Большая Советская энциклопедия II

ЙОГАЧАРЫ

виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой (См. Мадхьямика)) религиозно-философских школ Буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) — основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» — и Васубандху (5 в. н. э.) — основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6—8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч.которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.
Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или Нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась Йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.
Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль — так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.
Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534—51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.
В. П. Лугина.

  1. йогачарыЙОГАЧАРЫ виджнянавадины последователи одной из двух основных школ буддизма махаяны. Главные представители Асанга в. Васубандху в. логики Дигнага в. и Дхармакирти вв...Большой Энциклопедический словарь V
  2. йогачарыйогачары йогачары ов ед. чар а...Орфографический словарь
  3. йогачарыОрфографическая запись слова йогачары Ударение в слове йогачары Деление слова на слоги перенос слова йогачары Фонетическая транскрипция слова йогачары [агар] Характерист...Полный фонетический разбор слов
  4. йогачарыйогачары ов ед. ч. чар а...Русский орфографический словарь
  5. йогачарыЙОГАЧАРЫ виджнянавадины последователи одной из двух основных школ буддизма махаяны. Главные представители Асанга в. Васубандху в. логики Дигнага в. и Дхармакирти вв....Современный энциклопедический словарь
  6. йогачарыУдарение в слове йогачарыУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове йогачары...Ударение и правописание
  7. йогачарыЙОГАЧАРЫ виджнянавада последователи религ.филос. школы в сев. буддизме махаяне. Осн. идеи школы появляются впервые в сер. в. в трактате Сандхинирмочанасутра. Филос. сис...Философская энциклопедия