Большая Советская энциклопедия II

ОПЕРА

(итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение)

жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.
О. — синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку (См. Музыка), изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (Балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (Ария,Ариозо,Ариетта,Каватина, монолог, Баллада,песня). Различные функции в О. имеет Речитатив— музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О.,преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О.соответствует музыкальный Ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского (См. Мусоргский)«Борис Годунов» и «Хованщина»). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена Оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру (См. Увертюра),Антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологического форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности — социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.
Истоки музыкального театра — в народных празднествах, игрищах. Уже в древне-греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых («священных») представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на рубеже 16—17 вв. За несколько веков её существования сложилось множество национальных оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европейских национальных культурах в соответствии с гуманистическими идеями эпохи Возрождения (См. Возрождение) вырабатывались принципы нового типа музыкально-драматического спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в классической стране Ренессанса — Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н. «Флорентийская камерата», 1580) проповедовала возрождение античной трагедии. Идеалом флорентийцев в музыке была простота, естественность высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были написаны первые О. — «Дафна» (1597—98) и «Эвридика» (1600), музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О. — «Орфей» К. Монтеверди(1607). Художник огромного трагедийного дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной драматического выражения, мастерской лепкой характеров.
Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О. её основоположника Ж. Б. Люлли («Альцеста», 1674; «Армида», 1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классический тип французской «лирической трагедии» (лирическая, т. е. музыкальная) — гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта; основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в «лирической трагедии» продолжал Ж. Ф. Рамо.В 17 в. своеобразный оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем композитора Г. Пёрселла («Дидона и Эней», 1689). Первый немецкий оперный композитор — Г. Шюц(«Дафна», 1626). На рубеже 17—18 вв. в итальянской музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти, основоположником нового типа О. — оперы-сериа (буквально — серьёзная О.). Героической, мифологической тематике, её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно литературно-драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя (См. Гендель). Драматизм, мелодическое и гармоническое богатство музыкального языка выделяют его произведения среди О. этого типа («Юлий Цезарь в Египте», «Тамерлан», обе 1724; «Роделинда», 1725, и др.).
К середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже не отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более демократическое искусство — комическая О. Наигранному пафосу отжившей классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным статичным ариям — живая музыка. В разных странах сложились национальные разновидности комической О. В Италии — опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа и театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733) и окончательно сформировался в операх Дж. Паизиелло («Мельничиха», 1788) и Д. Чимарозы (См. Чимароза) («Тайный брак», 1792). В Англии — Балладная опера («Опера нищего», обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании — Тонадилья(«Мнимый слуга» В. Гарсиа, 1804). Во Франции — комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни («Влюблённый художник», 1757), Ф. А. Филидор(«Садовник и его господин», 1761), А. Э. Гретри («Ричард Львиное сердце», 1789). В Австрии и Германии — Зингшпиль («Доктор и аптекарь» К. Диттерсдорфа, 1786; «Лотхен при дворе» И. А. Хиллера, 1766).
Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических средств выразительности («Орфей и Эвридика», 1762; «Альцеста», 1767, и др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистические образцы комедии («Свадьба Фигаро», 1786), драмы («Дон Жуан», 1787), философские сказки («Волшебная флейта», 1791).
Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана («Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, 1779; «Санкт-петербургский гостиный двор», в новой редакции под названием «Как поживёшь, так и прослывёшь» М. А. Матинского — В. А. Пашкевича, 1782; «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с самого начала формировалась как демократический жанр, основываясь на народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.
Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-драматические произведения агитационного плана («Республиканская избранница, или Праздник добродетели», первоначальное название — «Праздник Разума», Гретри, 1794) и др. оперы героических жанров, в том числе «опера спасения» («Лодоиска» Л. Керубини, 1791; «Пещера» Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название отражает специфическую сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких гуманистических идей, победой «добра») строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии — опера Л. Бетховена «Фиделио» (1805, 3-я редакция 1814). Комическая О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё («Белая дама», 1825), Д. Ф. Обера («Фра-Дьяволо», 1830). Типические черты итальянской комической О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини («Севильский цирюльник», 1816).
Начало и середина 19 в. связаны с утверждением Романтизма в национальных оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М. Вебер («Вольный стрелок», 1820), в романтическом плане выдержаны ранние оперы Р. Вагнера(«Риенци», 1840; «Летучий голландец», 1841). Во Франции романтический стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем которого связано развитие жанра т. н. большой оперы (См. Большая опера) («Роберт-Дьявол», 1830; «Гугеноты», 1835), в Италии — В. Беллини («Сомнамбула», «Норма», обе 1831), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности («Навуходоносор», 1841; «Ломбардцы в первом крестовом походе», 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (См. Верстовский) (1835).
19 в. — время становления и расцвета русской О. Главой русской классической О. был М. И. Глинка. Его О. — народно-патриотическая «Иван Сусанин» (1836) и сказочно-эпическая «Руслан и Людмила» (1842) — ярчайшие образцы реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму создал А. С. Даргомыжский («Русалка», 1855).
Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с деятельностью композиторов «Могучей кучки» (См. Могучая кучка). Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них — народной музыкальной драмы М. П. Мусоргского («Борис Годунов», 1869, 2-я редакция 1872; «Хованщина», завершена Н. А. Римским-Корсаковым (См. Римский-Корсаков), 1883), где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая опера А. П. Бородина«Князь Игорь» (завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова — сказочная «Снегурочка» (1881), О.-былина «Садко» (1896), О.-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), О.-сатира «Золотой петушок» (1907) и др. Одно из величайших явлений музыкального театра — оперное творчество П. И. Чайковского (См. Чайковский). Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О. («Евгений Онегин», 1878; «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890). Он обращался и к историко-патриотическим темам («Орлеанская дева», 1879; «Мазепа», 1883), и к народно-бытовым («Черевички», 1885). Оперный репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн(«Демон», 1871), А. Н. Серов («Вражья сила», 1871), С. И. Танеев («Орестея», 1894), С. В. Рахманинов («Алеко», 1892).
Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди — создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии («Риголетто», 1851; «Травиата», 1853; «Анда», 1870; «Отелло», 1886; «Фальстаф», 1892). Для французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный: «Фауст» Ш. Гуно (1859), «Лакме» Л. Делиба (1883), «Манон» Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. — «Кармен» Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.
Немецкая опера 2-й половины 19 в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на музыкальное искусство Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии — система Лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности музыкального развития, он отказался от деления актов на отдельные номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера — «Тристан и Изольда» (1859), тетралогия «Кольцо нибелунга» (1854—74), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882).
В последнем десятилетии 19 в. в итальянской О. возникло новое направление — Веризм. Среди веристских О. выделяются «Сельская честь» П. Масканьи (1890), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини(«Манон Леско», 1892; «Богема», 1895; «Тоска», 1899; «Чио-Чио-сан», 1904).
В результате освободительного движения в Восточной Европе в 19 в. складываются национальные оперные школы. На мировую арену выходят чешские, польские, венгерские О.: «Бранденбуржцы в Чехии» (1863) и «Проданная невеста» (1866) Б. Сметаны (См. Сметана), «Галька» С. Монюшки (См. Монюшко) (1847), «Ласло Хуньяди» (1844) и «Банк Бан» (1852) Ф. Эркеля (См. Эркель).
Аналогичный процесс становления национальных оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ являются: на Украине — С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем», 1863), Н. В. Лысенко(«Наталка Полтавка», 1889), в Грузии — М. А. Баланчивадзе («Дареджан коварная», 1897), в Азербайджане — У. Гаджибеков («Лейли и Меджнун», 1908), в Армении — А. Т. Тигранян («Ануш», 1912) и др.
Музыкальные течения конца 19 — начала 20 вв. представлены и в оперном искусстве: Импрессионизм— в операх К. Дебюсси(«Пеллеас и Мелизанда», 1902); Экспрессионизм— Р. Штрауса («Саломея». 1905; «Электра», 1908), А. Шёнберга(«Ожидание», 1909; «Счастливая рука», 1913), А. Берга («Воццек», 1921), П. Хиндемита («Кардильяк», 1926, новая редакция 1952). Тенденции неоклассической стилизации нашли отражение в ряде произведений И. Стравинского (См. Стравинский) (О.-оратория «Царь Эдип», 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо («Бедный матрос», 1927; «Христофор Колумб», 1930), К. Орфа(«Луна», 1938; «Умница», 1942), М. де Фальи (См. Фалья) («Жизнь коротка», 1905, пост. 1913), З. Кодая (См. Кодай) («Хари Янош», пост. 1926), Л. Яначека («Её падчерица», 1903), Дж. Энеску («Эдип», 1932), П. Владигерова («Царь Калоян», 1936) и др. Значительным явлением в О. 20 в. стала «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1935). Это — первое произведение американского композитора в музыкально-драматическом жанре, написанное ярким музыкальном языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.
Сложны пути О. в капиталистических странах. В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения современной музыки с принципами реалистической О., продолжают создавать ценные произведения. К таким передовым явлениям относятся О. французского композитора Ф. Пуленка («Человеческий голос», 1959), итальянского композитора Л. Даллапикколы (См. Даллапиккола)(«Заключённый», 1948), итальянского композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти(«Медиум», 1942; «Консул», 1950). Крупными достижениями современной английской О. являются произведения Б. Бриттена («Питер Граймс», 1945; «Сон в летнюю ночь», 1960), А. Буша («Уот Тайлер», 1950).
Особое место в истории развития О. занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их многообразии. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный (в некоторых республиках — Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии — национальный музыкальный театр был создан впервые в годы Советской власти). Новым в советской О. было обращение к современным сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского (См. Дзержинский) («Тихий Дон», 1934, пост. 1935), Т. Н.Хренникова(«В бурю», 1939, новая редакция 1952) и др. сформировался тип «песенной» О. (песня — основа музыкальной драматургии). К выдающимся достижениям советской О. принадлежат «Семен Котко» (1939) и «Война и мир» (1943, окончательная редакция 1952) С. С. Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича. Появились яркие образцы национальной классики: «Даиси» 3. П. Палиашвили (1923), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1928), «Кёр-Оглы» У. Гаджибекова (1936). В советской О. нашла отражение героическая борьба советского народа во время Великой Отечественной войны 1941—45: «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (См. Кабалевский) (1947, 2-я редакция 1950), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я редакция 1950), «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значительный вклад в советскую О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И. Мурадели,С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин, В. Я.Шебалин,Р. К. Щедрин и др., а также композиторы братских республик — Ф. Амиров,М. Ашрафи, С. А. Баласанян, Е. Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д. Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов, А. К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н. Лятошинский,Г. И. Майборода, А. М. М. Магомаев,А. Малдыбаев, В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова,Ш. Сайфиддинов, Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили,Е. К. Тикоцкий, В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и многие др. По пути социалистического реализма развивается оперное искусство европейских стран социализма. Среди композиторов этих стран — П. Дессау (ГДР), Л. Пипков(Болгария), Э. Сухонь (Чехословакия), Ш. Соколаи (Венгрия) и др.
См. также разделы Музыка в статьях об отдельных союзных и автономных республиках и странах.
Лит.:Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля-Лоранси Л. де, французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Асафьев Б. В., Опера, в сборнике: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. — Л., 1947; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, М., 1971; Советская опера. Сб. критических статей, М., 1953; Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр. (1917—1941). Очерки истории, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, [т. 2] — 1857—1872, Л., 1971; Хохловкина А., Западноевропейская опера. Конец XVIII – первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Ванслов В., Опера и её сценическое воплощение, М., 1963; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1–2, М., 1966—73 (т. 1, в. 1 совместно с В. В. Протопоповым); Loewenberg A., Annals of opera 1597—1940, v. 1—2, 2 ed., Gen., 1955; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., 1955; Brockway W., Weinstock Н., The world of opera..., L., 1963.
М. Р. Волкова.

  1. операlat.i operaопера...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. операОПЕРА см.также МЮЗИКЛ ОПЕРЕТТА ПЕВЦЫ Опера все равно что супруг с иноземным титулом содержать его дорого понять трудно поэтому лезешь из кожи чтобы не ударить лицом в ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. операоперативная память компьютера....Англо-русский словарь по компьютерам
  4. операопера...Беларуска-ўкраінскі слоўнік
  5. операОпера...Белорусско-русский словарь
  6. операОПЕРА итал. opera букв. сочинение от лат. opera труд изделие произведение жанр музыкальнодраматич. исква. Лит. основа О. либретто iвоплощается средствами муз. драматурги...Большая советская энциклопедия
  7. операж. муз. opera lirica комическая опера opera buffa театр. opera teatro lirico солист оперы solista dellopera из другой не из той оперы разг. шутл. centra come il cav...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. операопера ж . Oper f c . театр Oper f Opernhaus n b а это из другой оперы разг. шутл. das ist eine andere GeschichteСинонимы зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо ро...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. операж Oper f театрem Oper f Opernhaus n умл.em это из другой оперы разг. шутл. das ist eine andere Geschichte зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. операж.pera fческая оuпера pera cmicaто из другоuй оuперы эuто не из тоuй оuперы шутл.em esto no entra en docena esto es harina de otro costal...Большой русско-испанский словарь
  11. операсущ. жен. рода мед. с.х....Большой русско-украинский словарь
  12. операж. opra m классическая опера opra classique петь в опере chanter lopra солист оперы soliste m de lopra это из другой оперы это не из той оперы разг. шутл. прибл. ce...Большой русско-французский словарь
  13. операМыльная опера.strong Публ. Ирон.em Сериал из цикла семейной мелодрамы слащавая житейская история. emgt Калька с англ. soap operaem. Шулежкова Мокиенко .em Из другой ...Большой словарь русских поговорок
  14. операмен. жн. роду с.г....Большой украинско-русский словарь
  15. операСлушали во сне оперу скоро вам предстоит встреча с близкими по духу людьми. Кроме того сложатся весьма благоприятные обстоятельства для развития вашего бизнеса....Большой универсальный сонник
  16. операж.opra mклассическая опера opra classiqueпеть в опере chanter lopraсолист оперы soliste m de lopraэто из другой оперы это не из той оперы разг. шутл. прибл. cela na ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. операитал. opera букв. сочинение музыкальнотеатральноепроизведение основанное на синтезе слова сценического действия и музыки.Возникла в Италии на рубеже и вв. В ходе исто...Большой энциклопедический словарь II
  18. операОПЕРА итал. opera букв. сочинение музыкальнотеатральное произведение основанное на синтезе слова сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже и вв. В х...Большой Энциклопедический словарь V
  19. операи ж.i Музичнодраматичний твр що подну нструментальну музику з вокальною признач. для виконання в театр. Театральна вистава що вдтворю такий твр на сцен. тлькиi одн. Род...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  20. операитальянское opera буквально сочинение вид музыкальнотеатрального искусства произведение основанное на синтезе музыки слова и сценического действия. Возникла в Италии на ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. операI. ОПЕРА ы ж. opra m. нем. Opera ampLT ит. opera. strong. Музыкальновокальное драматическое произведение в котором действующие лица поют в сопровождении оркестраem. БАС. ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. операжанр театральномузыкального представления в котором текст подчинен музыке. Представления в которых объединялись музыка и пение были созданы еще в Древней Греции. В средни...История и теория культуры
  23. операопера опера жана балет театры театр оперы и балета....Киргизско-русский словарь
  24. операопера...Крымскотатарско-русский словарь II
  25. операОпера drama musicum мыльная опера televisifica fabula narratio series...Латинский словарь
  26. операОпера кулисы Магометов рай на земле.Синонимы зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Лексикон прописных истин
  27. операы ж.em Музыкальнодраматическое произведение сочетающее инструментальную музыку с вокальной и предназначенное для исполнения в театре.Дуэт из оперы Чайковского. Опера Верд...Малый академический словарь
  28. опералат. Opera труд изделие вид музыкальнодраматического искусства сочетающего в себе сольное ансамблевое и хоровое пение с инструментальной музыкой и сценическим действием...Мировая художественная культура. Словарь
  29. операкорень ОПЕР окончание А Основа слова ОПЕРВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ОПЕР А Слово Опера содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  30. операНачальная форма Опера женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  31. операт. opera твр дя праця вид театрального мистецтва музично сценчний твр заснований на синтез музики слова д. В О. сценчна дя органчно поднуться з вокальною солсти ансамб...Музичні терміни
  32. операитал. opera букв. труд дело сочинение род муз.драм. произведения. О. основана на синтезе слова сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. тра где музыка ...Музыкальная энциклопедия
  33. операПогас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры. Начался спектакль в ко...Музыкальный словарь
  34. операопера ж. а Музыкальнодраматическое произведение предназначенное для исполнения в театре в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. б Сценическое представл...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. операопера опера ы...Орфографический словарь
  36. операu жu мн.u оперы Р.u опер зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Орфографический словарь русского языка
  37. операопера менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  38. операопера д. м.em р...Орфоепічний словник української мови
  39. операопеира рие д. м. р....Орфоэпический словарь украинского языка
  40. операопера оперы оперы опер опере операм оперу оперы оперой оперою операми опере операх...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. операОрфографическая запись слова опера Ударение в слове опера Деление слова на слоги перенос слова опера Фонетическая транскрипция слова опера [опир] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  42. операОпера ри р опери опер...Правописний словник Голоскевича
  43. операопера....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  44. операИз другой не из той оперы чтолибо разг.em шутл.em.hЗ ншо з друго не з т опери що не про те мова не про те йдеться нодem хто про гарбузи а хто про образи. Дуже мене цкавл...Російсько-український словник сталих виразів
  45. операОПЕРА термин используемый в европ. муз. традиции для обозначения сценич. муз. представлений с употребляется в Италии с х гг. в. во Франции и Англии с нач. в. в Герман...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  46. операопера ыСинонимы зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Русский орфографический словарь
  47. операopera eo opero...Русский-африкаанс словарь
  48. операЖ opera . musiqili dramatik sr . opera teatr....Русско-азербайджанский словарь
  49. операopera...Русско-английский аэрокосмический словарь
  50. операопера ж.i. opera . театрi operahouse iиз другой оперы не из той оперы разг.i quite another story quite a different илиi another matter...Русско-английский словарь
  51. операопера ж. opera....Русско-английский словарь II
  52. операopera...Русско-английский словарь по электронике
  53. операN...Русско-армянский словарь
  54. операОпера...Русско-белорусский словарь
  55. операопера жен.i...Русско-белорусский словарь II
  56. операмузыкальная драма dalm театр operahz opera музыкальное произведениеem opera слушать оперу opert hallgatni зданиеem operahz исполнительский составem operaegyttes oper...Русско-венгерский словарь
  57. операопера ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  58. операо зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Русско-ивритский словарь
  59. операмуз. опера музыкалыдрам. нер жанры.оперный театр опера театрыиз другой оперы не из той оперы шутл. ирон. о чемлибо не относящемся к теме разговора к делу оны уен бр баса...Русско-казахский словарь
  60. операж. . опера русская классическая опера орустун классикалык операсы театр оперы и балета опера жана балет театры . оперный театр опера театры артист оперы опера театрынын а...Русско-киргизский словарь
  61. операgjСинонимы зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Русско-китайский словарь
  62. операOperaтеатр оперы и балета opera ve balet teatri...Русско-крымскотатарский словарь
  63. операопера театр оперы и балета опера ве балет театри...Русско-крымскотатарский словарь II
  64. операopera...Русско-латышский словарь
  65. операДуурь...Русско-монгольский словарь
  66. операж. Oper f театр тж. Opernhaus n....Русско-немецкий словарь
  67. операOpera...Русско-нидерландский словарь
  68. операопераж . произведение комическая . помещение из Другой ы не из той ы разг ....Русско-новогреческий словарь
  69. операopera зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Русско-норвежский словарь
  70. опера...Русско-персидский словарь
  71. операopera...Русско-польский словарь
  72. операжpera f мыльная опера зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Русско-португальский словарь
  73. операОпера произведениеem mchezo wa kuimba mi театрem jumba la michezo ya kuimba ma...Русско-суахили словарь
  74. операопера опера...Русско-таджикский словарь
  75. операж зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэла...Русско-турецкий словарь
  76. операfльная оuпера saippuaooppera...Русско-финский словарь
  77. операopera zpvohra...Русско-чешский словарь
  78. операсущ.жен.опера юрласа ташласа лартакан драма хайлаве театр оперы и балета оперпа балет театре петь в опере оперра юрла...Русско-чувашский словарь
  79. операopera.strong opera g p operanпойти в оперу .strong opera n...Русско-шведский словарь
  80. операOoper...Русско-эстонский словарь
  81. операОПЕРАОпера все равно что супруг с иноземным титулом содержать его дорого понять трудно поэтому лезешь из кожи чтобы не ударить лицом в грязь. Кливленд Амори Главная цель...Сводная энциклопедия афоризмов
  82. операж.опера...Сербско-русский словарь
  83. операСпектакль для тенора...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  84. операСпектакль как по нотам...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  85. операЖанр музыкального искусства...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  86. операОПЕРА ит. от лат. opus труд. Драматическое представление текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов вошедших в состав русс...Словарь иностранных слов русского языка
  87. операсочинение музыкальнотеатрализованное представление основанное на синтезе слова сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв....Словарь исторических терминов
  88. операОпера оперетта интернетбраузер Opera opera. com...Словарь компьютерных терминов
  89. операпрограмма для просмотра сайтов браузер Opera....Словарь молодёжного слэнга
  90. операопера см. зрелище песнь из другой оперы...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  91. операОuПЕРАstrong ы ж. Какоел. ложное действо подстроенная сцена.strong Скандал.Я ему устрою вечером такую оперу мало не покажется закачу скандал зингшпиль зрелище искусство к...Словарь русского арго
  92. операОПЕРА апо ыem ж.i род. мн.i оперem и Музыкальновокальное драматическое произведение предназначенное для театрального исполнения.iЕжели кто слушает Французских рассужде...Словарь русского языка XVIII в
  93. операопераСм. зрелище песньиз другой оперы....Словарь синонимов II
  94. операопера См. зрелище песнь из другой оперы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. опера зрелище песнь зингшпиль ...Словарь синонимов II
  95. операопера зрелище песнь зингшпиль пастиччо рокопера...Словарь синонимов
  96. операв оперу на оперу в опере на опере. .strong в оперу в опере помещение оперный театр. Поехать в оперу. Но уж темнеет вечер синий пора нам в оперу скорей. Пушкин. Сегодня ...Словарь управления
  97. операh операbig сущ.жен.неод.i ед.им. Операводевиль в одном действииКБ загл. ед.вин. ОперуПИ....Словарь языка Грибоедова
  98. операмоноопера ж. т. вд лат. праця твр . Музичнодраматичний твр що подну нструментальну музику з вокальною призначений для виконання в театр театральна вистава що вдтворю так...Словник іншомовних слів
  99. операопера тал. opera вд лат. opera праця твр вид музичного мистецтва художнй твр змст якого втлються в сценчних музичнопоетичних образах в якому органчно поднуються вокальн...Словник іншомовних слів Мельничука
  100. о́пераОПЕРА и ж. . Музичнодраматичний твр що подну нструментальну музику з вокальною признач. для виконання в театр. Гануш привз з собою ноти. Вн св за рояль почав вигравати ...Словник української мови в 11 томах
  101. операОПЕРА и ж. Музичнодраматичний твр що подну нструментальну музику з вокальною признач. для виконання в театр.Гануш привз з собою ноти . Вн св за рояль почав вигравати ар...Словник української мови у 20 томах
  102. операСлушать во сне оперу к скорой встрече с близкими по духу людьми или к весьма благоприятным обстоятельствам для развития ваших дел....Современный сонник
  103. операОПЕРА итал . opera букв. сочинение музыкальнотеатральное произведение основанное на синтезе слова сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже и вв. В х...Современный энциклопедический словарь
  104. операСлушать во сне оперу предвещает знакомство с поклонником вкусы которого будут совпадать с вашими....Сонник для влюбленных
  105. операВо сне находиться в опере означает скорую встречу с близкими по духу людьми а также весьма благоприятные обстоятельства для развития Ваших дел....Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  106. операСлушать во сне оперу находясь в театре предвещает скорую встречу с близкими вам по интересам приятелями и задушевную беседу в уютном кафе. Слышать оперную арию исполняему...Сонник от А до Я
  107. операУвлекаешься благоразумными порывами....Сонник Хассе
  108. операопера сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего оперыstrong чему опереstrong вижу что оперуstrong чем оперойstrong о чм об опереstrong мн. что оперыstrong нет ч...Толковый словарь Дмитриева
  109. операОПЕРА ж. итал. музыкальное драматическое сочиненье на данные слова которые зовут либретто текст. Оперные певцы. Оперист сочинитель опер оперистка оперная певица. Оперетка...Толковый словарь живого великорусского языка
  110. операопера [ит. opera...Толковый словарь иностранных слов
  111. операОПЕРА ы ж. . Музыкальнодраматическое произведение в кромдействующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о.Новая постановка оперы. . Представление так...Толковый словарь Ожегова
  112. операОПЕРА оперы ж. ит. opera от латин. мн. ч. opera творения. . Музыкальновокальное произведение в драматической форме драматическое произведение в кром речи действующих лиц...Толковый словарь русского языка II
  113. операопера опера ы ж. Музыкальнодраматическое произведение в кром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. Представление...Толковый словарь русского языка II
  114. операОПЕРА ы ж. . Музыкальнодраматическое произведение в кром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая опера Новая постановка оперы. . Представлени...Толковый словарь русского языка
  115. операи ж. Музичнодраматичний твр що подну нструментальну музику з вокальною признач. для виконання в театр. Театральна вистава що вдтворю такий твр на сцен. тлькиem одн. Р...Толковый словарь украинского языка
  116. операУдарение в слове операУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове опера...Ударение и правописание
  117. операgrand operaкомчна опера comic opera...Українсько-англійський словник
  118. операОпера...Українсько-білоруський словник II
  119. операопера...Українсько-білоруський словник
  120. опера...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  121. операOpera...Українсько-датський словник
  122. операem...Українсько-китайський словник
  123. операOpera...Українсько-норвезький словник
  124. опера[opera]мильна опера opera mydlana муз....Українсько-польський словник
  125. операи opera...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  126. операOpera...Українсько-шведський словник
  127. операRzeczownik опера f opera f...Универсальный русско-польский словарь
  128. опера.strong вокальнонструментальний музичний сценчний твр в якому музика поднуться з драматичною дю лбрето складаться з вокальних партй сольних речитативи ар ансамбл хорових...Універсальний словник-енциклопедія
  129. опера. вокальнонструментальний музичний сценчний твр в якому музика поднуться з драматичною дю лбрето складаться з вокальних партй сольних речитативи ар ансамбл хорових оркес...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  130. операопера оперы оперы опер опере операм оперу оперы оперой оперою операми опере операх Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы зингшпиль зрел...Формы слова
  131. операопераитал. opera сочинение жанр театрального искусства музыкальнодраматическое представление основанное на синтезе слова сценического действия и музыки. В создании оперн...Художественная энциклопедия
  132. операсейчас у вас спокойный период но скоро все изменится в худшую сторону....Цыганский сонник
  133. операОпера Опа Пра Рао Репа Роп Ера Перо Пора...Электронный словарь анаграмм русского языка
  134. операОпера opera итал. Oper нем. op ra франц. художественнодраматическая форма театральных представлений в которой речь соединенная с музыкой пение и аккомпанемент и сцени...Энциклопедический словарь
  135. операopera итал. Oper нем. opra франц. художественнодраматическая форма театральных представлений в которой речь соединенная с музыкой пение и аккомпанемент и сценическое ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  136. операОПЕРАдрама или комедия положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным обычно оркестро...Энциклопедия Кольера II
  137. операОпера итал.em opera букв. сочинение музыкальнотеатральное произведение сочетающее сольное ансамблевое и хоровое пение инструментальную музыку сценическое и декоративное...Энциклопедия культурологии
  138. операОпераstrong. Заимств. в XVIII в. из итал. яз. где operai опера lt работы труды мн. ч. от opusi дело работа....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  139. операвпервые у Петра I г. см. Смирнов . Из ит. ореrа откуда нем. Ореr стар. Ореrа еще у Лейбница г. франц. ореrа см. КлюгеГетце . Гамильшег ЕW Преобр. I ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  140. операНазвание этого музыкального жанра заимствовано из итальянского где opera от выражения opera musicale музыкальное произведение форма множественного числа от opus труд т...Этимологический словарь Крылова
  141. операЗаимств. в XVIII в. из итал. яз. где operaem опера ampLT работы труды мн. ч. от opusem дело работа.Синонимы зингшпиль зрелище искусство киноопера пастиччо рокопера сарсуэ...Этимологический словарь русского языка
  142. операопера операвпервые у Петра I г. см. Смирнов . Из ит. ореrа откуда нем. Ореr стар. Ореrа еще у Лейбница г. франц. ореrа см. КлюгеГетце . Гамильшег ЕW Преобр. I ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)