская энциклопедия II

СТОПА (В СТИХОСЛОЖЕНИИ)

Стопа,1) в стихосложении ‒ повторяющееся сочетание метрически сильного места, илиикта,и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающихметром,т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест; такое чередование лежит в основе метрического (квантитативного) и силлабо-тонического стихосложения; в них и употребляется понятие С. При этом вметрическом стихосложенииС. в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (так, С.гекзаметраможет иметь вид ‒ È È или ‒‒), а в силлабо-тоническом стихосложении равны по числу слогов, но могут быть не одинаковы по числу и расположению ударений (так, С.ямба может иметь вид , ═или ‒ ‒). Т. о., понятие С. в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении по сути дела имеет различное содержание.

2) В музыке ‒ специализированное понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта (музыкальная С.). Стопная характеристика давалась средневековым ритмическим модусам, ритмическим фигурам мензуральной системы и ритмическим рисункам тактовой системы (см.Метр,Ритм,Такт).Длительную традицию в музыке (до 20 в.) имеет квантитативное понимание С. Новое квалитативное её понимание (19‒20 вв.) опирается на основные стопные формы силлабо-тонического стиха:ямб,хорей,дактиль,амфибрахий,анапест,пеоны.


═ Лит.:Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, М., 1967; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach auf GnindlagederAntiken, Lpz., 1880. см. также лит. при ст.Стихосложение.

═ М. Л. Гаспаров, В. Н. Холопова.