Большая Советская энциклопедия II

ИСЛАМ

[араб., буквально — покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи — мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, государств Аравийского полуострова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значительную часть (от 60 до 75% ) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, около половины населения Ливана и Албании, около 30% населения Эфиопии, около 20% населения Либерии, Берега Слоновой Кости, Малагасийской Республики, Танзании, около 11% населения Индии. В СССР мусульмане живут в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, в Аджарской, Абхазской, Башкирской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Татарской и Чечено-Ингушской АССР, в ряде краев и областей РСФСР. Общая численность мусульман в мире составляет около 500 млн. чел.
И. возник в 7 в. н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель его — Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охвативший арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных (политеистических и фетишистских) представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной государственной и общественной организации. Эту задачу и осуществило религиозно-политическое движение под знаменем И. Была создана теократическая система (см. Теократия), отражавшая и освящавшая в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты. Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (Аллах), якобы наделивший своего «посланника» (расул) абсолютной религиозной прерогативой.Это соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке и при господстве религиозного фактора, отождествление морали и права, делало И. всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Многими чертами своей догматики, этики, обрядности, мифологии и т. д. И. наиболее близок христианству и иудаизму. Из них (а также из зороастризма и некоторых других ближне- и средневосточной религиозно-философских и политических течении) И. заимствовал немало идей и установлений. Но все они трансформировались в духе самого И. и лишь затем становились элементами мусульманских религиозных, политических, культурных, правовых и других структур. В целом И. является самостоятельной религией, функционирующей в соответствии с собственными нормами и принципами.
Будучи уже в самом зародыше своём синтезом религии, политических норм и права, синтезом, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором, И. обретал значительную стабильность как в самой Аравии, где на его основе образовалось централизованное государство, так и за её пределами, когда в результате арабских завоеваний (См. Арабские завоевания) возникла обширная мусульманская империя — Халифат. Необходимость объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм обусловила процесс активной универсализации И. Этому способствовали и религиозно-эгалитарный идеал И., и предельно простая процедура перехода в него, и отсутствие в нём клерикальной иерархии (И. в принципе исключает каких-либо посредников между богом и человеком; профессиональные законоведы-теологи — факихи — не являются носителями «божественной благодати»; в отличие от христианского духовенства, у них нет ни исключительного права совершать религиозные обряды, ни права отлучать от общины или же отпускать грехи). Неизменное подчёркивание мессианской роли И., исключительности всего мусульманского, унифицированная в основном система образования, высокая степень зависимости этических, эстетических и политических идеалов от теологических предписаний, наличие сравнительно однородных каналов общения (прежде всего — арабский язык как язык культа, права и науки) — всё это способствовало упрочению исламских традиций, существенно повлиявших на культуру Халифата (см. ниже раздел Ислам и пластические искусства, а также ст. Арабская культура), в свою очередь оказавшую сильное воздействие на европейскую цивилизацию.
В 9—10 вв. И. превращается в сложную систему с утончённой философско-теологической (калам) и детально разработанной правовой (Шариат) основами. Главные принципы И., якобы переданные богом Мухаммеду через ангела Джебраиля, сконцентрированы в Коране. В становлении, укреплении и унификации мусульманской средневековой цивилизации почитание Корана сыграло важную роль. Коран — единственный источник мусульманского вероучения, хотя на практике с ним по существу равноценным (а нередко даже, в случаях явного расхождения с Кораном, — и превалирующим) стало также и священное предание — Сунна. Состоящая из множества канонизированных сообщений (Хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда, сунна, впитав в себя многие элементы культурного наследия включенных в Халифат стран, позволяла наряду с фетвой (См. Фетва) и киясом (логическое заключение по какому-либо вопросу на основе аналогий в Коране или в хадисах) дополнять и развивать мусульманскую религиозную догматику и законодательство применительно к новым условиям.
Субъектом культа в И. является индивид. Молитва, даже совершаемая сообща, — индивидуальна; таково же и паломничество. Но ортодоксальный И. всемерно лимитировал эту индивидуалистическую тенденцию, в значительной мере сохраняя и активизируя характерную для предшествовавших ему идеологий родоплеменного общества теснейшую зависимость индивида от религиозно-политической общины.
Столь же неоднозначным оказалось и мусульманское учение о предопределении, сформулированное в ходе ожесточённой борьбы между различными религиозно-философскими, а в известной мере и политическими, течениями 8—9 вв. (мурджиты, джабариты, кадариты, Мутазилиты). Плодом компромисса между сторонниками идеи об абсолютном предопределении и теми, кто акцентировал необходимость признания принципиально важной роли свободной человеческой воли, стало то, что неизменно сохраняемую ориентацию на фатализм И. смог сочетать с известным Индетерминизмом, с допущением некоторых произвольных действий человека, долженствующего нести за них моральную ответственность.
Выдвижение на первый план не только мифа, но и жёстких ритуальных предписаний, универсализм, соединённый с умением сохранять свои основные принципы и лишь в соответствии с ними воспринимать инокультурные ценности, — всё это в немалой степени обусловливало живучесть И., его непрерывное практическое воздействие на все сколько-нибудь значительные стороны общественного и индивидуального бытия.
Собственно религиозная структура И. состоит из двух частей: Иман — вера (в истинность И.) и Дин (религиозная практика — совокупность религиозных обрядов, религиозной морали, традиций и т. д.), детали которых определены Кораном, сунной и решениями официальных религиозных авторитетов. Суть Имана сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день «страшного суда». Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа (шахада): «Нет божества, кроме единого бога (аллаха) и Мухаммед — посланник его». Этой формулы нет в Коране, но она — основа мусульманского самосознания. Иман предполагает прежде всего внутреннее убеждение в истинности веры (итикад). Как ни одна другая религия, И. придаёт исключительное значение всемогуществу бога — единого, вечного, «творца, дающего жизнь и смерть». Бог в И. не только ревнив и карающ, но и справедлив, и милосерден, что даёт возможность не одному лишь «доброму мусульманину» (т. е. тому, кто искренне верит в истинность шахада и совершает вытекающие из него обряды), но и «нечестивцу» из среды мусульман (фасик) надеяться на райское блаженство, тогда как немусульманам суждены вечные адские муки. Эта мысль об исключительности И. и его приверженцев усилена догмой о Мухаммеде как о «печати пророков», последнем из пророков. Они же в свою очередь делятся на пророков-посланников (расуль) и «простых» пророков (наби), продолжавших начатую посланниками проповедь. Высшими из категории расуль И. признаёт (помимо Мухаммеда) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа. Из домусульманских арабских религиозных представлений И. сохранил веру в связанных с людьми (и порой даже самыми интимными узами) джиннов и джинний (разделив их, однако, на две группы — «неверных» и «правоверных» — мусульман) и т. д.
Дин опирается на пять «столпов веры» (аркан): 1) исповедание веры — произнесение шахада вслух, точно, с полным пониманием его смысла и искренним убеждением в его истинности; 2) ежедневное пятикратное богослужение (араб. салат, перс. Намаз), основным компонентом которого является уставная молитва, сопровождаемая и завершаемая обширным (хотя и могущим быть измененным во время войны или в иных чрезвычайных обстоятельствах) набором ритуальных омовений, молитвенных поз и жестов; 3) пост (саум) в месяц рамадан (наряду с ним допускаются добровольные посты в любое время года); 4) обязательная благотворительность (налог Закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака); 5) паломничество в священный город Мекку (необязательное, однако, для ряда категорий верующих). Для И. характерен обширный ритуальный комплекс, поддерживающий не только веру во всемогущего бога, но и «мусульманскую солидарность», призванный объединять «правоверных» одной идеей и одним действием. Исключительное значение И. придаёт обычаю и традиции как главному средству социального контроля и обеспечения высокой степени единомыслия (особое значение в этом плане имеет пятничный намаз в мечети, во время которого читается молитва за власть предержащую и за всю мусульманскую общину), основанного на чувстве гордости за принадлежность к руководимому богом «сообществу правоверных» — умме. Важнейшие праздники И.: праздник разговения (после поста; ид аль-фитр, тюркск. ураза-байрам), праздник жертвоприношения (ид аль-адха, Курбан-байрам), мирадж (связанный с мифом о вознесении Мухаммеда на небо), маулид (день рождения Мухаммеда) и др. Существенное значение приобрела и такая религиозная обязанность, как Джихад (или газават) — «война за веру», «священная война».
Декларируя свою неразрывную связь с мусульманскими же государственными формами и сюзеренами (вначале с мединской уммой и Мухаммедом, как её шейхом, затем с Халифатом и с халифом и т. д.), возможность реального воплощения своих принципов лишь в мусульманской политической организации, И. оказывался теснейшим образом связанным с политической сферой, активно содействуя складыванию и упрочению унифицированной религиозно-политической системы. Но эта тенденция постепенно ослаблялась вследствие непрерывно растущих противоречий между абстрактно-универсальным идеалом И. и укреплявшимися местными религиозно-культурными традициями. Отсутствие в И. межрегиональной церковной организации всемерно благоприятствовало автономистским и сепаратистским стремлениям. Рост социальных противоречий, чаще всего выражавшийся в форме религиозной борьбы, ослаблял действие И. как консолидирующей силы. Следствием всего этого стал не только распад некогда целостного мусульманского политического организма на ряд враждующих между собой государств, объединённых лишь формально единой идеологической доктриной, но и появление множества сект, каждая из которых, даже и не всегда стремясь к полной независимости в пределах исламской структуры, создавала тем не менее своё специфическое учение. В 7 в. возник хариджизм (см. Хариджиты), выдвинувший идею полного равенства в мусульманской общине, требование выборности имама-халифа и др.
Политическая борьба вызвала появление в том же 7 в. второй основной, после ортодоксального И. (Суннизма), ветви мусульманской религии — Шиизма. Из него в свою очередь выделилось в 8—9 вв. несколько сект — Зейдиты, Исмаилиты, имамиты и др. Шиитов отличает от суннитов прежде всего особое понимание института верховной власти. За исключением Али, зятя Мухаммеда, объявляемого единственным законным преемником пророка и толкователем И., шиизм отвергает, как узурпаторов, всех суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммеда Фатимой). В то время как суннизм опирается на институт иджмы (формально — на «согласие всей общины», фактически — на единство мнений компетентных и авторитетных теологов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не предусмотренным Кораном и сунной), шиизм предоставляет право интерпретировать и применять «божественный закон» (и даже развивать его) только имаму и от его имени — Муджтахидам.
В 8 в. в И. зарождается мистическое течение — Суфизм. Явившийся реакцией на нивелирующие тенденции ортодоксальной религиозной организации и подчёркивая ценность индивидуального начала в гораздо большей степени, чем официальное мировоззрение, суфизм всё же никогда не был его полной противоположностью. Стремясь преобразовать не веру, как таковую, а верующего, он имел тем не менее общую с формальными суннитскими и шиитскими структурами цель и потому-то являлся по существу их «некодифицированным» продолжением и дополнением. Более того — именно суфийские ордена, нередко соединяя воедино аскетичность и воинственность, неоднократно оказывались наиболее ревностными охранителями и расширителями сферы мусульманского господства, строжайшими блюстителями исламской «самобытности и чистоты», действенными очагами миссионерской пропаганды. Однако суфизм одновременно становился опорой гуманистической и антиклерикальной мысли, источником самых утончённых и чуждых ортодоксии культурных течений. И он же своей чёткой и никогда не снимаемой мистико-аскетической направленностью подтачивал организационную стабильность мусульманского общества, вступал в конфликт с духом ортодоксального И. как системы, основывающейся на принципе нерушимой традиции, воплощённом в шариате.
Ортодоксальный И., стремясь регулировать и регламентировать все действия индивида и все сферы общественной жизни, провозглашал шариат плодом божественных установлений и потому — вечным и неизменным. Установления шариата обеспечивали юридическую унификацию на огромной территории Халифата. Уже в 10 в. завершилась выработка основных норм мусульманского права. Основатели возникших в 8—9 вв. четырёх суннитских юридических толков (Мазхабов) были признаны непререкаемыми авторитетами, последними, кто мог в суннизме автономно толковать (иджтихад) главные источники мусульманского права (Коран и сунну), а фактически — все имеющие принципиальное значение теолого-правовые (и в конечном счёте — социальные) проблемы. (Шиизм в этом отношении даёт несколько большую свободу своим религиозным авторитетам — муджтахидам, поскольку у каждого из них предполагается непосредственная духовная связь со «скрытым имамом».) Всё это содействовало укреплению ортодоксального И. как средства упрочения и освящения господства эксплуататорской верхушки.
Подчёркнуто консервативный характер ортодоксального И., упорно сохранявшего принцип тождественности религиозных, культурных и политических институтов, с одной стороны, отражал застойность основанных на натуральном и полунатуральном хозяйстве мусульманских средневековых обществ, а с другой — сам немало способствовал значительному экономическому и культурному отставанию мусульманского Востока, препятствовал его целостной секуляризации. В то же время И., как универсальная идеология исповедовавших его народов, нередко объективно способствовал активизации их национально-освободительных движений. Это в свою очередь сохраняло большое влияние И. в социальной жизни мусульман, делало весьма проблематичным и неопределённым разделение его на светские и религиозные сферы. И всё же в целом шло заметное падение традиционной силы И., уменьшение объёма социально-значимой деятельности, контролируемой посредством его религиозных институтов, постепенный отход от мышления чисто теологическими категориями, от последовательно-теократических моделей и идеалов.
В конце 18 в. и особенно в 19 в. вследствие нарастания социальных, религиозных, национальных и др. противоречий в мусульманских странах, в условиях зарождения буржуазных отношений, в результате многостороннего влияния европейской культуры стали предприниматься попытки преобразовать И.: либо решительно отказавшись от всех «искажений и наращений», аккумулированных с ходом времени, полностью вернуть ему ту «идеальную» форму, которую он имел на ранних этапах своей эволюции (см. Ваххабиты), либо, напротив, привести И. в максимальное соответствие с основными тенденциями новой капиталистической эпохи. Такие мусульманские модернизаторы конца 19 — начала 20 вв., как Абдо, Рашид Рида, Икбал и др., ставили своей задачей возрождение политического и интеллектуального величия И. в духе современного им научного и технического прогресса. В связи с этим они выдвигали тезис о возможности познать реальный мир, о величии человеческого разума, допускали сочетание свободного развития его с верой в бога и т. д. Ратуя за «согласованность» И. с наукой, модернизаторы его выступали с требованием значительного расширения круга лиц, имеющих право на свободное, «в духе времени», толкование Корана и сунны, а также упрощения обрядности, смягчения ряда ритуальных предписаний и норм, улучшения положения женщины, которой традиционный И. отводил второстепенное в сравнении с мужчиной место; ликвидации полигамии (См. Полигамия); внедрения европеизированных образовательной и юридической систем и т. д.
Но, как правило, все стремления этих идеологов были направлены на включение новых элементов в традиционную структуру без каких-либо резких противоречий с устоявшимися принципами, на приспособление И. к современности путём подновления лишь наиболее архаичных его компонентов (или окончательного, но чрезвычайно осторожного и постепенного отказа от них). Поэтому демократические, просветительские, антифеодальные требования различных модернизаторских конструкций нередко отступали на задний план перед идеей бесспорного превосходства И. над всеми другими верованиями, социально-политическими доктринами и культурами, провозглашением его совершеннейшим в основе своей образом жизни, к которому должны быть приспособлены европейская наука и техника. Апелляция к И. как вечному символу самобытности, требование безусловной зависимости мусульманина от«наднациональной уммы» — всё это тормозило процесс всесторонней секуляризации исламских обществ, стесняло развитие национального самосознания и национальных культур и лишало мусульманский модернизм последовательного характера, устойчивой социальной базы. В итоге более или менее радикальный религиозный реформизм не имел успеха на мусульманском Востоке. Традиционный И. продолжает играть видную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран зарубежного Востока. В подавляющем большинстве их И. не только государственная религия, но и существенный компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и цивилизациям; он часто используется для освящения различных правительственных акций. Вместе с тем всё более усиливаются наметившиеся ещё в 19 — начале 20 вв. секуляризаторские тенденции, направленные на размежевание социальной идеологии и религии; при этом религии отводится роль лишь одного из орудий национальной политики. В сущности этот курс проводится почти во всех современных мусульманских странах. В некоторых из них правительства стремятся трансформировать в соответствии с собственными целями все традиционные религиозные организации. С одной стороны, государство зачастую отождествляет себя же с этими организациями, а с другой — один за другим устраняет все источники их реальной и потенциальной автономии (национализируя Вакфы, изымая из ведения религиозных организаций и беря в свои руки руководство системой народного образования, функции комплектования и распределения служителей культа, надзора за их деятельностью и т. д.).
Одновременно государство пытается всячески унифицировать религиозную сферу, ополчаясь на различные неортодоксальные, но глубоко укоренившиеся в социальной и религиозной жизни масс напластования в виде культа святых, анимистически-магических представлений и практики, всевозможных суфийских братств, обычно противодействующих модернизаторским реформам. В ходе фронтального столкновения откровенно традиционалистской и секуляризаторско-модернистской систем ценностей рождается множество функционирующих в лоне И. направлений, течений, школ, начиная от архаично-ортодоксальных и кончая суперутончёнными и гибкими. В конечном итоге эта интеллектуальная мозаичность современного И., всё убедительнее доказывающая, в частности, полнейшую бесперспективность Панисламизма и близких ему учений, так или иначе отражает идущую в зарубежных мусульманских регионах борьбу за поиск наиболее эффективных средств достижения всестороннего прогресса. В СССР и других социалистических странах, где социальные корни религии подорваны, И., как и другие религии, всё более и более превращается в пережиток прошлого.
Постоянное утверждение идеи о вечной подвластности человека мифическим небесным силам, ориентация на потустороннее существование, противопоставляемое пессимистически оцениваемому земному бытию, принципиальный отказ от признания самоценности и автономности человека — всё это делает И., как и любую религиозную систему, несовместимым с принципами подлинно научного мировоззрения.
М. А. Батунский.
Ислам и пластические искусства. И.оказал значительное влияние на искусство мусульманских стран. В области архитектуры это сказалось в появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей (См. Мечеть), Минаретов, ханак (См. Ханака), Медресе, караван-сараев (См. Караван-сарай) и пр. Запрещение изображать божество обусловило отсутствие религиозной тематики в изобразительном искусстве и привело к ограничениям в создании изображений человека и других живых существ. Представление о предосудительности таких изображений возникло в связи с их осуждением в хадисах и постепенно распространилось в широких слоях мусульманского населения. Начиная с 11 в. мусульманские богословы как сунниты, так и шииты безоговорочно осуждают изображения людей и животных в общественных местах, но допускают включение их в орнаментацию предметов употребляемых в быту (например, на керамике бронзе тканях и пр.). Осуждение не имело характера закона, и толкование его зависело от конкретных условий. Так в Иране где была сильна национальная живописная традиция, сюжетная живопись (даже на религиозные темы) существовала в течение всего средневековья. В арабских странах (см. Арабская культура) и Турции действие запрета оказалось сильнее: после 14 в. в этих странах изображения живых существ встречаются редко даже в прикладном искусстве. В начале 20 в. мусульманские авторитеты, уступая тенденциям современной жизни, пересмотрели своё отношение к изобразительному искусству и официально заявили что И. запрещает только изготовление идолов и икон.
О. Г. Большаков.
Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1965; Бартольд В. В., Ислам, Соч. т. 6, М., 1966; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее Средневековье, М., 1966; Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв., М., 1961; Беррельс А. Е., Насири Хосров и исманлизм, М., 1959; Климович Л. И., Ислам, М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII—XV вв., [Л.], 1966; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв., М., 1960; Смирнов Н. А., Пятьдесят лет советского исламоведения, в сборнике: Вопросы научного атеизма, т. 4, М., 1967; Степанянц М. Т., Философия и социология в Пакистане, М., 1967; Батунский М. А., О некоторых тенденциях в современном западном исламоведении, в сборнике: Религия и общественная мысль народов Востока, М., 1971; Большаков О. Г., Ислам и изобразительное искусство, в сборнике: Труды Государственного Эрмитажа, т. 10, Л., 1969; Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я., Очерк арабо-мусульманской культуры, М., 1971; Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. (Новое время), М., 1972; Аширов Н., Эволюция ислама в СССР, М., 1972; Гольдцигер И., Лекции об исламе, СПБ, 1912; Массэ А., Ислам, пер. с франц., М., 1961; Шарль Р., Мусульманское право, пер. с франц., М., 1959; Levy R., The social structure of Islam, Camb., ,1957; Massignon L., Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane, P., 1954; Watt W. М., Islam and the integration of society, L., 1961; Grunebaum G. E. von, Modern Islam, N. Y.,1964; Schacht J., An introduction to Islamic law, Oxf., 1966; Gibb Н., Studies on the civilization of Islam, Boston, 1968; Religion in the Middle East, ed. by A. J. Arberry, v. 2, Camb., 1969; Miquel André, Ľlslam et sa civilisation, VIIe—XXe siécles, [P.], 1968; Islam and its cultural divergence, ed. by Girdhari L. Tikku, Urbana [a. o.], [1971].

  1. исламараб. покорность мусульманство одна из т. н. мир. религий. И. возн. в Аравии в нач. в. в период разложения патриарх.общин. строя и образования клас. араб. госва. Вероуч...Атеистический словарь
  2. исламараб. покорность мусульманство одна из т. н. мир. религий. И. возн. в Аравии в нач. в. в период разложения патриарх.общин. строя и образования клас. араб. госва. Веро...Атеистический словарь II
  3. исламмусульманство самая молодая из всех мировых религий. В отличие от родственных ей авраамических религиозных течений иудаизма и христианства ислам четко связан с именем р...Большая актуальная политическая энциклопедия
  4. исламм. islam Итальянорусский словарь. Синонимы вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. исламмIslam m вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. исламислам м Islam m Синонимы вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. исламм.islam mem islamismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. исламсущ. муж. рода только ед. ч.магометанство мусульманская религияслам уem исповедовать ислам сповдувати слам...Большой русско-украинский словарь
  9. исламм. lIslam m...Большой русско-французский словарь
  10. исламИслам мастер серебряного дела. Черкесия. Вторая половина XIX в. Подпись Работал Ислам.center...Большой словарь оружия
  11. исламIslam вторая по величине из монотеистических мировых религий происходящая от учения пророка Мухаммеда в м столетии. Единый всемогущий бог Аллах требует от всех верующих ...Большой толковый социологический словарь
  12. исламIslam вторая по величине из монотеистических мировых религий происходящая от учения пророка Мухаммеда в м столетии. Единый всемогущий бог Аллах требует от всех верующих ...Большой толковый социологический словарь II
  13. исламм.lIslam m вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. исламИСЛАМ араб. букв. покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи Мусульмане. Возник в Аравии в в. Осн...Большой Энциклопедический словарь V
  15. исламIslam от ар. одна из мировых наиболее распространенных и влиятельных религий наряду с христианством и буддизмом. Ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в в. Основ...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  16. исламсамая молодая по времени возникновения мировая религия появившаяся среди населения Аравийского полуострова VII в.н.э. Ислам часто называют магометанством по имени его осн...География населения мира
  17. исламодна из наиболее распростр. религий араб. покорность. И. возник в Хиджазе в Зап. Аравии в нач. в. н.э. Причиной возникн. И. было образование клас. общества и госуд. у а...Древний мир. Энциклопедический словарь
  18. исламодна из наиболее распростр. религий араб. покорность. И. возник в Хиджазе в Зап. Аравии в нач. в. н.э. Причиной возникн. И. было образование клас. общества и госуд. у а...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  19. исламарабское буквально покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в в. Осно...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. ислампредание себя Богу покорность. Так называется монотеистическая авраамическая религия истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. В окончательном ...Ислам. Энциклопедический словарь
  21. исламИслам поарабски покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом е последователи мусульмане. Возник в Аравии в в. Основат...Исторический словарь
  22. исламИСЛАМ а м. islame m. ampLTараб. aslama. Магометанская религия мусульманствоem. БАС. Ислам или исламизм. Ян. . Религиозное учение Магомета возникшее в г. по Р. Х. и излож...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  23. исламараб. предание себя Аллаху покорность одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в конце VI начале VII веков в Хиджазе среди арабских пл...История и теория культуры
  24. исламарабск. islam предание вверение себя Богу одна из мировых монотеистических религий. Возник в Хиджазе в начале VII в. среди арабских племен Западной Аравии. Основатель ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  25. исламрел. ислам ислам ислам дн религия ислама...Казахско-русский словарь
  26. исламбуквально на арабском слово ислам означает послушание преданность Богу. Одна из наиболее распространенных мировых религий возникла в Аравии в VII в. на основе вероучения ...Краткий исторический словарик
  27. исламодна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VII в. н.э. Вероучение ислама изложено в Коране содержание которого по преданию было сообщено в соответствии с ...Краткий исторический словарь
  28. исламодна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VII в. н.э. Вероучение ислама изложено в Коране содержание которого по преданию было сообщено в соответствии с ...Краткий исторический словарь II
  29. исламараб. алИслам покорность предание себя Богу одна из мировых религий основатель Мухаммад действовавший в начале VII в. в Аравии признан мусульманами как посланник и пророк...Краткий религиозно-философский словарь
  30. исламрелигия распространенная в странах Ближнего и Среднего Востока в Азии и Африке а также среди некоторой части населения советской Средней Азии Кавказа. Возникла в VII веке...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  31. исламодна из мировых религий наряду с христианством и иудаизмом возникшая в VII в. в Аравии. Основатель Мухаммед объявивший себя посланником Аллаха Бога. Вероучение ислама из...Краткий толковый словарь по этнографии Крыма
  32. исламИслам religio Islamica Mahometana Muslimica Islamismus Mahometana religio Arabum fides Mahometanorum universitas universi Mahometani...Латинский словарь
  33. ислама м.em Одна из наиболее распространенных религий мира последователями которой являются мусульмане мусульманство.[От араб. islm предание себя воле аллаха] вера вероучение...Малый академический словарь
  34. исламкорень ИСЛАМ нулевое окончаниеОснова слова ИСЛАМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ИСЛАМ Слово Ислам содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  35. исламНачальная форма Ислам винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  36. исламIslam или мусульманство религия заповеди крой были ниспосланы в виде откровения Мухаммеду пророку Аллаха. Само слово ислам в араб яз. означает покорность Богу. Основопол...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  37. исламараб. букв. предание себя Богу покорность мусульманство магометанство одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникновение И. относится к началу...Новая философская энциклопедия
  38. исламИСЛАМ арабск. алИслам предание себя Богу покорность одна из мировых религий иначе мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале в. Это бы...Новейший философский словарь
  39. исламарабск. алИслам предание себя Богу покорность одна из мировых религий иначе мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале в. Это был пери...Новейший философский словарь II
  40. исламислам м. Одна из наиболее распространенных мировых религий возникшая в Аравии VII в. получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке в некоторых странах Дальнего ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  41. исламИслам Islam мусульм. религия основанная пророком Мухаммедом. Гл. принципы поклонение единому Богу неизбежность Судного дня и исполнение пяти обязанностей признавать осн....Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  42. исламислам ислам а...Орфографический словарь
  43. исламu м вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Орфографический словарь русского языка
  44. исламараб. букв. покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в в. Основатель ...Политическая наука - Словарь-справочник
  45. исламИслам араб.em букв.em покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в в. О...Политология. Словарь.
  46. исламислам исламы ислама исламов исламу исламам ислам исламы исламом исламами исламе исламах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  47. исламОрфографическая запись слова ислам Ударение в слове ислам Деление слова на слоги перенос слова ислам Фонетическая транскрипция слова ислам [злам] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  48. исламодна из трех мировых религий возник в начале VII в. н. э. в западной части Аравийского полуострова. Основателем И. был легендарный пророк Мухаммед основной источник мусул...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  49. исламмусульманство магометанство мировая религия возникшая в первой половине в. на Аравийском полуострове и получившая распространение во многих странах Азии Африки и Европы...Религиоведческий словарь
  50. исламОдна из трех после христианства и буддизма мировых религий. В историческом аспекте одна из самых молодых религий т.к. ее появление относится к раннему средневековью. Исто...Религиозные термины
  51. исламслям му мусулманство мохаммеданство. Перешл в лам перейшов на слям передався пристав до сляму до мохаммедово ври....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. исламИСЛАМ от араб. покорность одна из мировых религий сыгравшая наряду с православием важную роль в истории России. В качестве синонима используется слово мусульманство в пр...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  53. исламИСЛАМ от арабского покорность одна из мировых религий наряду с христианствомem и буддизмомem. Е последователи мусульмане отсюда др. название мусульманство. Возник в в...Русская энциклопедия
  54. исламислам аСинонимы вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Русский орфографический словарь
  55. исламIslam eo islamoMohammedanisme eo islamo...Русский-африкаанс словарь
  56. исламМ islam....Русско-азербайджанский словарь
  57. исламислам м.iIslam...Русско-английский словарь
  58. исламислам м. Islam....Русско-английский словарь II
  59. исламN...Русско-армянский словарь
  60. исламслам...Русско-белорусский словарь
  61. исламрел.i слам муж.i...Русско-белорусский словарь II
  62. исламислам м о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  63. исламисла вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Русско-ивритский словарь
  64. исламислам ислам дн...Русско-казахский словарь
  65. исламислам...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  66. исламислам...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  67. исламм. рел. ыслам....Русско-киргизский словарь
  68. исламyslnjio qngzhnjioСинонимы вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Русско-китайский словарь
  69. исламslm...Русско-крымскотатарский словарь
  70. исламИслям...Русско-крымскотатарский словарь II
  71. исламislams...Русско-латышский словарь
  72. исламЛалын шашинтан ислам...Русско-монгольский словарь
  73. исламм. Islam m....Русско-немецкий словарь
  74. исламисламм ....Русско-новогреческий словарь
  75. исламм релu islo mu islame mu isl mu islamismo m вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Русско-португальский словарь
  76. исламИсламislamu uis[i]lamu ед....Русско-суахили словарь
  77. исламислам ислом дини ислом...Русско-таджикский словарь
  78. исламм ислам дине...Русско-татарский словарь
  79. исламslam вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Русско-турецкий словарь
  80. исламislom...Русско-узбекский словарь Михайлина
  81. исламislm...Русско-чешский словарь
  82. исламсущ.муж.син. мусульманство ислам мусульман тн Аллах турра пу апни...Русско-чувашский словарь
  83. исламislam.strong islam...Русско-шведский словарь
  84. ислам.strong islam.strong muhamedi usk...Русско-эстонский словарь
  85. исламисламСинонимы вера вероучение исламизм магометанство мохамеданство мусульманство покорность путь ко спасению религия суннизм шиизм...Русское словесное ударение
  86. исламРелигия...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  87. исламИСЛАМ [арабск.] одна из мировых религий наряду с христианством ХРИСТИАНСТВО и буддизмом БУДДИЗМ религия мусульман вера в Аллаха как единого Бога и в его пророка Мухаммад...Словарь иностранных слов русского языка
  88. исламнародный танец кабардинцев и адыгейцев род лезгинки....Словарь исторических терминов
  89. исламот араб. букв. покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Осн...Словарь конфликтолога
  90. исламараб. islam предание вверение себя Богу] монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Возникла в Хиджазе в нач. VII в. среди араб...Словарь по истории психологии
  91. исламарабское покорность или мусульманство вероучение канонизированное в Коранекниге Мухаммеда ок. почитаемого верующими пророком одна из мировых религий. Этика И. по существ...Словарь по этике
  92. исламОдна из наиболее распространенных религий исповедующая веру и единого бога Аллаха. Возникла в в. в Аравии. Основателем И. считается Мухаммед Магомет. Два основных напра...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  93. ислам. Слово ислам происходит от четвертой глагольной формы корня слм аслама подчиняться и означает покорность Богу муслим мусульманин является причастием действительного за...Словарь религий, обрядов и верований
  94. исламислам см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  95. исламисламСм. вера....Словарь синонимов II
  96. исламислам См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. ислам мусульманство магометанство вера покорность религ...Словарь синонимов II
  97. исламислам мусульманство магометанство вера покорность религия суннизм шиизм вероучение...Словарь синонимов
  98. исламараб. дословно покорность одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель Мухаммед. В резул...Словарь-справочник по философии
  99. исламараб. покорность одна из наиболее распространенных религий иногда наряду с буддизмом и христианством называемая мировой религией. Ее последователи мусульмане откуда ее...Советская историческая энциклопедия
  100. ислам[араб. букв.предание себя богу покорность] мусульманство одна из трх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе в нач. в. среди араб. племн З...Советский философский словарь
  101. исламИСЛАМ арабское буквально покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в в...Современная энциклопедия
  102. исламИСЛАМ араб . букв. покорность монотеистическая религия одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом ее последователи мусульмане. Возник в Аравии в в. Осн...Современный энциклопедический словарь
  103. исламараб покорность одна из мировых религий. Возник в VII в. в среде арабовбедуинов. Его основатель Мухаммед уроженец г. Мекка. Ок. г. Мухаммед начал выступать с проповед...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  104. исламIslam религия мусульман монотеистическое вероучение основанное пророком Мухаммедом в Аравии в в. н.э. В настоящее время в мире насчитывается ок. млрд. чел. считающих себ...Страны и города мира. Словарь
  105. исламсущ ислам исламский мусульманский...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  106. исламиноск.em поклонники страна ислама магометанства последователи Магомета Ср.em Islam арабск.em путь к спасению покорность воле Божьей aslama покоряться.Синонимы вера вер...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  107. исламИсламъstrong иноск.em поклонники страна Ислама магометанства послдователи Магомета. Ср.em Islam арабск. путь къ спасеню покорность вол Божьей aslama покоряться.Синонимы...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  108. исламИСЛАМ исламизм м. мохамеданство мусульманство вера Мохамеда в переводе путь ко спасению....Толковый словарь живого великорусского языка
  109. исламислам [lt ар.] одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом возникшая в в. в аравии. основателем ислама считается мухаммед объявивший себя посланником алл...Толковый словарь иностранных слов
  110. исламИСЛАМ а м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трехмировых религий возникшая в Аравии в в. н. э. на основе почитания Аллахакак единого Бога. Вероучение ...Толковый словарь Ожегова
  111. исламИСЛАМ ислама мн. нет м. араб. islam букв. предание себя подразумевается воле аллаха книжн. Магометанская религия мусульманство....Толковый словарь русского языка II
  112. исламислам ислам а м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трх мировых религий возникшая в Аравии в в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Веро...Толковый словарь русского языка II
  113. исламИСЛАМ а м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трх мировых религий возникшая в Аравии в в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение...Толковый словарь русского языка
  114. исламУдарение в слове исламУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове ислам...Ударение и правописание
  115. исламRzeczownik ислам m islam m...Универсальный русско-польский словарь
  116. исламарабский буквально покорность Богу одна из трех мир. религий возник в VII в. в зап. рнах Ц. Аравии. Осн. мекканец Мухаммад. Осн. вероучения изложены в Коране. На У. про...Уральская историческая энциклопедия
  117. исламмусульманство предание себя богу Аллаху одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Возник в VII в. в Мекке потом в Медине и основателем считается ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  118. исламодна из основных мировых религий возникшая в веке н.э. на Аравийском полуострове. Основатель И. пророк Мухаммед которому Бог согласно исламскому вероучению сообщил свящ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  119. ислампоследняя из трех монотеистических религий основана пророком Мухаммедом отсюда другое название магометанство. Священной книгой признает Коран в котором по мнению мусульм...Философия политики
  120. исламИСЛАМ [араб. букв. предание себя богуem покорность] мусульманство одна из трх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе внач.em в.emem среди...Философская энциклопедия
  121. исламарабск. букв. покорность или мусульманство одна из наиболее распространенных религий возникшая в нач. в. в Аравии. Исповедуется в странах Ближнего и Ср. Востока Сев. А...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  122. исламараб. букв. предание себя Богу мусульманство одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом возникшая в нач. в. и распространенная гл. о. в странах Азии...Философский энциклопедический словарь II
  123. исламислам исламы ислама исламов исламу исламам ислам исламы исламом исламами исламе исламах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы вера веро...Формы слова
  124. исламвторая после христианства по числу последователей мировая религия более млрд. человек. Ее основал пророк Мухаммед в VII в. на почве арабских племенных религий в Аравии....Экономическая география. Словарь терминов
  125. исламСила Сим Слам Мила Лис Ислам Иса Амил Аил Сми Лима Маис Мали Сма Мис...Электронный словарь анаграмм русского языка
  126. исламИслам т. е. предание себя человеком Богу есть по Мухаммеду открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога Алла...Энциклопедический словарь
  127. исламт. е. предание себя человеком Богу есть по Мухаммеду открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога Аллах в бо...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  128. исламМечеть в виде дома.Лабе.Гвинея.ислам в Африке из мировых религий имеющая на континенте наибольшее значение и самая распространнная. По преданию небольшие группы привержен...Энциклопедический справочник «Африка»
  129. исламИслам см. Мусульманство....Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
  130. исламот арабского покорность одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ее последователи мусульмане отсюда др. название мусульманство. Возник в в. Основатель...Энциклопедия История отечества
  131. исламот арабского покорность одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ее последователи мусульмане отсюда др. название мусульманство. Возник в в. Основат...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  132. исламИСЛАМСм.ИСЛАМ А. МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯИСЛАМ Б. ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯИСЛАМ В. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИИСЛАМ Г. ИСЛАМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯИСЛАМ Д. НАПРАВЛЕНИЯ В ИС...Энциклопедия Кольера II
  133. исламИслам или мусульманствоstrong араб.em букв. покорность одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом возникшая в VII в. в Западной Аравии ее последователи...Энциклопедия культурологии
  134. исламИСЛАМ МАГОМЕТАНСТВО МУСУЛЬМАНСТВО от араб islam смирение англ. islam нем. Islam. Одна из мировых религий возникшая в начале VII в. Вероучение включает представление о е...Энциклопедия социологии
  135. исламИсламstrong. Заимств. в XVIII в. из тюрк. яз. где оно из араб. islmi покорность производного от глагола salamai покоряться воле бога....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  136. исламЗаимств. в XVIII в. из тюрк. яз. где оно из араб. islmem покорность производного от глагола salamaem покоряться воле бога.Синонимы вера вероучение исламизм магометанство...Этимологический словарь русского языка