Большая Советская энциклопедия II

МАТЕРИАЛИЗМ

(от латинского materialis — вещественный)

одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии) — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц)для противопоставления М. идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).
Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют М.«метафизикой» (поскольку М. признаёт существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).
Типология школ материализма.В литературе М. характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М. охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница — общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до проникновения в неё марксизма.
2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18 с. 357).
Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М. проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века. Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305). б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций М. (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая — с позиций идеализма и Агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизический М. неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».
3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный М. и практически действенный М. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). М., ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский М.
4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический М. и метафизический М. Для диалектического М. характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики (См. Диалектика) и материалистической теории познания (См. Теория познания). Метафизический М. имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.
5) С точки зрения сознания противополагаются научный и Вульгарный материализм. Научный М. видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный М. (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного М. является экономический М., противоположный историческому М. Историческому М. противостоят различные школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см. Антропологизм); б) географический М. (см. Географическая школа в социологии); в) натуралистический М. (Натурализм), который считает природу определяющим фактором развития общества.
6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М. (см. Рационализм и Сенсуализм).
7) Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски неоформленный М. Стихийный М. естествоиспытателей В. И. Ленин называл естественноисторическим М. Существует неразрывная связь стихийного М. естественников с философским М. как направлением. Естественноисторический М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 243).
8) Различные школы М. характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определённых школ М.: например, древнегреческий М., французский М. 18 века, русский М. 19 века и так далее. Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из этих признаков, например: античный М. или М. 17 века (объединяющий английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).
9) М. характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал; например, выделяется М. Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского (См. Чернышевский) и так далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного материалиста. Однако М. как общее мировоззрение нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естественнонаучными теориями.
Критерием истинности М. служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность М. Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, М. должен быть философски осознанным; в активной направленности М. против идеализма выражена его Партийность. В. И. Ленин писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой связи различают воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см. там же, т. 45, с. 31).
В зависимости от того, как выражают сами материалисты свои взгляды, можно обнаружить прямой, открытый М. и стыдливый, прикрытый М. Последний может маскироваться даже под агностицизм в угоду так называемому общественному мнению в буржуазных странах (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 302—03).
В современных условиях воинствующий М., проводящий принцип партийности, есть атеистический М. Однако до 19 века передовые философские течения часто были вынуждены приспосабливаться к господствующей религиозной идеологии (Пантеизм, Деизм).
Виды материализма и их классовая основа.Под содержанием М. понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой М. понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение М. Таким образом, в содержании М. заключено прежде всего то общее, что присуще всем школам и течениям М., в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой М. связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения М. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно. Форма М., воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический М. не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного М., от метафизического М. и всех других видов М., хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому М. вообще. Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида М., то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы М., смена старой его формы новой, говорят, что меняется вид М. Изменение формы М. совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. М., писал Ф. Энгельс, «...подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (там же, т. 21, с. 286).
Каждое создающее эпоху в естествознании 20 века открытие — в физике (теория относительности, квантовая механика, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц и другие), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и другие), в кибернетике, астрономии и других науках — требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического М. путём его обогащения обобщениями новых естественнонаучных открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического М., получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.
Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды М.:
Наивный (или стихийный) М. древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
Метафизический (или механический) М. 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между М. и диалектикой; в М. встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
Диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.
Наряду с основными видами М. существовали промежуточные — переходные от одного основного вида М. к другому. В развитии М. внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды М.:
Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному М. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы М. в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от Антропоморфизма и Гилозоизма.
М. эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного М. и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным М. и ещё не сформировавшимся метафизическим М. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы М. в 17 веке (например, Ф. Бэкон).
М., непосредственно предшествовавший диалектическому М. и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического М., содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического М. и не распространял М. на общественные явления. Этот вид М. зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).
Особое место среди промежуточных видов М. занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к М. Исторически эта форма предшествовала М. эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.
М. как философское учение на протяжении истории был, как правило, мировоззрением передовых, революционных классов. Однако было бы упрощенчеством связывать взгляды того или иного материалиста непосредственно с его классовой принадлежностью или общественно-политическими убеждениями. История М. свидетельствует, что такая связь носит опосредованный характер. Может случиться так, что представитель М. в данной исторической обстановке находится в лагере реакционных социальных сил, тогда как философ-идеалист выступает глашатаем прогрессивных сил общества. Но для раскрытия классовых основ и истоков М. в целом существенны не эти внутренне противоречивые ситуации, а общая направленность М. как философского учения, отражающего наиболее прогрессивные тенденции общественного развития — связь через естествознание с прогрессом производительных сил и борьбу против религии и идеализма.
Один и тот же вид М. (например, метафизический, механистический) в зависимости от места и времени может иметь различные классовые корни, выступая в одних условиях как прогрессивное направление в М., в других — как реакционное, в частности ревизионистское. Один и тот же общественный класс на одной и той же примерно ступени развития (например, революционная буржуазия, выступающая против феодализма и стремящаяся к политическому господству) в различных странах и в различных исторических условиях выбирает для себя различное философское облачение, причём не обязательно, чтобы им был всегда М. Непоследовательность М., выступающего в роли мировоззрения того или иного класса, находится в определённом соответствии с непоследовательностью самого этого класса, когда он выступает как революционная сила в общественном развитии. Последовательный до конца характер диалектического М. находится в прямой зависимости от последовательности, революционности рабочего класса, составной частью мировоззрения которого он является. Философские отступления от диалектического М. находятся в закономерной связи с отступлениями от революционного марксизма-ленинизма в практике, в политике.
Периоды и линии развития материализма.Закономерности развития М. условно можно разделить на две группы: а) те, которые составляют движущие силы развития М. и относятся к области практической — общественно-производственной и идеологической — деятельности и борьбы классов; б) те, которые выражают относительную самостоятельность развития М. как направления и связаны с логической последовательностью происхождения и преемственностью смены определённых его ступеней. Обе группы закономерностей находятся во взаимодействии между собой.
В истории М. осуществляется строгая преемственная связь последующих учений и систем М. с предыдущими; новые учения и системы М. развивались и возникали из ранее сложившихся. Наблюдаются 3 случая: 1) прямая связь, идущая от одной системы к другой; в этом случае последующая система представляет собой развитие, возможно одностороннее, предыдущей (подобно тому, как Т. Гоббс был систематизатором учения Ф. Бэкона). 2) Своеобразное раздвоение (дивергенция) линии развития, когда от одной системы берут начало две различные, а при известных условиях, прямо противоположные новые системы (например, от Дж. Локка к субъективному идеализму, идеалистическому сенсуализму Дж. Беркли и к французскому М., материалистическому сенсуализму); в этом случае возможна двоякая критика исходной системы со стороны обеих позднейших, в частности «справа», с позиций более открытого идеализма, и «слева», с позиций более последовательного М. (например, критика учения И. Канта). 3) Схождение и даже слияние сторон, содержавшихся у ранее обособленно развивавшихся философских систем (например, переход от картезианского М. и от сенсуализма Локка к французскому М. 18 века, а ещё резче — от идеалистической диалектики Гегеля и от метафизического М. Фейербаха к диалектическому М.). Такое слияние прогрессивных сторон у ранее изолированных и даже противостоящих философских течений происходит как органическая переработка содержания предшествующих течений с новой, единой и цельной точки зрения, но отнюдь не как эклектическое сложение и примирение до тех пор обособленных и даже враждебных друг другу философских направлений.
Существуют следующие магистральные пути или линии развития М.:
Основные линии развития М. Древнего Востока и античного М. Здесь главным в развитии наивного М. древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального М. Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии М. обнаруживается повсюду: и в странах Древнего Востока, и в античном мире. В античном М. (как и во всей древнегреческой философии) в зародыше содержались все позднейшие течения М.: механистический М., метафизический М., диалектический М., вульгарный М. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии М., идущие от зачатков диалектического М. (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл), которые у Аристотеля обрели способность к взаимопревращению, и от представления об Апейроне, беспредельном материальном начале, лишённом чувственной вещественной конкретности (Анаксимандр). Наряду с этим в системе Аристотеля сильны элементы идеализма, хотя Аристотель и критиковал основы идеализма своего предшественника Платона. В целом он колебался между М. и идеализмом, склоняясь к М. главным образом в своей «Физике» (учении о природе). Наиболее ярко и четко борьба между М. и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона (см. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131).
Линии сохранения и накопления элементов и ростков М. в средневековой философии. В условиях господства религиозной идеологии М. был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также причины гносеологического характера: неспособность М. древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. Конечно, идеализм давал в принципе неверные ответы на основные гносеологические вопросы, однако он не сводил сознание к материи, подобно наивному М. В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы М. и была представлена линия М. того времени в трудах комментаторов Аристотеля и других мыслителей, например Ибн Сины (См. Ибн Сина). В рамках средневековой схоластики борьба М. и идеализма приняла форму борьбы между Номинализмом и Реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией М.
Основные линии возрождения и развития М. в начале нового времени в Европе. В 15—16 веках в центре внимания представителей М. и возникающего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности, в противовес схоластике и церковному догматизму, видевшим источник знаний в изучении сочинений древних авторитетов и священных книг, а критерий истины — в сличении текстов. Английский М. 17 века возник на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 веке материалистические идеи естествознания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (в данном случае — механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы М. в разных странах несут в себе значительные элементы наивного М. и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного М. Таков М. итальянского Возрождения 15—16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и другие), М. 17 века (Ф. Бэкон), который представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция Теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем М. усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианской школе, см. Картезианство, у некоторых представителей французского М., в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Р. И. Бошковича и его последователя Дж. Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалось лишь на почве немецкого идеализма, в системах же М. преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, особенно Бошкович). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами М.: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов.
Борьба М. с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные учения М. (Гоббс, французский М. 18 века — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и другие) выступали и как атеистические учения. Английский М. конца 17 века оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 веках развёртывается борьба между вновь возникающими системами М. и идеализма: Гоббс — против идеализма Декарта, Дж. Беркли — против М. вообще, французский М. 18 века — против Беркли, Гегель — против французского М. 18 века и так далее. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер.
Основные линии развития домарксистского М. 19 века в России и Западной Европе. Главная магистральная линия развития М. в 19 веке проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики с М. путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского М. 19 века; продолжая материалистическую традицию М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с М.; в Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею (См. Абсолютная идея) Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к М. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского М. характерно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство М. и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил В. И. Ленин, говоря, что основная беда старого (домарксовского) М. — неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу познания. Все последующие отступления от диалектического М. шли также в значительной мере по этому же направлению (например, механисты).
Задачу соединения М. с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский М. 18 века. Взаимопроникновение М. и диалектики в марксистской философии 19 века произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, так как была создана подлинно научная теория природы, общества и мышления и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение. М. на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического М. в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить М. с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе М. Все отступления от последовательного (диалектического, марксистского) М. связаны в первую очередь с тем, что М. и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой.
Относительно истории возникновения и развития диалектического М. выдвигались неверные концепции. По поводу генезиса диалектического М. утверждалось, будто бы своё учение Маркс и Энгельс создали путём простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским М. В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противоположный гегелевскому, из которого основоположники марксизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского М. они выделили основное зерно, отбросив всю его метафизическую ограниченность. В итоге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих философских предшественников, создав качественно новое учение — диалектический М., в котором диалектика и М. пронизывают друг друга. Утверждалось также, будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена аристократической реакцией на французский М. и на Великую французскую революцию. Тем самым отрицался факт теоретической подготовки диалектического М., резко обрывалась преемственная связь в историческом развитии мировой философской мысли, а сам марксизм изображался как появившийся внезапно, в стороне от основных путей развития мировой цивилизации.
В отношении дальнейшего развития диалектического М. утверждалось, будто у ленинского этапа в марксистской философии было два равноправных теоретических источника: учение Маркса и М. русских революционных демократов 19 века. Но очевидно, что М. последних резко отставал от марксистского М. в самом главном — в вопросе о единстве диалектики, логики и теории познания, не говоря уже об историческом М., а потому нельзя ставить в один ряд единственный теоретический источник ленинизма — учение Маркса — и какие-либо другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского М. не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движения и достижениями науки, культуры, в том числе и национальной культуры (включая философию) той страны, где происходит его развитие.
Диалектический М., будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Раскрывая гносеологические корни М., Энгельс писал: «...материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20, с. 513). Ленин, говоря об элементах диалектики и вместе с тем о гносеологических корнях М., подчёркивал
«... объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе)» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 202). «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость примененная субъективно, эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира» (там же, с. 99).
М. играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. «Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям» (там же, т. 18, с. 40). Только тогда, когда учёные, хотя бы бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешенные вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», М. выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование М. может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, то есть на диалектику. Весь ход развития науки и общества, международного революционного движения рабочего класса полностью подтверждает творческий характер и истинность высшей формы философского М. — диалектического и исторического М. (см. Диалектический материализм, Исторический материализм, Материя и литературу при этих статьях, а также статьи о материалистических учениях и об отдельных материалистах).
Б. М. Кедров.

  1. материализмлат. materialis вещественный филос. направление крое исходит из первичности природы материи бытия и вторичности духа сознания идеального. Различают филос. М. и М. стихийн...Атеистический словарь
  2. материализмлат. materialis вещественный филос. направление крое исходит из первичности природы материи бытия и вторичности духа сознания идеального. Различают филос. М. и М. стихий...Атеистический словарь II
  3. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от лат. materialis вещественный одно из двух главных филос. направлений крое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи природы бытия физи...Большая советская энциклопедия
  4. материализмфилософская доктрина согласно которой первичной сущностью мира является материя а сознание дух вторичными то есть возникающими по мере усложнения органических материальны...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. материализмм. materialismo исторический материализм materialismo storico Итальянорусский словарь. Синонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. материализмм филос.Materialismus m неизм.диалектический материализм der dialektische Materialismus антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. материализмматериализмMaterialismusСинонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. материализмматериализм м филос. Materialismus m неизм. диалектический материализм der dialektische MaterialismusСинонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антоним...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. материализмм. филос.materialismo mческий материалиuзм materialismo histricoческий материалиuзм materialismo dialctico...Большой русско-испанский словарь
  10. материализмсущ. муж. рода только ед. ч.матералзм уem...Большой русско-украинский словарь
  11. материализмм. matrialisme m диалектический материализм matrialisme dialectique исторический материализм matrialisme historique...Большой русско-французский словарь
  12. материализмmaterialism Философия . Учение согласно которому не существует ничего что не являлось бы материей. . Учение согласно которому материя первична а мышление или сознание ...Большой толковый социологический словарь
  13. материализмот лат. materials вещественный англ. materialism нем. Materialismus. Философская ориентация края в противоположность идеализму исходит из того что мир материален сущест...Большой толковый социологический словарь II
  14. материализмм.matrialisme mдиалектический материализм matrialisme dialectiqueисторический материализм matrialisme historique антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Ан...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. материализмот лат. materialis вещественный философское направлениекоторое исходит из того что мир материален существует объективно вне инезависимо от сознания что материя первична...Большой энциклопедический словарь II
  16. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от лат. materialis вещественный философское направление которое исходит из того что мир материален существует объективно вне и независимо от сознания что ма...Большой Энциклопедический словарь V
  17. материализмфилософское направление исходящее из признания объективного существования материального мира независимо от человеческого сознания закономерности которого познаваемы....Глобальная экономика. Энциклопедия
  18. материализмдревнейшее философское учение об объективном бытии мира его независимости от воли духа сознания. М. не отвергает духовные явления и ценности но рассматривает их как свойс...Евразийская мудрость от А до Я
  19. материализмот латинского materialis вещественный философское направление которое исходит из того что мир материален существует объективно вне и независимо от сознания что материя п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. материализмМАТЕРИАЛИЗМ а м. matrialisme m. strong. Научное направление в философии признающее первичность материи природы объективной реальности по отношению к сознанию мышлению про...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  21. материализмот лат. materialis вещественный филос. направление признающее первичность материи природы объективного и вторичность производность обусловленность сознания духа мышлени...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  22. материализмлат. materialis вещественный философское миропонимание мировоззрение а также совокупность сопряженных идеалов норм и ценностей человеческого познания самопознания и практ...История философии
  23. материализмМАТЕРИАЛИЗМstrongлат. materialis вещественный философское миропонимание мировоззрение а также совокупность сопряженных идеалов норм и ценностей человеческого познания с...История философии II
  24. материализмматериализм....Киргизско-русский словарь
  25. материализмматериализм...Коми (зырянский)-русский словарь
  26. материализмфилософское направление в основании которого лежат представления о первичности материи и вторичности сознания. Первичность материи означает несотворимость и вечность мате...Краткий политологический толковый словарь
  27. материализмметафизическая позиция согласно которой все сводится к вещественному к материальному. Материя здесь субстанция сущего и порождающее лоно всех вещей и всего духовного. Она...Краткий религиозно-философский словарь
  28. материализмодно из двух главных направлений в философии единственно правильное и научное верно решающее проблему отношения мышления и бытия. Материализм признает материю первичной а...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  29. материализмЗаблуждение согласно которому все существующее в особенности все психические явления имеет материальную т. е. физическую природу а значит мысль сознание чувство воля и т....Краткий философский словарь предрассудков
  30. материализмрус. материализм см. маддеджилик...Крымскотатарско-русский словарь II
  31. материализмМатериализм materialismus материалист materialista ae mf materialismi fautor материалистический materialisticus...Латинский словарь
  32. материализма м.em Одно из двух главных наряду с идеализмом направлений в философии решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи природы бытия объективной действит...Малый академический словарь
  33. материализмМатериализм...Монгольско-русский словарь
  34. материализмкорень МАТЕРИАЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова МАТЕРИАЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный МАТЕРИАЛ ИЗМ Слово Материализм содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  35. материализмНачальная форма Материализм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  36. материализмmaterialism филос. направление исходящее из того что мир материален и существует объективно. Поэтому М. является формой монизма. Доводы в пользу М. как правило подтвержда...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  37. материализмфр. materialisrae от materialis вещественный философское учение воззрение которое видит основу и субстанцию всей действенности не только материальной но душевной и дух...Начала современного естествознания
  38. материализмот лат. materialis вещественный в обыденном смысле культ вещей и склонность к низменной чувственности вера в вещественные причины всех явлений природы общественных событ...Новая философская энциклопедия
  39. материализмМАТЕРИАЛИЗМ лат. materialis вещественный философское миропонимание мировоззрение а также совокупность сопряженных идеалов норм и ценностей человеческого познания самопо...Новейший философский словарь
  40. материализмлат. materialis вещественный философское миропонимание мировоззрение а также совокупность сопряженных идеалов норм и ценностей человеческого познания самопознания и пра...Новейший философский словарь II
  41. материализмматериализм . м. Научное философское направление утверждающее первичность материи и вторичность сознания материальность мира независимость его существования от сознания л...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  42. материализмучение по которому существует лишь одна субстанция материя. Противостоит спиритуализму для которого дух образует вполне реальную субстанцию. Материализм и спиритуализм ...Новый философский словарь
  43. материализм. В социологическом смысле сосредоточенность на занятиях с материальными вещами с пренебрежением умственными или духовными. . Как философская позиция доктрина что единс...Оксфордский толковый словарь по психологии
  44. материализм. В социологическом смысле сосредоточенность на занятиях с материальными вещами с пренебрежением умственными или духовными. . Как философская позиция доктрина что единс...Оксфордский толковый словарь по психологии
  45. материализмматериализм материализм а...Орфографический словарь
  46. материализмu м антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Орфографический словарь русского языка
  47. материализмфилос. материализм диалектикон материализм диалектический материализм историон материализм исторический материализм....Осетинско-русский словарь
  48. материализмлат. вещественный научнофилософское учение основанное на идеях чувственного представления бытия детерминизма и атеизма. Согласно материализма все можно познать предсказ...Основы духовной культуры
  49. материализмучение делающее особый акцент на материальных потребностях человека и их удовлетворении в философском смысле вера в то что реальна только материя или же что в основе ист...Политология - глоссарий по книге
  50. материализмМАТЕРИАЛИЗМ materialism В расхожем понимании слова это убеждение согласно которому смысл имеет только материальное благополучие как противоположность духовным и иным иде...Политология. Словарь.
  51. материализмматериализм материализмы материализма материализмов материализму материализмам материализм материализмы материализмом материализмами материализме материализмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  52. материализмОрфографическая запись слова материализм Ударение в слове материализм Деление слова на слоги перенос слова материализм Фонетическая транскрипция слова материализм [мтирл...Полный фонетический разбор слов
  53. материализмот лат. materialis вещественный философское направление которое исходит из того что мир материален существует объективно вне и независимо от сознания что материя первич...Профессиональное образование
  54. материализмфилософская теория утверждающая что вся Вселенная состоит в конечном счете только из физической материи....Психология сознания
  55. материализмматерялзм му. Экономический лизм економчний матерялзм....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  56. материализмМАТЕРИАЛИЗМ тип мировоззрения рационально оформленного в филос. систему полит. экономич. и социальную доктрину или идеологию либо имеющего логически несвязный основанный...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  57. материализмматериализм аСинонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Русский орфографический словарь
  58. материализмМ мн. нет fls. materializm диалектический материализм dialektik materializm исторический материализм tarixi materializm....Русско-азербайджанский словарь
  59. материализмм. филос. вульгарный материализм диалектический материализм исторический материализм философский материализм...Русско-английский психологический словарь
  60. материализмматериализм м. филос.imaterialism...Русско-английский словарь
  61. материализмматериализм м. materialism исторический материализм hictorical materialism диалектический материализм dialectical materialism материалист м. materialist материалистическ...Русско-английский словарь II
  62. материализмmaterialism...Русско-английский словарь по электронике
  63. материализмN...Русско-армянский словарь
  64. материализмМатэрыялзм диалектический материализм дыялектычны матэрыялзм воинствующий материализм ваянчы матэрыялзм...Русско-белорусский словарь
  65. материализмматэрыялзм муж.iдиалектический материализм дыялектычны матэрыялзмвоинствующий материализм ваянчы матэрыялзм...Русско-белорусский словарь II
  66. материализмматериализм м о исторический о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  67. материализмматериали Синонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Русско-ивритский словарь
  68. материализмmaterialismo...Русско-испанский экономический словарь
  69. материализммата филос. материализм...Русско-казахский словарь
  70. материализмматериализм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  71. материализмматериализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  72. материализмм. филос. материализм бардык нерсенин башталгычы негизи дух эмес материя деп таачуучу объективд дйн акылэске ойго кз каранды болбостон жашайт деп таануучу дйнн жана анын ...Русско-киргизский словарь
  73. материализмwiwzhy wiwlnисторический материализм диалектический материализм антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Русско-китайский словарь
  74. материализмMaddecilik materializm...Русско-крымскотатарский словарь
  75. материализммаддеджилик материализм...Русско-крымскотатарский словарь II
  76. материализмmaterilisms...Русско-латышский словарь
  77. материализмМатериализм...Русско-монгольский словарь
  78. материализмм. Materialismus m диалектический материализм dialektischer Materialismus исторический материализм historischer Materialismus....Русско-немецкий словарь
  79. материализмAterialisme...Русско-нидерландский словарь
  80. материализмматериализмм филос. диалектический исторический ....Русско-новогреческий словарь
  81. материализмmaterialisme антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Русско-норвежский словарь
  82. материализм...Русско-персидский словарь
  83. материализмmaterializm...Русско-польский словарь
  84. материализммmaterialismo m диалектический материализм антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Русско-португальский словарь
  85. материализмМатериализмumaterialism ед.em uyakinifu ед.научный материализм uyakinifu wa kisayansi ед....Русско-суахили словарь
  86. материализмматериализм материализм...Русско-таджикский словарь
  87. материализмм филос. maddecilik materyalizmдиалектический материализм diyalektik maddecilikисторический материализм tarihsel maddecilik антиспиритуализм вещесловие вещесловность пр...Русско-турецкий словарь
  88. материализмm материалист материалистический...Русско-финский словарь
  89. материализмmaterialismus...Русско-чешский словарь
  90. материализмсущ.муж.ант. идеализм материализм ут тнчере мн пуррин пуламш стн мар матери иккенне ирплетекен философи врентв...Русско-чувашский словарь
  91. материализмmaterialism.strong materialism...Русско-шведский словарь
  92. материализмMaterialism...Русско-эстонский словарь
  93. материализмматериализмСинонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Русское словесное ударение
  94. материализмучение по которому существует лишь одна субстанция материя. Противостоит спиритуализму для которого дух образует вполне реальную субстанцию. Материализм и спиритуализм ...Сверхкраткий философский словарь
  95. материализмлат.em. В античной философии Платон впервые намеренно противопоставил материю сознанию. До этого М. исходил только из предположения что первоначалом явяется некая материа...Словарь античности
  96. материализмидеализмСинонимы антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Антонимы идеализм...Словарь антонимов
  97. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от лат. materia вещество. Отрицание существования духа в природе всякой духовнов. силы безверие. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Ч...Словарь иностранных слов русского языка
  98. материализмфилософское направление которое исходит из первичности природы материи бытия и вторичности духа сознания идеального. Люди стоящие на позициях стихийного М. считают что вн...Словарь исторических терминов
  99. материализмот лат. materialis вещественный одно из главных философских направлений признающее объективность первичность несотворимость и неизничтожимость материи которая существуе...Словарь конфликтолога
  100. материализмот лат. materialis вещественный философская теория которая в противоположность идеализму исходит из того что вопервых мир материален существует объективно вне и независи...Словарь по истории психологии
  101. материализмНаучное направление в философии утверждающее в противоположность идеализму что мир по своей природе материален существует независимо от сознания людей что он познаваем чт...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  102. материализмМАТЕРИАЛИЗМ а м.iФр. matrialisme.Филос.iФилософское направление считающее основой всего сущего материюi .Материя всfont массы образуя .em Объемлет все до задняго кольца ...Словарь русского языка XVIII в
  103. материализмматериализм сущ. колво синонимов антиспиритуализм вещесловие вещесловность практицизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы антиспиритуализм вещесловие ...Словарь синонимов II
  104. материализмот лат. materialis вещественный философское направление признающее первичность материального и вторичность духовного идеального что означает извечность несотворенность ...Словарь-справочник по философии
  105. материализмот лат. materialis вещественный одно из двух главных филос. направлений крое решает осн. вопрос философии в пользу первичности материи природы бытия физического объективн...Советский философский словарь
  106. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от латинского materialis вещественный философское направление которое исходит из того что мир материален существует объективно вне и независимо от сознания ч...Современная энциклопедия
  107. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от лат . materialis вещественный философское направление которое исходит из того что мир материален существует объективно вне и независимо от сознания что ма...Современный энциклопедический словарь
  108. материализмMATERIALISM В социологии этот термин используется как в конкретном так и в более общем смысле. В первом случае им обозначаются теории согласно которым основной причиной с...Социологический словарь
  109. материализмот лат. вещественный философское направление противоположное идеализму утверждает первичность материального и вторичность духовного идеального считает сознание продуктом ...Тематический философский словарь
  110. материализмфилософское течение утверждающее что материя первична а сознание вторично. Сознание считается свойством материи [] или ее продуктом []. С точки зрения информационных сист...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  111. материализмматериализм [фр. matenahsme lt лат. matenahs вещественный] одно из двух главных направлений в философии научное направление противоположное идеализму. при разрешении осн...Толковый словарь иностранных слов
  112. материализмМАТЕРИАЛИЗМ а м. . Философское направление утверждающее впротивоположность идеализму первичность материи и вторичность сознанияматериальность мира независимость его сущес...Толковый словарь Ожегова
  113. материализмМАТЕРИАЛИЗМ мн. нет м. . Философское учение признающее в противоп. идеализму первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное дух за втор...Толковый словарь русского языка II
  114. материализмматериализм материализм а м. Философское направление утверждающее в противоположность идеализму первичность материи и вторичность сознания материальность мира независимос...Толковый словарь русского языка II
  115. материализмМАТЕРИАЛИЗМ а м. . Философское направление утверждающее в противоположность идеализму первичность материи и вторичность сознания материальность мира независимость его сущ...Толковый словарь русского языка
  116. материализмматэрыялзм...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  117. материализмУдарение в слове материализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове материализм...Ударение и правописание
  118. материализмRzeczownik материализм m Potoczny materializm m...Универсальный русско-польский словарь
  119. материализмсовокупность философских концепций одно из главных философских направлений которое в основание существования всей действительности ставит материю природу. Материя природа...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  120. материализмфилософское мировоззрение признающее в качестве исходного логического основания объективно существующее и воспринимаемое нашими органами чувств начало материю. Все явлени...Философия, практическое руководство
  121. материализмлат. materialis вещественный одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. М. субстанцией первоосновой всего существующего считает материю независимую о...Философия. Словарь по обществознанию
  122. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от лат. materialis вещественный многозначная идея которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. Утверждение относительно существован...Философская энциклопедия
  123. материализмот лат. materialis вещественный науч. направление в философии крое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи природы бытия физического объективного ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  124. материализмот лат. materialis вещественный одно из основных направлений в истории философии. С точки зрения М. в основе бытия лежит материя которая является первичной по отношению...Философские категории
  125. материализмучение по которому существует лишь одна субстанция материя. Противостоит спиритуализму для которого дух образует вполне реальную субстанцию. Материализм и спиритуализм ...Философский словарь
  126. материализмот лат. materialis вещественный воззрение которое видит основу и субстанцию всей действенности не только материальной но душевной и духовной в материи. К материализму нуж...Философский энциклопедический словарь II
  127. материализмот лат. materialis вещественный воззрение которое видит основу и субстанцию всей действенности не только материальной но душевной и духовной в материи. К материализму ...Философский энциклопедический словарь
  128. материализмматериализм материализмы материализма материализмов материализму материализмам материализм материализмы материализмом материализмами материализме материализмах Источник П...Формы слова
  129. материализмТеизм Теза Тара Тамил Там Талер Таир Таз Ритм Рита Римма Рим Ризалит Риза Риал Риа Рет Ремиз Рем Релит Релиз Резит Рез Реализм Реал Рами Рам Размет Разлитие Разлет Раз Мр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  130. материализмМатериализм философская система приписывающая действительное бытие одной только материи т. е. совокупности протяженных и непроницаемых частиц и отрицающая всякую самосто...Энциклопедический словарь
  131. материализмфилософская система приписывающая действительное бытие одной только материи т. е. совокупности протяженных и непроницаемых частиц и отрицающая всякую самостоятельность в ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  132. материализмМАТЕРИАЛИЗМ лат. materialis вещественный философское миропонимание мировоззрение а также совокупность сопряженных идеалов норм и ценностей человеческого познания самопо...Энциклопедия История философии
  133. материализмот лат. materials вещественный англ. materialism нем. Materialismus. Философская ориентация края в противоположность идеализму исходит из того что мир материален сущест...Энциклопедия социологии
  134. материализмМАТЕРИАЛИЗМ от лат. materialis вещественный философское мировоззрение утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания согла...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  135. материализмМатериализмstrong. Заимств. в XVIII в. из франц. яз. где materialismei суф. производное от лат. materialisi см. материалi материяi. Исходно узкий практицизм пренебрежит...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  136. материализмЗаимств. в XVIII в. из франц. яз. где materialismeem суф. производное от лат. materialisem см. материалem материяem. Исходно узкий практицизм пренебрежительное отношени...Этимологический словарь русского языка