Большая Советская энциклопедия II

ПОРТРЕТ

(франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать)

изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П. — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра П. — мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в П. — результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью П. часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения. Обычно П. изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип П., изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический П.) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в П. современника, так и в историческом П., объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология П. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают П. станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (Анфас),в профиль и т.п.В разные эпохи получают распространение П. на медалях и монетах (Медальерное искусство), на геммах (Глиптика),портретная Миниатюра. По числу персонажей П. делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфическим типом П. является автопортрет. Границы жанра П. очень подвижны, и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы П.-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и др. людьми (последнее — групповой П.-картина), и П.-тип — собирательный образ, структурно близкий П. В сочетании П. с бытовым или историческим жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. П. может раскрывать высокие духовно-нравственные качества человека. Вместе с тем П. доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический П.). В целом П., наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способен глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.
Зарождение П. относится к глубокой древности. Первые значительные образцы П. встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение П. было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость «дублирования» модели (П. как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Со временем содержание древнеегипетский П. углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, 14 в. до н. э.). В Древней Греции в эпоху классики (См. Классика) создаются обобщённые, идеализированные скульптурные П. поэтов, философов, общественных деятелей. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий П. всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период Эллинизма (конец 4—1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета античной скульптуры П. достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского П. связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского П. — чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному П. В своих лучших образцах древнеримский П. отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили П. на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные П. Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют Фаюмские портреты (Египет, 1—4 вв.). Во многом связанные с традициями древневосточного П., с религиозно-магическими представлениями фаюмские П. вместе с тем создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.
Полная острых противоречий, многоликая европейская средневековая культура с присущей ей постоянной борьбой спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций наложила на развитие П. особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, сравнительно редко обращался к П., личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. Средневековый П. во многих случаях представляет собой неотъемлемую часть церковного архитектурно-художественного ансамбля; его моделями являются преимущественно знатные лица — правители, члены их семей, приближённые, Донаторы. Средневековый П. во многих своих образцах имперсонален, в то же время некоторым готическим скульптурам, фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей Западной и Восточной Европы присущи духовная характерность, ясная физиономическая определённость. Чертами конкретных людей средневековый художник часто наделяет изображения святых. Большой конкретностью отличается средневековый китайский П. (особенно периода Сун, 10—13 вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских П., часто выявляя в моделях черты интеллектуализма. Психологически заострены некоторые П. средневековых японских живописцев и скульпторов. Высокие образцы портретной миниатюры были созданы в эпоху феодализма мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.
Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического П. происходит в эпоху Возрождения (См. Возрождение),с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии. Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя «мерой всех вещей», требовал совершенно новой структуры П. Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди др. персонажей художник нередко изображает себя. Все эти особенности ренессансного П. отчасти наметились уже в П.Треченто (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в 15 в. (монументальная и станковая живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и Верроккьо, станковая скульптура Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Бенедетто да Майано, медали А. Пизанелло). Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Высочайшие достижения в П. эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен — т. н. флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров 15—16 вв. При известной стилистической общности с П. итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если портретисты итальянского Возрождения часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включенная в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты тонкие по характеристике, изящные по исполнению живописные, графические и скульптурные П. французских мастеров Возрождения (Ж. Фукс, Ж. и Ф. Клуэ, Корнсль де Лион, П. Бонтан, Ж. Пилон). В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового П. Иератически застывшие портретные группы средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значительные образцы группового и парного П. в станковой живописи. В различных видах развивается тип исторического П. В искусстве Маньеризма (16 в.) П. утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй П. Им присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно П. итальянских мастеров Понтормо, Бронзино, испанского живописца Эль Греко.
Коренные общественные, идеологические и научные сдвиги в жизни западноевропейских стран в конце 16 — начале 17 вв. повлияли на сложение новых форм П. Его специфика теперь определяется изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Кризис гармонически ясных взглядов на действительность сопровождается усложнением внутреннего мира человека, его взаимосвязей с миром внешним, а вместе с тем и непреодолимым стремлением к более глубокому, гибкому и многогранному самопознанию, к широкому постижению реальности. Всё это способствует поискам в П. большей адекватности истинному облику модели, раскрытию её многосложного характера. Ключевые позиции в П. с начала 17 в. безраздельно переходят к станковой живописи. Его вершины определяются творчеством крупнейших мастеров 17 в., значение которых выходит далеко за пределы эпохи. Огромным завоеванием П. 17 в. является его глубокая демократизация, получившая наиболее полное выражение в Голландии. Образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные возрастные группы выступают во многих жизненно правдивых П. работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравственной красоты, в острореалистическом П. кисти Ф. Халса, ярко раскрывающих изменчивую подвижность души модели. Характерное для голландских портретистов небывало широкое обращение к групповому П. связано с усилением буржуазно-демократических начал в жизни страны. Различные грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких, воплощающих действительность в её многогранности и противоречивости портретных работах испанца Д. Веласкеса. Халс и Веласкес создают П.-типы людей из народа, раскрывающие внутреннее достоинство, богатство и сложность их душевного мира. Большой правдивостью проникнуты П. придворной и церковной знати в творчестве Веласкеса, итальянского скульптора Л. Бернини. Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца 17 в. П. П. Рубенса, повлиявшего и на сложение проникновенно-лирического интимного П. Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по мастерству работы П. фламандца А. ван Дейка. Возросшая в 17 в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен). Реалистические тенденции искусства 17 в. проявились также в портретном творчестве В. Гисланди в Италии, Ф. Сурбарана в Испании, С. Купера и Дж. Райли в Англии, Ф. де Шампеня, М. Ленена и Р. Нантёля во Франции. Существенное обновление идейно-содержательной структуры П. в 17 в. сопровождалось эволюцией его выразительных средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность. Движение оказывается в основе композиции многих П. 17 в.; при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Решительно активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового П. Ясно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой П.-картину. В П. 17 в. отразились и негативные тенденции искусства той эпохи. Во многих парадных П. мастеров этой эпохи реалистическое образное начало с трудом прорывается сквозь известную условность форм, свойственную искусству Барокко. Ряд же П. несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (произведения французского живописца П. Миньяра и скульптора А. Куазевокса, английского живописца П. Лели).
Уже во 2-й половине 17 в. многие достижения реалистического П. предаются забвению. Не только аристократ, но и всё более ощущающий себя хозяином жизни буржуа требуют от П. безоговорочной лести. В голландских П. на смену жизненной правдивости Рембрандта приходят приторная сентиментальность, холодная театральность и условная репрезентативность. Придворно-аристократический П. особенно расцветает во Франции. В 18 в. официальное искусство являет многочисленные образцы парадного, ложноидеализирующего, часто «мифологизированного» П. (Ж. Натье, Ф. Г. Друэ), в котором первостепенная роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно в искусстве 18 в. возникает и утверждается новый реалистический П., во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения (См. Просвещение). Во Франции он представлен остроаналитическими образами живописца М. К. Латура, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, утончённо-интеллектуальными поздними работами А. Ватто, редкими по жизненной простоте и искренности «жанровыми» портретами кисти Ж. Б. С. Шардена, полными лиризма и теплоты пастелями Ж. Б. Перронно, виртуозными по исполнению жизненно правдивыми портретами работы О. Фрагонара; в Великобритании — остросоциальными, демократическими портретными произведениями У. Хогарта. Особенно полно и глубоко свежие реалистические тенденции проявляются в П. 2-й половине 18 — начале 19 вв., когда выступают такие блестящие мастера, как Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо в Великобритании, Дж. Стюарт в США. Созданные этими живописцами интимные и парадные П. отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей.
В России усиленный интерес к П. проявляется в 17 в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает Парсуна. В 18 в. происходит интенсивное развитие светского русского П. (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового П. (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптурные работы Ф. И. Шубина, гравюры Е. П. Чемесова).
Решению новых задач в жанре П. во многом способствовала Великая французская революция. Её событиями непосредственно навеян ряд история, картин портретного характера Ж. Л. Давида, отмеченных чертами Классицизма. В созданной Давидом на рубеже 18—19 вв. обширной галерее заострённых по социальной характеристике П. представителей различных кругов общества ярко и правдиво выявлены многие существенные аспекты эпохи. Революционно-освободительные идеи нашли отражение в острореалистических П., исполненных испанцем Ф. Гойей и положивших начало критической линии в жанре П. Страстно-эмоциональные интимные П. и автопортреты Гойи в основе своей романтичны. Тенденции Романтизма получают развитие в 1-й половине 19 в. в портретном творчестве живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа, скульптора Ф. Рюда во Франции, живописцев О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, О. Рунге в Германии. Наряду с ними развиваются, наполняясь новым жизненным содержанием, портретные традиции классицизма (во Франции живописец Ж. О. Д. Энгр). С именем француза О. Домье связано возникновение в 19 в. первых значительных образцов сатирического П. в графике и скульптуре.
Проблема социальной характеристики, последовательное раскрытие этических достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному решаются в реалистическом П. середины и 2-й половины 19 в. Ещё больше расширяется географический диапазон П., возникает ряд его национальных школ, множество стилистических направлений, представленных различными творческими индивидуальностями (Г. Курбе во Франции; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншёлль в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии; Т. Эйкинс в США).
Большими достижениями в области П. отмечено во 2-й половине 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею П. выдающихся деятелей национальной культуры. В П. крестьян работы Перова, Крамского, Репина отражён глубокий интерес художников-демократов к представителю простого народа как к значительной, полной богатой внутренней жизни личности. Русские портретисты нередко обращаются к П.-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного П., широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова).
С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, который, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического П., недоступных фотоискусству.
В последней трети 19 в. во Франции к существенному обновлению идейно-художественной концепции П. приводят открытия мастеров Импрессионизма и близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена. В основе их портретного творчества — проникнутые глубоким гуманизмом образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В разной мере черты импрессионизма присущи П. работы шведа А. Цорна, немца М. Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сарджента, русского художника К. А. Коровина. Импрессионистическому П. по своим целям и образной структуре противоположно портретное творчество крупнейшего французского мастера последней трети 19 в. П. Сезанна, стремившегося выразить в монументальном и целостном художественном образе некие устойчивые свойства модели. В это же время создаются драматичные, нервно-напряжённые портретные произведения голландца В. ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека. Своеобразный отпечаток на художественный язык П. в конце 19 — начале 20 вв. накладывает стиль «Модерн», сообщая ему лаконичную заострённость, нередко придавая характеристике модели черты гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Франции, Э. Мунком в Норвегии и другими).
В предреволюционной России реализм получает новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических портретах, созданных В. А. Серовым, в духовно значительных, по-разному раскрывающих ценность творческой личности П. работы М. А. Врубеля, С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных П.-типах рабочих кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Коненкова, в воспевающих цельность народной натуры П.-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой. С др. стороны, наблюдается резкая деградация жанра в многочисленных образцах салонного П., портретных работах представителей различных «левых» группировок.
В 20 в. в жанре П. проявились особенно сложные и противоречивые тенденции искусства новой исторической эпохи, обостряющаяся борьба демократической и буржуазной культур. На почве Модернизма возникают произведения, лишённые самой специфики П., подчёркнуто уходящие от реального облика модели, сводящие её изображение к условной, отвлечённой схеме. В противовес им идут интенсивные поиски новых реалистических средств утверждения в П. духовной силы и красоты человека. Реалистические традиции П. по-разному продолжаются в графике К. Кольвиц в Германии, в живописи У. Орпена и О. Джона в Великобритании, в скульптуре А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо во Франции. В портретном творчестве крупнейших западноевропейских мастеров 20 в. (П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, А. Модильяни во Франции, Ж. Грос, О. Дикс, Э. Барлах в Германии, О. Кокошка в Австрии) сосуществуют, а порой и сталкиваются противоречивые идейно-художественные тенденции.
К середине 20 в. развитие П. становится всё более сложным, всё чаще характеризуется кризисными чертами. Утрата П. жизнеутверждающего начала сопровождается нарочитым искажением (деформацией) человеческого облика. В различных течениях модернизма практически исчезает образ человека. Однако прогрессивные зарубежные мастера (живописцы Р. Гуттузо в Италии, Х. Эрни в Швейцарии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, Сэйсон Маэда в Японии; скульпторы К. Дуниковский в Польше, В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии, Д. Дейвидсон и Дж. Эпстайн в США) творчески развивали и развивают традиции мирового реалистического П., обогащают их новыми художественными открытиями, создавая образы, полные жизненной правды и гуманистического пафоса. Позиции общественно активного, демократического в своей основе реализма занимают художники социалистических стран: Ф. Кремер в ГДР, К. Баба в Румынии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Д. Узунов в Болгарии и др.
Советский П. — качественно новая ступень в истории мирового портретного искусства, один из основных жанров советского изобразительного искусства, отмеченный всеми его характерными чертами. В советском П. наметилась устойчивая тенденция относительно равномерного его развития во всех основных видах изобразительного искусства. Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирическую графику и т.п. Советский П. многонационален; он впитал как традиции западноевропейского и русского реалистического П., так и достижения многих портретистов 19—20 вв., представляющих разные народы СССР. Основное содержание советского П. — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремлённость. Главным героем советского П. становится представитель народа. Возникают П.-типы и П.-картины, отражающие новые явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). Наряду с портретными образами советской интеллигенции, созданными такими мастерами, как живописцы Малютин, К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, С. М. Агаджанян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. Мууга, скульпторы Коненков, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева. Т. Залькалн, Л. Давыдова-Медене, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский, Э. Эйнманн, появляются жизненно правдивые П. рабочих, воинов Советской Армии (скульптура Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, Г. Г. Чубаряна, живопись А. А. Шовкуненко, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, графика Ф. Паулюк) и колхозников (живопись А. А. Пластова, А. Гудайтиса, И. Н. Клычева). На новой идейно-художественной основе создаются групповые П. (произведения А. М. Герасимова, Корина, Д. Д. Жилинского). Новаторскими чертами отмечены исторические и, в частности, историко-революционные П. мастеров союзных республик («Лениниана». Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе). Развиваясь в русле единого идейно-художественного метода социалистического реализма, советский П. отличается многообразием творческих индивидуальностей его мастеров, богатством художественных манер и решений темы, смелыми поисками новых выразительных средств.
Лит.:Искусство портрета. [Сб. ст., под ред. А. Г. Габричевского], М., 1928; Античный портрет. [Сб. ст.], Л., 1929; Вальдгауер О. Ф., Этюды по истории античного портрета, ч. 1, П., 1921, ч. 2, М. — Л., 1938; его же, Римская портретная скульптура в Эрмитаже, П., 1923; Французские карандашные портреты XVI—XVII веков. [Альбом], Л., 1936; Алпатов М. В., Очерки по истории портрета, [М. — Л.], 1937; Лазарев В. Н., Портрет в европейском искусстве XVII века, М. — Л., 1937; Павлов В. В., Скульптурный портрет в древнем Египте, М. — Л., 1937; его же, Египетский портрет I—IV веков, М., 1967; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 1955; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, под ред. И. М. Шмидта, М., 1966; Волков-Ланнит Л., Искусство фотопортрета, [М., 1967]; Светлов И. Е., Советский скульптурный портрет, М., 1968; 3ингер Л. С., Советская портретная живопись, М., 1968; его же, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, [М., 1969]; Золотов Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Виппер Б. Р., Проблема сходства в портрете, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы, М., 1972; Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972), М., [1974]; Waetzoldt W., Die Kunst des Porträts, Lpz., 1908; Simmel G., Das Problem des Porträts, в его кн.: Zur Philosophic der Kunst, Potsdam, [1922]; Furst H., Portrait painting, L., [1927]; Riegl A., Das holländische Gruppenporträt, W., 1931; Fünfhundert Selbstporträts.(Plastik. Malerei. Graphik), W., 1936; Zeit und Bildnis, Bd 1—6, W., 1957: Richter G., The portraits of the Greeks, v. 1—3, L., 1965.
Л. С. Зингер.
В. П. Ефанов «На новой родине». 1937. Третьяковская галерея. Москва.
С. Д. Эрьзя. Женский портрет. Дерево. 1954. Третьяковская галерея. Москва.
А. М. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова. 1944. Третьяковская галерея. Москва.
Л. В. Кабачек. Портрет бригадира А. И. Перепёлкина. 1957—59. Русский музей. Ленинград.
Ф. А. Модоров. Портрет партизана Н. И. Шешко. 1943. Третьяковская галерея. Москва.
И. А. Серебряный. Портрет Д. Д. Шостаковича. 1964. Третьяковская галерея. Москва.
М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.
И. И. Бродский. Портрет А. М. Горького. 1937. Третьяковская галерея. Москва.
О. Кокошка. Автопортрет. 1917. Городской музей. Вупперталь.
Ж. Грос. Портрет М. Г. Нейсе. 1927. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
А. Модильяни. «Рене». 1917. Музей современного искусства. Сан-Паулу.
Э. Дега. Портрет отца — О. де Га и гитариста П. Пагана. 1869—72. Музей изящных искусств. Бостон.
Дж. Уистлер. Портрет матери. 1871. Музей импрессионизма. Париж.
Ж. О. Д. Энгр. Портрет Л. Ф. Бертена. 1832. Лувр. Париж.
Ж. Л. Давид. «Старик в чёрной шляпе». 1790-е гг. Рейксмюсеум. Амстердам.
Ф. О. Рунге. «Мы втроём» (автопортрет с невестой и братом). 1805. Картина на сохранилась.
Ж. Б. С. Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775. Лувр. Париж.
Ф. де Шампень. Портрет Арно д’Андильи. 1650. Лувр. Париж.
Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1616. Фрагмент. Музей Ф. Халса. Харлем.
Д. Веласкес. Портрет королевского шута Эль Примо. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид.
Сяраку. «Актер Итикава Эбизо в роли Такэмура Саданосин». Цветная гравюра на дереве. 1794.
Паоло Веронезе. «Семья Куччина, поклоняющаяся мадонне и святым». 1571. Картинная галерея. Дрезден. Фрагмент.
Л. Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1502—03. Собрание О. Рейнхарта. Винтертур.
Портрет мужчины из Фаюма. Восковая живопись. 2 в. н. э. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
«Сириянка». Мрамор. 2-я пол. 2 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград.
Круг Лисиппа. «Еврипид». Ок. 330 до н. э. Мраморная римская копия бронзового оригинала. Национальный музей. Неаполь.
Голова статуи зодчего Хемиуна. Известняк. 1-я пол. 3-го тыс. до н. э. Музей Пелицёйса. Хильдесхейм.
«Царский сын Рахотеп». Раскрашенный известняк с инкрустацией. Середина 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир.
«Император Клавдий в образе Юпитера». Мрамор. Середина 1 в. Ватиканские музеи. Рим.
«Врач». Миниатюра иранской школы Ага Реза. 17 в.
«Архиепископ Алексий», фрагмент фрески в церкви Успения в Волотове, близ Новгорода. Между 1363 и 1390.
Тициан. Портрет Ипполито Риминальди. Около 1548. Галерея Палатина. Флоренция.
Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея.
Дж. Бернини. Портрет Людовика XIV. Мрамор. 1665. Национальный музей Версаля и Трианонов.
К. П. Брюллов. «Графиня Ю. П. Самойлова с Дж. Пачини и арапчонком». 1832—34. Частное собрание. Вашингтон.
И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883. Русский музей. Ленинград.
О. Роден. Портрет В. Гюго. Бронза. 1897. Музей Родена. Париж.
В. А. Серов. Портрет К. С. Станиславского. Пастель. 1911. Третьяковская галерея. Москва.
П. Пикассо. Портрет Л. С. Бакста. Рисунок карандашом. 1922. Частное собрание. Франция.
В. С. Мешков. Портрет С. М. Будённого. 1927. Третьяковская галерея. Москва.
П. Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва.
Л. Е. Кербель. Портрет Ю. А. Гагарина. Бронза. 1962. Установлен на Аллее героев космоса в Москве.
Лукас Карнах Старший (мастерская). Портрет Маргариты Паникау. 1536. Картинная галерея. Дрезден.
И. Н. Никитин. Портрет Петра I. 1720-е гг. Русский музей, Ленинград.
Д. Г. Левицкий. Портрет воспитанниц Смольного института Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. 1773. Русский музей, Ленинград.
В. А. Тропинин. Портрет сына. Ок. 1818. Третьяковская галерея, Москва.
В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. Третьяковская галерея, Москва.
М. В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907. Музей Л. Н. Толстого. Москва.
Н. И. Альтам. Портрет А. А. Ахматовой. 1914. Русский музей, Ленинград.
П. П. Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. 1910. Третьяковская галерея, Москва.
М. В. Нестеров. Портрет И. П. Павлова. 1935. Третьяковская галерея. Москва.

  1. портретскульпт. и живопис. жанр антич. исква. Первые образцы П. относятся к эпохе Древнего царства в Египте III тыс. до н. э. т. н. резервные головы из Гизы возникшие в связи с...Античный мир. Словарь-справочник
  2. портретпортреuт м...Болгарско-русский словарь
  3. портретПОРТРЕТ франц. portrait от устаревшего portraire изображать изображение или описание напр. в литературе к.л. человека либо группы людей существующих или существовавших в...Большая советская энциклопедия
  4. портретм. ritratto m effigie f книжн. портрет во весь рост ritratto al naturale in piedi перен. profilo breve saggio di qd он она портрет своего отца il ritratto del pa...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. портретм Bild n Portrt n plem s Bildnis n ss живописныйem групповой портрет Gruppenbild n написать чейлибо портрет jm A malen portrtieren Синонимы автопортрет басма близнец в...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. портретпортрет м Bild n b Portrt t r E ] n pl s Bildnis n a ss живописный групповой портрет Gruppenbild n написать чейл. портрет jem. A malen portrtieren]Синонимы автопорт...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. портретпортретBildnisСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. портретпортретCharakterbildСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни да...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. портретживой портретСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни в...Большой русско-английский фразеологический словарь
  10. портретм.retrato mт во весь рост retrato de cuerpo enteroй портреuт retrato de medio cuerpoон живоuй портреuт своегоu отцаu разг.em es el vivo retrato de su padre...Большой русско-испанский словарь
  11. портретсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. портретм. portrait m портрет во весь рост portrait en pied поясной портрет portrait en buste он живой портрет своего отца cest tout le portrait de son pre...Большой русско-французский словарь
  13. портретПортрет тщи.strong Разг. Шутл.ирон.em Сигареты Лайка Друг. Балдаев ББИ Мильяненков . Портрет участкового.strong Жарг. угол. мол. Шутл.ирон.em Сигареты Друг. Балдаев ...Большой словарь русских поговорок
  14. портретмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  15. портретЕсли во сне вы разглядывали портрет какойто прекрасной особы не забывайте о том что земные радости как правило чреваты переживаниями. Вообще сны о портретах повергают в м...Большой универсальный сонник
  16. портретм.portrait mпортрет во весь рост portrait en piedпоясной портрет portrait en busteон живой портрет своего отца cest tout le portrait de son pre автопортрет басма близн...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. портретфранц. portrait изображение или описание человека или группылюдей в изобразительном искусстве один из жанров и отдельноепроизведение в котором воссоздается облик какойли...Большой энциклопедический словарь II
  18. портретПОРТРЕТ франц. portrait изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров и отдельное произведение в котором воссоздается обл...Большой Энциклопедический словарь V
  19. портрета ч.i Мальоване скульптурне або фотографчне зображення обличчя людини або групи людей. Вдповдний жанр образотворчого мистецтва. розм. Про людину або зображення що дуже ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  20. портретпортрет а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  21. портретфранцузское portrait изображение образ какоголибо человека либо группы людей групповой портрет существовавших или существующих в действительности. Один из главных жанров ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. портретПОРТРЕТ а м. portrait m. strong. Живописное фотографическое или иное изображение какогол. человекаem. БАС. Пришли мою портрету что писал Мор и другую что француз ampLTнат...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  23. портретфранц. изображать один из жанров изобразительного искусства. Изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Различают портреты станковые ...История и теория культуры
  24. портретпортрет алардын ичинде портреттер пейзаждар бар среди них есть портреты пейзажи....Киргизско-русский словарь
  25. портретпортрет бура артмм портрет удачный портреткоми гижысьяслн портретъяс портреты коми писателейпортрет серпасалысь портретист...Коми (зырянский)-русский словарь
  26. портретПортрет effigia effigies Jovis Junonis Veneris imago vultus Epicuri icon iconis f...Латинский словарь
  27. портретПортрет Труднее всего передать улыбку.Синонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия...Лексикон прописных истин
  28. "портрет"ПОРТРЕТstrong юношеское стих. Л. в жанре надписи к портрету довольно распространенном в поэзии в. но сохранившем свое значение и в й трети в. А. С. Пушкин К. Ф. Рылеев...Лермонтовская энциклопедия
  29. портретв литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его созда...Литература и язык. Современная энциклопедия
  30. портретПОРТРЕТ в литературе одно из средств художественной характеристики состоящее в том что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отнош...Литературная энциклопедия
  31. портретв литре одно из средств художественной характеристики состоящее в том что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним че...Литературная энциклопедия II
  32. портретПОРТРЕТ в литературе одно из средств художественной характеристики состоящее в том что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отнош...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  33. портрета м.em Произведение изобразительного искусства содержащее изображение какогол. определенного человека или группы какихл. определенных людей в живописи скульптуре графике ...Малый академический словарь
  34. портретВид описания нацеленный на изображение внешних признаков человека.Синонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю...Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
  35. портретфр. portrait изображение один из жанров живописи скульптуры и графики имеющий своим предметом изображение какоголибо конкретного человека или группы людей. Главной отли...Мировая художественная культура. Словарь
  36. портреткорень ПОРТРЕТ нулевое окончаниеОснова слова ПОРТРЕТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПОРТРЕТ Слово Портрет содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  37. портретНачальная форма Портрет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  38. портретпортрет м. а Живописное фотографическое или иное изображение какогол. человека. б перен. разг. Полное подобие когол. Описание внешности персонажа в литературном произве...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  39. портретпортрет портрет а...Орфографический словарь
  40. портретu мu мн.u портреты Р.u портретов автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий н...Орфографический словарь русского языка
  41. портретпортрет менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  42. портретпортрет....Осетинско-русский словарь
  43. портретпортрет портреты портрета портретов портрету портретам портрет портреты портретом портретами портрете портретах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  44. портретОрфографическая запись слова портрет Ударение в слове портрет Деление слова на слоги перенос слова портрет Фонетическая транскрипция слова портрет [пардрэт] Характеристи...Полный фонетический разбор слов
  45. портретПортрет та рети тв...Правописний словник Голоскевича
  46. портретв риторикеem. Разновидность естественного описания чувственный зрительный образ воспроизводит впечатление соотносит предмет с его видом но сам предмет описания индивидуал...Риторика: Словарь-справочник
  47. портретпортрет та поличчя чя образ за вульг. патрет парсуна. рет поясной погруддя во весь рост на всю поставу. Писать снимать рет с кого чей списувати списати кого на чому мал...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  48. портретЖивой портрет чей перен.em.hЧистий чистснький нестеменний достоту хто викапаний хто. Нестеменний син Катрус. Шевченко....Російсько-український словник сталих виразів
  49. портретфранц. portrait от устар. portraire изображать изображение существующего в действительности чел. или группы людей жанр живописи скульптуры графики. П. создает и передае...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  50. портретпортрет аСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни взять...Русский орфографический словарь
  51. портретbeeltenis eo portreto...Русский-африкаанс словарь
  52. портретМ . portret kil . mc. eynilik tam oxarlq kopiya surt он портрет своего отца o atasnn eynidir....Русско-азербайджанский словарь
  53. портретпортрет м.uportraitобобщнный портрет мат.u generalized portraitфазовый портрет phaseplane portraitСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой...Русско-английский политехнический словарь
  54. портретпортрет м. в разн. знач.iportrait likeness портрет во весь рост fulllength portrait поясной портрет halflength portrait писать портрет с когол. paint smb.s portrait ри...Русско-английский словарь
  55. портретпортрет м. . portrait портрет во весь рост fulllength portait писать чейл. портрет paint smb.s portrait . разг. подобие когол. likeness image он портрет своего отца he i...Русско-английский словарь II
  56. портретm. автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни взять образ парсуна ...Русско-английский словарь математических терминов
  57. портретм. фазовый портрет...Русско-английский словарь по физике
  58. портретнапр. фазовый portrait...Русско-английский словарь по электронике
  59. портретportrait обобщенный портрет фазовый портретСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет к...Русско-английский технический словарь
  60. портретportrait полигр....Русско-английский экономический словарь
  61. портретN...Русско-армянский словарь
  62. портретПартрэт портрет во весь рост партрэт на весь рост поясной портрет паясны партрэт...Русско-белорусский словарь
  63. портретв разн. знач.i партрэт муж.iпортрет во весь рост партрэт на весь ростпоясной портрет паясны партрэт...Русско-белорусский словарь II
  64. портретПортреuт м...Русско-болгарский словарь
  65. портреткартина arckp характера человека jellemrajz kp kpms portr arckp portr перен jellemrajz jellemkpСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живо...Русско-венгерский словарь
  66. портретпортрет м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  67. портретпортре [ ] Синонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни в...Русско-ивритский словарь
  68. портретretrato...Русско-испанский юридический словарь
  69. портрет.изображение портрет салынан кс бейнес портрет известного человека ататы адамны портрет портрет маслом майлы бояумен салынан портрет.лит. кескн кейп портрет главного геро...Русско-казахский словарь
  70. портретм. портрет срт известный портрет Пушкина Пушкиндин белгил портрети срт сын был портретом своей матери перен. баласы энесинен айрып алгыс эле....Русско-киргизский словарь
  71. портретxioxing huxingпоясной портрет разг. подобие коголибоem wnqun xingxingde rn huyngziон портрет своего отца описание внешности персонажаem mioxiСинонимы автопортре...Русско-китайский словарь
  72. портретPortret resim levha...Русско-крымскотатарский словарь
  73. портретпортрет ресим левха...Русско-крымскотатарский словарь II
  74. портретmetne portrets...Русско-латышский словарь
  75. портретatvaizdas b...Русско-литовский словарь
  76. портретХрг зураг дрслэл...Русско-монгольский словарь
  77. портретм. Bild n Bildnis n Portrt n....Русско-немецкий словарь
  78. портретAbbild Bild Bildnis одной моделиem Einzelbildnis Einzelportrt Konterfei изображение головыem Kopfstudie Portrt рисунокem Portrtzeichnung...Русско-немецкий словарь по искусству
  79. портретPortret...Русско-нидерландский словарь
  80. портретпортретм писать ....Русско-новогреческий словарь
  81. портретavbillede bilde lignelse portrett автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ...Русско-норвежский словарь
  82. портрет...Русско-персидский словарь
  83. портретportret...Русско-польский словарь
  84. портретмretrato m автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни взять образ ...Русско-португальский словарь
  85. портретПортретtaswira picha ya mtu...Русско-суахили словарь
  86. портретпортрет акс сурат тасвир расм...Русско-таджикский словарь
  87. портретмportre resim smiпортрет во весь рост boy portresi resmiсемейный портрет aile portesiпортрет героя романа romann kahramannn portresi автопортрет басма близнец волос в...Русско-турецкий словарь
  88. портретm...Русско-финский словарь
  89. портретcharakteristika podobenka portrt...Русско-чешский словарь
  90. портретсущ.муж.портрет сн укерчк групповой портрет ушкнл сн укерчк...Русско-чувашский словарь
  91. портретpor_tret.strong portrtt mla ett portrttписать портрет ett portrtt av partiledarenпортрет руководителя партии...Русско-шведский словарь
  92. портретPortree...Русско-эстонский словарь
  93. портретм.портрет...Сербско-русский словарь
  94. портретизображение человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров в собств. смысле этот жанр распространился в рим. изобразительном искусстве. Портретное и...Словарь античности
  95. портретВ.В.П. Лексикон для связей с госорганами Синонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет коп...Словарь бизнес-сленга
  96. портретПОРТРЕТ фр. от portraire списать чьелибо изображение. Живописное изображение лица в поясном виде или же во весь рост. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского...Словарь иностранных слов русского языка
  97. портретизображение или описание человека или группы людей групповой П. В изобразительном искусстве один из жанров в котором воссоздается облик человека запечатлевает и его духов...Словарь исторических терминов
  98. портрет.strong Вид описания нацеленный на изображение внешних признаков человека. .strong в риторике Разновидность естественного описания чувственный зрительный образ воспроизво...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  99. портретфр. portrait портрет изображение одно из средств создания образа изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать оп...Словарь литературоведческих терминов
  100. портретпортрет см. изображение...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  101. портретПОРТРЕuТstrong а м. или портрет лицаstrongЛицо физиономия.Умой портрет. Въехал портретом в забор ударился. Да плюнь ты ему в портрет ты должен его презирать скажи ему вс...Словарь русского арго
  102. портретвылитый портретСинонимы автопортрет басма близнец волос в волос вылитый двойник живой портрет изображение капля в каплю карточка кинопортрет копия напоминающий ни дать ни...Словарь русской идиоматики
  103. портретпортретСм. изображение....Словарь синонимов II
  104. портретпортрет См. изображение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. портрет карточка волос в волос ни дать ни взят...Словарь синонимов II
  105. портретпортрет карточка волос в волос ни дать ни взять капля в каплю вылитый двойник напоминающий образ похожий фронтиспис близнец копия изображение живой портрет парсуна портре...Словарь синонимов
  106. портретh портретbig сущ.муж.неод.i ед.им. Портрет шахов гравирован в Париже.Пут. ед.вин. Выносят наконец ландшафт или портретМС . На первой станции нашел я портрет Дениса Васил...Словарь языка Грибоедова
  107. портретпортрет ч. фр. . Мальоване скульптурне або фотографчне зображення обличчя людини чи групи людей. . Вдповдний жанр образотворчого мистецтва. . Опис зовншност персонажа у л...Словник іншомовних слів
  108. портретпортрет франц. portrait . Зображення обличчя людини чи групи людей в живопису скульптур графц або фотограф. . Жанр образотворчого мистецтва. . Зображення зовншност людини...Словник іншомовних слів Мельничука
  109. портретдив. ОБРАЗ....Словник синонімів Караванського
  110. портретПОВТОРЕННЯstrong той або те що ма повну подбнсть до когось чогось КОПЯstrong ПОРТРЕТstrong ПЕРЕСПВstrong вже вдомого. А Юрко малий Руженко тепер уже парубок справжнй пар...Словник синонімів української мови
  111. портре́тПОРТРЕТ а ч. . Мальоване скульптурне або фотографчне зображення обличчя людини або групи людей. Варто б помстити у Вснику його портрет хоч коротку бографю Коцюб. III Н...Словник української мови в 11 томах
  112. портретПОРТРЕТ а ч. Мальоване скульптурне або фотографчне зображення обличчя людини або групи людей.Варто б помстити у Вснику його портрет хоч коротку бографю М. КоцюбинськийНа...Словник української мови у 20 томах
  113. портретОбраз подоба подобизна поличчя...Словник чужослів Павло Штепа
  114. портретПОРТРЕТ французское portrait изображение образ какоголибо человека либо группы людей групповой портрет существовавших или существующих в действительности. Один из главных...Современная энциклопедия
  115. портретСны в которых появляются чьито портреты предвещают проблемы в повседневных делах. Если во сне вы любуетесь портретом прекрасной дамы наяву вам следует помнить следующее н...Современный сонник
  116. портретПОРТРЕТ франц . portrait изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров и отдельное произведение в котором воссоздается обл...Современный энциклопедический словарь
  117. портретЕсли вам снится что вы любуетесь портретом прекрасной особы такой сон предостерегает вас за красотой могут скрываться предательство....Сонник для влюбленных
  118. портретЕсли во сне Вы разглядываете портрет какойто прекрасной особы то разгадка этого сна такова наслаждаясь чемто прекрасным следует помнить что подобные радости чреваты переж...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  119. портретЕсли во сне вы оказались в портретном зале картинной галереи и видите в рамах сплошь изображения ваших знакомых это предвещает для них долгие годы благополучного существ...Сонник от А до Я
  120. портретсвидание с любимой особой....Сонник Соломона
  121. портретпамять помощь. Автопортрет долголетие размышление о своей жизни. Портрет или фотография любимого человека разлука ссора с ним. Умерших близких поддержка и помощь в трудну...Сонник Странника
  122. портретНевесты либо жениха растроится обручение адресовать тревога получить в подарок ждет покровительство подарить испуг и печаль семейный и друзей хорошие вести снимать ...Сонник Хассе
  123. портретприятный испуг....Сонник Цветкова
  124. портретсвидание с любимой портрет неизвестного ой неожиданная помощь появление личности из далекого прошлого не принятое во внимание обстоятельство....Старинный сонник
  125. портретфранц.u portrait изображение внешности героя или группы персонажей лица фигуры одежды манеры держаться. Функции портрета определяются методом жанровородовой принадлежнос...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  126. портретиноск.em описание нрава человека события Ср.em Это совершенный портретem! иноск.em о сходстве. Ср.em Faire un portrait vif сделать живое описание. Ср.em Cest son vrai...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  127. портретПортретъstrong иноск.em описане нрава человка событя. Ср.em Это совершенный портретъem! иноск.em о сходств. Ср.em Faire un portrait vif сдлать живое описане. Ср.em Cest...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  128. портретпортрет сущ.em м.em употр. часто Морфология нет чего портретаstrong чему портретуstrong вижу что портретstrong чем портретомstrong о чм о портретеstrong мн. что портретыs...Толковый словарь Дмитриева
  129. портретПОРТРЕТ м. портретик тец тишка франц. изображенье человека лица его чертами живописью подобен облик образ поличие лик. Портрет грудной поясной в рост. Портрет миниатюрны...Толковый словарь живого великорусского языка
  130. портретпортрет [фр. portrait] изображение определенного человека или группы людей в живописи скульптуре графике или фотографии описание внешности персонажа в лите....Толковый словарь иностранных слов
  131. портретПОРТРЕТ а м. . Изображение человека на картине фотографии вскульптуре. Поясной п. Скульптурный п. Групповой п. нескольких лиц.Словесный п. в криминалистике описание наруж...Толковый словарь Ожегова
  132. портретПОРТРЕТ портрета м. фр. portrait. . Картина рисунок или фотография с изображением лица фигуры какогон. человека. Расстались мы но твой портрет я на груди своей храню. Лер...Толковый словарь русского языка II
  133. портретпортрет портрет а м. Изображение человека на картине фотографии в скульптуре. Поясной п. Скульптурный п. Групповой п. нескольких лиц. Словесный п. в криминалистике описан...Толковый словарь русского языка II
  134. портретПОРТРЕТ а м. . Изображение человека на картине фотографии в скульптуре. Поясной портрет Скульптурный портрет Групповой портрет нескольких лиц. Словесный портрет в кримина...Толковый словарь русского языка
  135. портрета ч. Мальоване скульптурне або фотографчне зображення обличчя людини або групи людей. Вдповдний жанр образотворчого мистецтва. розм. Про людину або зображення що дуже...Толковый словарь украинского языка
  136. портретУдарение в слове портретУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове портрет...Ударение и правописание
  137. портретof a criminal identkit picture...Украинско-английский юридический словарь
  138. портретзображенняem portrait effigyпортрет на весь зрст full length portraitпоясний портрет half length portraitмалювати з когось портрет to paint smbsem portrait to make a d...Українсько-англійський словник
  139. портретвобраз партрэт...Українсько-білоруський словник II
  140. портретВобраз...Українсько-білоруський словник II
  141. портретвобразпартрэт...Українсько-білоруський словник
  142. портрет...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  143. портретPortrt...Українсько-датський словник
  144. портретem...Українсько-китайський словник
  145. портретPortrett...Українсько-норвезький словник
  146. портрет[portret]фоторобот portret pamiciowy...Українсько-польський словник
  147. портрета m portret...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  148. портретPortrtt...Українсько-шведський словник
  149. портретRzeczownik портрет m portret m...Универсальный русско-польский словарь
  150. портретпортрет портреты портрета портретов портрету портретам портрет портреты портретом портретами портрете портретах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  151. портретПортрет франц. portrait от устар. portraire изображать изображение образ какоголибо человека либо группы людей существующих или существовавших в действительности. Портре...Художественная энциклопедия
  152. портретРетро Рет Репорт Птр Пот Портрет Рот Теор Тетр Топ Троп Портер Порт Трот Опт Орт Перо Перт Петр Треп Торт Тор Роп Претор...Электронный словарь анаграмм русского языка
  153. портретПортрет изображение того или другого человка произведенное средствами живописи гравирования или скульптуры а также фотографическое. П. может считаться вполне удовлетвори...Энциклопедический словарь
  154. портретизображение того или другого человка произведенное средствами живописи гравирования или скульптуры а также фотографическое. П. может считаться вполне удовлетворительным к...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  155. портретПортрет фр.em portrait один из видов изобразительного искусства в котором воссоздается облик какойлибо человеческой индивидуальности автопортрет групповой портрет парадн...Энциклопедия культурологии
  156. портретПортретstrong. Заимств. в Петровскую эпоху из франц. яз. где portraiti страдат. прич. от portrairei рисовать выставлять. Портретi буквально нарисованное выставленное....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  157. портретстар. также патрет Уст. морск. г. Смирнов . Через нов.в.н. Portrat часто около г. см. ШульцБаслер из франц. portrait см. Преобр. II ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  158. портретЗаимствовано из французского где portrait представляет собой страдательное причастие от глагола portraire рисовать и буквально означает нарисованный....Этимологический словарь Крылова
  159. портретЗаимств. в Петровскую эпоху из франц. яз. где portraitem страдат. прич. от portraireem рисовать выставлять. Портретem буквально нарисованное выставленное.Синонимы автоп...Этимологический словарь русского языка
  160. портретпортрет портретстар. также патрет Уст. морск. г. Смирнов . Через нов.в.н. Portrt часто около г. см. ШульцБаслер из франц. portrait см. Преобр. II ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  161. портретлицо. Он подошел к нему походкой пеликана Достал визитку из жилетного кармана И так сказал как говорят у нас поэты Я б вам советовал беречь свои портреты....Язык Одессы. Слова и фразы